> Путешествия Дэвида Боуи: «Moonage Daydream» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Путешествия Дэвида Боуи: «Moonage Daydream»

13 сентября 2022, 21:20 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]

На этой неделе опрос британского бесплатного телевизионного канала, Sky Arts, предлагающего 24 часа в сутки программы, посвященные высокому искусству, театру представлениям, фильмам и музыке, объявил Дэвида Боуи самым влиятельным британским художником №1 за последние 50 лет.

Дэвид Боуи оказал глубокое влияние на развитие разнообразных сторон искусства, включая музыкальные жанры, такие как рок, поп, глэм-рок, гранж, панк-рок, K-Pop, эмбиент и даже саундтреки к видеоиграм, а также и на другие аспекты культуры - моду, музыкальные клипы, исполнительское искусство и многое другое.

«Moonage Daydream» —документальный фильм о нем - «величайшей рок-звезде всех времен». Документальная лента создавалась 5 лет и наконец-то выходит в прокат. В картине показаны редкие, нигде ранее не публиковавшиеся кадры. Премьера проекта прошла в мае на Каннском международном кинофестивале.

История.

Moonage Daydream.

Образ.

Содержание.

Влияние.

Воспоминания.

Продолжение.

Дата выхода.

История.

Когда американский режиссер-документалист Бретт Морген попал на 8-ой месяц своего писательского кризиса в эпический проект о Дэвиде Боуи, он решил, что пора отправляться в путь.

Собравшись за несколько часов, он однажды утром покинул свой дом в Лос-Анджелесе и 1-ым же рейсом отправился в Альбукерке, город на Юго-Западе США, где Боуи снимал «Человека, который упал на Землю» (1976). Когда Морген прибыл, он взял такси до железнодорожной станции и отправился на Запад.

«Транзит был важной темой в жизни Дэвида. Он много говорил о поездке по железной дороге через Запад. И многие песни, которые он написал, появились во время некоторых из его поездок по Америке», — рассказывал он.

Морген захватил с собой свои записи: телефон, забитый всеми альбомами и экземпляр книги американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии «Тысячеликий герой». «Я думал об «Илиаде» и начал видеть путешествие Давида. Не то, чтобы все непохоже, но он создавал бури для себя. Внезапно сложился сценарий фильма о Боуи, который созревал уже 3 года», — вспоминает он.

Эта поездка была одним из многих способов, с помощью которых Боуи, изменчивая икона рока, умершая в 2016 году, оказала влияние на Моргена. Он - атмосферный документалист, известный тем, что в фильмах «Курт Кобейн: Черт возьми», «Ребенок остается в кадре» (совместно с Нанетт Бурштейн о голливудском продюсере Роберте Эвансе) и «Джейн» (о Джейн Гудолл- . британском приматологе, этологе и антропологе, после мира ООН, почетном члене Совета будущего мира), показал большие, изменившие мир личности.

«Moonage Daydream».

Фильм Моргена о Боуи «Moonage Daydream», который выходит в кинотеатрах и IMAX позиционируется не как традиционный документальный фильм, а как иммерсивный опыт. Он в равной степени психоделический и философский — штопор в тщательно сконструированных личностях Боуи, полностью собранных из архивных кадров и аудиозаписей, некоторые из которых редки и никогда ранее не транслировались. Эффект «галлюцинаторного музыкального автомата с убийственным подтекстом», как с благодарностью отметил один рецензент после его премьеры на Каннском кинофестивале этой весной.

Это не исследование жизни исполнителя от колыбели до могилы, хотя большая его часть следует хронологическому порядку.

Это и не фильм-концерт, хотя на сцене много кадров с Боуи. Все факты о человеке исходят из первых уст, по старым клипам, но половина из них противоречит друг другу. Тем не менее, вы уходите с чувством, что увидели сторону этого любимого артиста, о которой вы никогда раньше не знали. Это настоящее искусство.

Хотя были и другие документальные фильмы и много книг об артисте, это 1-ый проект, для создания которого был разрешен полный доступ к обширным архивам в имении Боуи. Они включают 5 миллионов предметов — от картин, рисунков и журналов до оригинальных музыкальных записей, фотографий и фильмов. Морген провел 4 года, просеивая архивы. Песни Для саундтрека к фильму были выбраны и адаптированы оттуда, а любое повествование исходит от самого Боуи.

По словам Моргена, семья Боуи давала ему неограниченный доступ ко всему, но не контролировало сам процесс. В какой-то момент он хотел обсудить, в каком направлении двигаться. «Должны ли мы больше двигаться к «Богемской рапсодии», биографическому фильму о Queen 2018 года и создать что-то вроде популистского пения? Или мы должны сделать это больше в духе Боуи, что может быть немного более авантюрным?» - спрашивал он. А ему ответили: «Ну, это твои проблемы». Тогда Морген для «Moonage Daydream» нанял Пола Мэсси - он получил Оскар за микширование звука в «Богемской рапсодии», которую, по словам Моргена, он смотрел 14 или 15 раз.

За поместьем Боуи следит бизнес-менеджер художника, Билл Зисблат. В семье Боуи — его вдова Иман, их дочь Александрия Захра Джонс, его сын от 1-ого брака, кинорежиссер Дункан Джонс. Они отказались отвечать на какие-либо вопросы по созданию фильма, но фильм поддержали. «Бретт Морген создал ошеломляющее свидетельство непреходящего влияния Дэвида на мир», — говорится в заявлении, сделанном ими через представителя.

Для Моргена одним из наиболее показательных моментов было то, как Боуи вел себя во многих интервью, часто с людьми, которые явно его не понимали. «Я никогда не видел, чтобы Дэвид говорил свысока, вел себя неуважительно, коротко, раздраженно», — говорил Морген. Возможно, это была просто вежливость в качестве обезоруживающей тактики, но Морген видел в этом нечто более глубокое — способность искать связь и глубину в любой ситуации. Это был посыл, который он пытался передать в фильме. По его словам, Боуи «пытался сделать каждый момент важным». «Это своего рода жизнеутверждающая дорожная карта о том, как вести удовлетворительную и полную жизнь».

Образ.

Морген, сценарист, режиссер и продюсер, столкнулся с горой материала и стал единственным редактором после того, как у производства закончились деньги. «Я был совершенно уверен, что сквозной линией творческой жизни Дэвида были хаос и раздробленность», — сказал Морген. Боуи, начиная с 1971 года, в своих интервью, постоянно озвучивал эти идеи, и, в конце концов, Морген принял их сам.

Тони Висконти, давний соратник и продюсер Боуи, был впечатлен калейдоскопом визуальных эффектов, повествования и музыки в фильме.

«Во всем этом есть техническое волшебство. И когда вы увидите и услышите, особенно в кинотеатре IMAX, вы получите максимум от Боуи — сенсорную перегрузку», — написал он в электронном письме.

«Дэвид был бы очень впечатлен этим фильмом», — добавил он.

По словам Моргена, он впервые предложил Боуи сделать гибридный научно-популярный фильм в 2007 году, когда артист уже думал о том, как использовать свои архивы, но время и масштаб были неподходящими. Он изучал аналогичную научно-популярную историю с оставшимися «Битлз», когда Боуи умер, и звонок давнему бизнес-менеджеру Боуи - Биллу Зисблату воскресил фильм.

Содержание.

Основываясь на обзорах фильмов с премьеры «Moonage Daydream» на Каннском кинофестивале в начале этого года, трудно подытожить содержание фильма. Критик Роберт Дэниелс, с американского сайта кинообзоров RogerEbert, описывает это как «напыщенное, чрезмерно стимулирующее, острое, жизнеутверждающее и рискованное обобщение духа художника и его взросления как личности».

Кори Сеймур из Vogue называет это «великолепно захватывающим калейдоскопическим исследованием не столько жизни Боуи здесь, на земле, сколько жизни, которую он прожил в своей голове и своем сердце, которая привела его к созданию своего искусства».

Фильм, практически, исследует всю карьеру Боуи, охватывающую 60 лет и 26 студийных альбомов. Однако вместо того, чтобы быть рассказанным в традиционном документальном стиле, он основан на собственном повествовании Боуи и, возможно, больше сосредоточен на его собственном концептуальном путешествии.

Фильм не просто опирается на искусство монтажа — это один длинный монтаж. Точнее, коллаж. Это может быстро надоесть, но режиссер Бретт Морген отлично справляется с материалом. И такой переменчивый артист, как Боуи, заслуживает (даже требует!) неортодоксального обращения.

Боуи называют хамелеоном за его чрезвычайно разносторонний талант. Почти с каждым альбомом он брался за новый музыкальный жанр, много раз полностью переопределяя его с одной попытки, а иногда изобретая новые жанры полностью и двигаясь дальше, как будто он даже не заметил. Это было сердцем Боуи, который боролся со своим желанием постоянно меняться. Его приводила в ужас перспектива быть ограниченным одним жанром или художественным средством и еще больше он был в ужасе от того, что, возможно, унаследовал шизофрению своей матери.

По всем этим причинам традиционный биографический фильм, рассказывающий о значительных событиях его жизни, как заученный контрольный список, просто не в состоянии уловить, кем был художник — и почему лихорадочная, легкомысленная одиссея сенсорного опыта, как показано в трейлере фильма, была бы лучшим способом запечатлеть Дэвида Боуи как художника/персону и как человека, чье настоящее имя было Дэвид Джонс.

В фильме использован отличный концертный материал, с которым помогли американский режиссёр - документалист Дон Алан Пеннебейкер, британский режиссер музыкальных клипов и концертных фильмов Дэвид Маллет и многие другие, и кадры старых интервью (некоторые из них с классного западногерманского телевидения, некоторые из Шоу американского ведущего Дика Каветта). Видео взяты из любого места, где Боуи появлялся перед камерой.

Такой подход вызывает споры о «Moonage Daydream» - является ли фильм смелым ходом или провалом. Кто-то будет сбит с толку этим фильмом и может задаться вопросом, почему эта рок-звезда появляется в японском лагере для военнопленных.

Нежелание Моргена предложить контекст для некоторых (большинства!) из этих визуальных контрапунктов, по мнению критиков, является панацеей против скучных документальных фильмов.

Дальше идет скачкообразное путешествие по ассоциативным образам. В старом интервью Боуи, рассказывающем об искусстве исполнения (он предлагает образ Зигги Стардаста, вымышленного персонажа, созданного Дэвидом - фигура его концептуального глэм-рок-альбома The Rise and Fall of Ziggy), отрывки из «Метрополиса», Микки Мауса, Бастера Китона, какой-то научной фантастики 50-х и реальных изображений из космоса – все, как бы смешиваются в блендере. И это здорово, потому что артист настроен на крутые гитарные партии Мика Ронсона и всегда чувствует ритм. Но зрители, ищущие большей ясности, могут подумать: «Непонятно, а что я смотрю?»

Неожиданно появляются разные темы. Боуи никогда не может сидеть на месте, он должен постоянно изобретать себя заново.

Итак, после ошеломляющего межпланетного успеха The Rise And Fall of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars (и его стиля написания песен, близкого к мюзик-холлу), в Лос-Анджелесе были проведены декадентские годы. Вы видите, как молодой, красивый Боуи пьет 2%-ное молоко прямо из коробки, затем вы оказываетесь в Берлине, чтобы разобрать рок-н-ролл до его субатомных частиц с помощью альбомов Low, «Heroes» и Lodger, а потом человек, который говорит, что хочет заниматься только гиперинтеллектуальным искусством, решает, что нужно сделать мир счастливым местом, и записывает Let’s Dance. А затем, он сообщает, что кто-то - слишком популярный (и слишком богатый), видимо делает что-то не так, и спешит вернуться на более эзотерическую территорию.

Цикл повторяется снова и снова, и Морген позволяет вам самостоятельно попытаться понять психологию Боуи. За исключением краткого приветствия Брайану Ино (британский композитор, специализирующийся в области электронной музыки неакадемических жанров и стилей), ни один из сотрудников Боуи не называется по имени.

С такой обширной карьерой артиста многое упускается из виду. Но здесь все еще есть зарытые сокровища, в частности, множество картин и скульптур Боуи. Есть кое-что из его «видеоарта» 70-х, которое не так хорошо смотрится на экране, но указывает на то, что нужно попробовать новые инновации.

Влияние.

Чего Морген не осознавал, так это того, насколько создание фильма изменит его самого, особенно после того, как в 47 лет он перенес серьёзный сердечный приступ. Он сказал в телефонном интервью, что пролежал в коме неделю. Это изменило его образ мыслей, сформировало его подход к истории и переориентировало его собственную жизнь как женатого отца 3-х детей. Целеустремленный Боуи помог Моргену, которому сейчас 53 года, такому же трудоголику, найти равновесие.

Это очень помогло режиссеру, когда он редактировал фильм полностью, в одиночку, во время 1-ого пика ковида (опасение за свое здоровье сделало его сверхосторожным). «Я сидел 1 в этом здании, снимая фильм о художнике, чья профессия — изоляция, и о том, как направить ее в творческое русло. Поэтому я чувствовал, как он последовательно описывает мир, в котором я живу», — вспоминал он.

Воспоминания.

Перед созданием фильма Морген посетил Висконти в его студии в Нью-Йорке. «Мы были в комнате, где он записывал, как Дэвид исполняет «Blackstar» — альбом, который Боуи выпустил за 2 дня до своей смерти. Это было довольно напряженно», — рассказал Морген. Висконти сыграл его «Комитет Лебедя» -трек в стиле фолк-рок со 2-ого альбома Боуи, без вокала. Эта песня, написанная Боуи, когда ему было около 22 лет, заканчивается повторяющейся лирикой: «Я хочу жить».

«Дэвид плакал на протяжении всего выступления», — вспоминал Морген.

Именно такие эмоции — ненасытные и ранимые — задали тон фильму. «Moonage Daydream», который создавался 5 лет. Моргену и его команде потребовалось более года только на то, чтобы передать часы записи концертов и выступлений, изображения картин Боуи и другой контент из поместья Боуи, а также дополнительные кадры, полученные архивариусом Моргена, и около 2-х лет, чтобы просмотреть все это.

Продолжение.

Но фильм вряд ли можно назвать законченным. Нет никаких интервью ни с кем другим, и нет упоминания, например, об Игги Попе, с которым Боуи скрывался в Берлине в один из самых творчески плодотворных периодов его жизни, или о Найле Роджерсе, который помог ему переосмыслить свою карьеру поп-исполнителя в 80-е годы.

Сексуальная ненасытность и наркомания, брак с сомалийской и американской топ-моделью и предпринимателем Иман, которые обычно широко представлены в истории Боуи, упоминаются только в монтаже и нервных отрывках из интервью. «Мне нужно это разъяснять? Мне это кажется вульгарным», — сказал об этом Морген.

«Этот фильм никогда не задумывался как фильм о Дэвиде Джонсе», — сказал Морген, используя настоящее имя Боуи. Морген объяснил, что каждое появление Боуи на экране, включая интервью, было перформансом, и именно это он хотел запечатлеть. «Это фильм о Боуи в цитатах», - добавил он

Дата выхода.

Дата выхода «Moonage Daydream» — 16 сентября 2022 года.

Название фильма происходит от одноименной песни Боуи 1971 года, в которой представлен Зигги Стардаст, легендарная вымышленная личность Боуи, инопланетная рок-звезда с Марса, которая прибывает на Землю, чтобы спасти ее от надвигающегося апокалипсиса.

Картину распространяет известное издательство NEON, чьи фильмы трижды за последние 4 года получали главный приз Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь. В настоящее время ее уровень перед широким выпуском фидьма - 93% на RottenTomatoes - сайте-агрегаторе рецензий, где собирают обзоры фильмов и сериалов из различных изданий, информацию о фильмах и новости кинематографа.

Это первый фильм о Дэвиде Боуи, официально одобренный его наследниками.

Если в Moonage Daydream и есть смысл, то он вторичен по отношению к эмпирическому характеру фильма. Это вряд ли стук. На концерт идут, чтобы получить удовольствие, а не обязательно для того, чтобы получить жизненные уроки. Оставьте подобные вещи для других, менее документальных фильмов.

В публикации частично использованы материалы источников The New York Times, Av Club, Movieweb.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте