В течение 1990-х уровень безработицы в США упал на 2%, а количество всех преступлений снизилось сразу на 40% (по разбоям, грабежам и убийствам ещё больше). Ученые начали гадать в чём причина? Хорошая работа полицейских? Контроль за оборотом наркотиков и оружия? Повышение уровня жизни населения? Но всё оказалось до банальности просто.
Вскоре обнаружилась куда более весомая причина снижения преступности в США начала 1990-х, чем все остальные, вместе взятые. Причину звали Норма Ли Маккорви. В 16 лет Норма вышла замуж и родила старшую дочь Мелиссу, но воспитывать её не смогла – ребёнка забрала себе бабушка. Вскоре она нагуляла дочь Дженнифер, которую передали на усыновление. В 21 год она была беременна в четвёртый раз, не имела ни образования, ни работы, состояла в сложных отношениях с алкоголем и наркотиками. Очередной ребёнок был нужен Норме как ежу футболка, но избавиться от него она по закону не имела права. И тут ей свезло: амбициозные адвокаты-феминистки Линда Коффи и Сара Веддингтон искали такую, как она, чтобы торпедировать многолетний запрет на аборты.
Так начался знаменитый процесс «Роу против Уэйда». Джейн Роу – это псевдоним Нормы Маккорви, под которым она подала иск к штату Техас и в декабре 1972 г. его выиграла. В США властвует прецедентное право – и право женщины на аборт тут же распространилось на всю территорию страны. В 1973 г. в Штатах свершилось 800 тыс. абортов, к концу десятилетия – 1, 6 миллиона. Исследователи потом вполне аргументированно доказывали, что те страшные бандиты, которые в 18–20 лет должны были залить кровью улицы американских городов в начале 1990-х, просто не родились. Так, в Румынии рождаемость подскочила вдвое. А преступность – вчетверо.
Поэтому надо крепко подумать, так ли нам нужно увеличение рождаемости, чреватое увеличением преступности.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».