Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Балтия → Общество 13+

Театральный критик Елена Фрумин-Ситникова: Посмотрела закрытие Московского кинофестиваля – на этот раз скромненько​

, 14:17 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Театральный критик Елена Фрумин-Ситникова: Посмотрела закрытие Московского кинофестиваля – на этот раз скромненько​
Фото: Александр Воздвиженский

Завершился 44-й Московский международный кинофестиваль, который проходил с 26 августа по 2 сентября. История ММКФ начинается аж в 1935 году, тогда фестиваль прошел в первый раз… Потом наступил перерыв почти в четверть века, поэтому отчет ведется с 1959 года. И вот завершился 44-й! Подведены итоги. Своим мнением о ММКФ поделилась театральный критик Елена Фрумин-Ситникова.

«Посмотрела закрытие Московского кинофестиваля.

Ну так себе организовано. Скромненько, и даже более чем. Свернули процедуру за час.

По-быстрому раздали призы.

Из радостного — лауреаты, приехавшие их разных стран, говорили на своём языке, а не английском. Есть, оказывается, ещё множество языков, народов и традиций. И кино есть не только голливудское, а самое разное. И не все хотят быть похожими на американцев. И это внушает надежды на возрождение национального кино, как это было когда-то.

Что касается российской кино-элиты, то, как мне показалось, все они были в лёгкой скорби. Как бы против воли говорили какие-то правильные вещи, но звучало это не всегда убедительно. Но всё-таки звучало. Так что есть надежда, что попривыкнут, поймут, что Канны им больше не светят, да и снимут что-то действительно хорошее.

Так что смотрим в будущее с осторожным оптимизмом.

Никита Сергеевич Михалков не приехал. Почему — не объяснили.

И, наверное, правильно сделал, потому что в финале председатель жюри Евгений Миронов решил не говорить о фестивале, а вместо этого произнёс довольно длинную и прочувственную речь со слезой, посвящённую наконец покинувшему этот бренный мир Горбачёву.

«Он очень любил творческих людей, любил общаться с ними. Я это знаю не понаслышке, – сказал Евгений Миронов. – Он сам был творческим человеком, очень открытым, с большим сердцем. Скромным, с другой стороны. Иногда очень доверчивым к людям, иногда нерешительным. И он никогда не боялся говорить о своих ошибках... Многие говорят, что он оказался на обочине, потому что не успел за временем. А может, он опередил это время. История все рассудит..."

И ещё добавил, что на сцене театра Наций шёл спектакль, который прямо так и назывался «Горбачёв». Почему «шёл», а не «идёт», маэстро не объяснил. Не стал углубляться в детали. А зря. Спектакль больше не идёт потому что партнерша уважаемого г-на Миронова, актриса Чулпан Хаматова, сбежала из России и теперь в перерывах между интервью о невыносимости бытия в России работает в театре, руководимом заслуженным русофобом Альвисом Херманисом. Который, к слову, являлся постановщиком спектакля «Горбачёв».

Очень жаль, что эти детали не прозвучали из уст г-на Миронова. Было бы любопытно посмотреть на реакцию его коллег.

В финале своей прочувственной речи он попросил зал встать, дабы почтить память покойного. Кто-то встал, большинство осталось сидеть.

В общем, не хватало только пустить по рукам очередное воззвание «нет войне». Первое-то вроде сам Миронов и сочинял. Ну или его помощники.

Ох, как всё сложно с российским креативным классом. Сначала пишут гневные воззвания, потом понимают, что могут потерять всё, включая самый богатый театр страны с его немыслимым бюджетом. Потом едут на Донбасс и дают трогательное интервью (которое, если честно, было, видимо, настолько вымученным, что даже у столь талантливого актера не прозвучало убедительно). Потом им за лояльность дают порулить фестивалем.

А в результате тонкая творческая натура таки берет своё. И хоть небольшую (а может и большую), но ложку дёгтя из себя выделяет.

А самая последняя фраза поразила больше всего: «44-й Московский кинофестиваль закрыт»!

Не «объявляю закрытым», а просто «закрыт».

Но всё-таки будем надеяться, что не закрыт, а только начинает жить по-настоящему. Если всё пойдёт как надо, то и в России, и в адекватной части мира появится мощное, самостоятельное кино, достойное продолжить великое советское. Другого выхода просто нет.

Ну а те, кто скорбит о золотых каннских ветках и временах почившего последнего Генсека, либо поймут, что времена изменились, либо будут тихонько плакать где-то за кулисами. Либо переберутся в «свободный» мир, поближе к обожаемым евро-ценностям. Хотя вряд ли. Слишком эти оставшиеся умны».

Татьяна Тимука
Татьяна Тимука

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram