Аргументы Недели → Общество 13+

Дурно пахнет: в Хабаровском крае провалена мусорная реформа

, 12:06

Борьба с незаконными свалками - одна из приоритетных задач, поставленная перед руководством регионов в ближайшее время. Для решения этой задачи в 2019 году в России была начата «мусорная реформа». Она должна была в федеральных масштабах привести к оздоровлению экологии. Главная роль в исполнении этого плана возлагается на региональных операторов. Именно они должны взять на себя весь цикл по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Однако вывоз - отнюдь не бескорыстное волонтерство. Это очень хорошие деньги. 11,5 млрд рублей - столько получит за работу в Хабаровском крае компания с самарскими корнями. Почему именно самарская? Неужели нет местных ресурсов? Возможно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Ведь появилась эта компания в этих местах сразу после того, как посту губернатора занял Михаил Дегтярев, у которого тоже самарские корни и масса полезных знакомств в городе на Волге.


Ветер с Волги.

Информация о проведении конкурса появилась летом прошлого года. Разыгрываемый лот касался так называемой зоны деятельности №1 – согласно утверждённой территориальной схеме, это город Хабаровск и район имени Лазо. Мусорный рынок всегда считался прибыльным, и желающих занять в нём своё место достаточно.

Уже через два месяца, 19 октября 2021 года, между министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО «Хабавтотранс-ДВ» было заключено соглашение, по которому этой организации отводилась роль регионального оператора по Хабаровску и району имени Лазо. Нюанс в том, что на этот лакомый кусок в конкурсе был всего один претендент. Не последнюю роль в этом сыграло то, что банковская гарантия оказалась на этот раз в пять раз выше обычного - 115 млн рублей. Не каждый потянет.

А еще в конкурсе не было прописано условие, по которому претендент должен был подтвердить имеющиеся технические возможности для оказания услуг по вывозу ТКО в Хабаровске до объектов обработки и сортировки. Согласно действующему законодательству регоператор обязан сортировать и перерабатывать не менее 30% от общего объёма мусора. Но на это условие организаторы конкурса легкомысленно махнули рукой, и новый регоператор фактически может отправлять отходы напрямую на полигон.

Так кто же этот новый региональный оператор? ООО «Хабавтотранс-ДВ» создано в 2016 году, в 2019-м получило лицензию на осуществление деятельности с отходами. Возглавляет компанию некий Валерий Дунисов, который до октября 2012 года руководил ЗАО «Инновационный центр «Жигулевская долина». Дунисов, судя по ИНН, является уроженцем Самарской области, то есть ниточки тянутся в город на Волге. Примечательно, что Дунисов сменил на посту директора ООО «Хабавтотранс-ДВ» Сергея Пайста после того, как выкупил 100% доли в ООО у прежних учредителей.

Валерий Дунисов - уроженец Самарской области ныне командует уборкой мусора в Хабаровске
Валерий Дунисов - уроженец Самарской области ныне командует уборкой мусора в Хабаровске

По условиям соглашения вышеозначенное ООО «Хабавтотранс-ДВ» должно было начать вывозить твёрдые бытовые отходы начиная с 1 мая этого года, обеспечив заключение договоров с перевозчиками, наладить логистику для первичной сортировки, переработки мусора и дальнейшего его захоронения на официальном полигоне, рассчитать и утвердить обоснованный тариф для потребителей.

Но 1 мая этого не случилось. Министерство ЖКХ Хабаровского края официальным письмом сообщило, что «регоператор по обращению с ТКО в зоне деятельности №1 обязан приступить к предоставлению услуги по обращению с ТКО не позднее 1 июля 2022 г». О причине переноса срока ничего сказано не было.

Сапожники без сапог.

На самом деле, причина эта лежит на поверхности и банальна до смеха. «Хабавтотранс-ДВ» не смогло начать исполнять соглашение из-за обычного отсутствия технической и физической возможности сделать это самостоятельно. Кроме денег у ООО ничего нет. Чтобы запустить работу, выбранному регоператору нужно было объявить дополнительные новые конкурсы и выбрать организации, которые будут собирать и транспортировать ТКО, то есть найти субподрядчиков, оставаясь фактически обычной прокладкой для «освоения бюджета».

В итоге, ООО «Хабавтотранс-ДВ» объявляет конкурсы для определения перевозчиков. Надо ли говорить, что во всех случаях в условия аукциона также была внесена обязанность участников получать банковские гарантии на десятки миллионов рублей, что отрезало хабаровские предприятия от возможности бороться за победу в конкурсах? Реальные критерии, позволяющие судить о возможности претендента выполнять взятые обязательства не виртуально, такие как наличие автопарка, активов, сотрудников и реальной возможности собирать и транспортировать отходы, регоператор в условия конкурса не включает. Действительно, зачем нужны мусоровозы для перевозки мусора? Баловство это все. Достаточно денег.

Мусоровозы на самарских номерах вывозят мусор в Хабаровске
Мусоровозы на самарских номерах вывозят мусор в Хабаровске

Однако краевое Министерство ЖКХ в декабре 2021 года без замечаний согласовало эту смешную конкурсную документацию.

В итоге подрядные договоры заключены с двумя организациями, не имеющими никакой материально-технической базы. Самое удивительное, но отнюдь не неожиданное, что эти компании юридически и фактически расположены в… Самаре. Это ООО «Норма» и ООО «Квант».

Победа иногородних компаний больно ударила по бюджету региона. Ведь он существует в основном за счет налогов. А все налоги самарцы будут платить в налоговую своего субъекта по месту регистрации. Так что платят хабаровчане, а получают эти деньги власти Самары. Но с другой стороны – с мусором-то бороться надо. Лишь бы работали хорошо. Может быть, самарские «варяги» на этом собаку съели?

В качестве жеста доброй воли ООО «Норма», зарегистрированное в Самаре, подало в УФНС уведомление о смене места нахождения на Хабаровск. Аналогичное уведомление было подано и самарским ООО «Квант». У обеих компаний в качестве основного вида деятельности указан «сбор неопасных отходов».

Компании с самарской пропиской, с которыми компания уроженца Самары Дунисова заключила подряды, контролируются выходцами из структур депутата Самарской Губернской Думы Александра Милеева. Откуда такая страсть у самарских предпринимателей к дальневосточному Хабаровску? Ответ прост – регион возглавляет еще один самарец Михаил Дегтярев, который губернаторствует здесь уже второй год.

Оба Самарские: губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв и Александр Милеев. Последний сообщал в своих соцсетях как несколько раз побывал в Хабаровске у земляка
Оба Самарские: губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв и Александр Милеев. Последний сообщал в своих соцсетях как несколько раз побывал в Хабаровске у земляка

Дегтярев и Милеев не просто земляки, но и отлично знают друг друга по работе в Самарской Губернской Думе. Двум бывшим парламентариям областного масштаба договориться труда не составило. Милеев навещал Дегтярева в Хабаровске, о чем бойко сообщал в своих социальных сетях. С какой целью? Может быть, по-дружески в баньке попариться. А может и порешать деловые вопросы. Кто знает? Во всяком случае хабаровский мусорный бизнес «совершенно случайно» отошел товарищу-земляку действующего губернатора. Бывают же такие совпадения!

Кстати, сразу после приобретения статуса подрядчика «Норма» и «Квант» направили действующим местным предприятиям предложения фактического исполнения работ по сбору и транспортировке ТКО. Только плату им предложили низкую.
Знакомая схема, правда? Та же самая «теория прокладки», которая нужна исключительно для того, чтобы снять пенку с бюджетных денег, а реальным исполнителям кинуть же обглоданную косточку. Но план не сработал - местные от подачки с барского стола отказались.


Мусорные деньги.

В настоящее время вывоз и обработка ТКО не являются коммунальной услугой и находятся в ведении управляющей организации или ТСЖ. Управляющие компании больше не заключают договоры с перевозчиками отходов и не ищут выгодные варианты. Региональный оператор теперь один и является монополистом. Комитет по ценам и тарифам 9 апреля утвердил тариф для потребителей на единую услугу регионального оператора по вывозу мусора. Цена теперь другая. И разумеется, ниже она не стала - так не бывает. Вместо 550 рублей за вывоз 1 куб м твёрдых бытовых отходов потребители будут платить 779,71 рублей. Основания для повышения тарифа – неизвестны. Точнее известны, но никто об этом вслух не скажет. Причина называется «нам нужно больше денег».

В Хабаровске не производились замеры образуемого мусора, соответственно сам расчёт нормативов накопления ТКО, напрямую влияющий на тариф, сделан, что называется, «от балды». Сократить расходы на вывоз мусора позволит раздельный сбор отходов. В этом случае размер платы за коммунальную услугу определяется реальным объемом ТКО, вывезенным с контейнерной площадки - исходя из фактически вывезенного объема, а не по нормативу накопления твёрдых коммунальных отходов. Указанный тариф, а также соглашение между министерством ЖКХ и региональным оператором не предусматривают каких-либо мероприятий по сортировке и переработке мусора, что ставит под угрозу экологическое благополучие жителей.

А сколько за эту экологическую катастрофу получат мусорные подрядчики? Цифры получаются интересные.

По данным Министерства ЖКХ Хабаровского края, ежегодный объём мусора составляет примерно 200 тысяч тонн в год (или примерно по 22,5 кг с жителя). Комитет по ценам и тарифам утверждает тариф на сбор, вывоз и утилизацию мусора – 6 600 руб. за тонну. Производим простой подсчёт:

200 тыс. тонн мусора умножаем на 6 600 руб., получаем - 1 миллиард 320 миллионов рублей.  Впечатляет, да? Ради такого ломтя стоило ехать с Волги в Хабаровск.


Гнилым запахло.

1 июля региональный оператор и подрядчики из Самары наконец-то приступили к своей деятельности. Результаты оказались предсказуемыми.  Мусор по несколько дней стоял в баках, вывозить его не успевали или попросту не могли, на горячую линию оператора было не дозвониться. Социальные сети пестрили переполненными мусорными контейнерами, а по городу ползло зловоние. Июль – это самый жаркий и знойный месяц в году.

Мусорный коллапс: горы отходов, вонь и полная антисанитария
Мусорный коллапс: горы отходов, вонь и полная антисанитария

То, что новая структура не справляется с задачей, стало очевидно в первый же месяц ее работы. На своей летней пресс-конференции губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев оправдывал своих самарских знакомцев, дескать, в городе неудобные контейнеры, такие мусорки неудобно опустошать и надо будет купить новые. Разумеется, за счет жителей Хабаровска. Но народ лапшу на ушах терпеть не стал. Хабаровские общественники через почтовые ящики в домах начали распространять шаблон обращения в прокуратуру из-за проблем с вывозом мусора.

Но на этом претензии к региональному оператору и его подрядчикам не заканчиваются. Инициативная группа предлагает людям присоединиться к коллективному иску к регоператору. По подсчетам активистов, новый тариф на вывоз мусора превысит прежний минимум на 30 процентов, и для многих потребителей это станет существенным ударом по кошельку. Первые иски от участников ТСЖ уже направлены в суды Хабаровска: суть одна – тарифы неоправданно дорогие.

Бизнесменам еще веселее. Они станут платить за вывоз мусора с учетом всей площади, которая арендуется или есть в собственности. Затраты на эту коммунальную услугу хабаровчане в ближайшее время увидят в арендной плате за коммерческие помещения, в товарной наценке. Можем ли мы сегодня позволить себе такое удорожание, когда все внимание государства нацелено на поддержку местного бизнеса? А ведь заявлена цель, что Хабаровский край должен стать привлекательным и для жителей, и для бизнеса, и для потенциальных инвесторов. Привлечем туристов бешеными ценами? Отличная идея!

Помимо денег, во всей этой истории, которая дурно пахнет, есть и еще одни немаловажный вопрос – вопрос экологии. Безопасность, чистота, экологичность – это то, что сегодня ставится в приоритет руководством страны.

Качество вывоза мусора в Хабаровске хромает. Это ощущают почти в каждом дворе
Качество вывоза мусора в Хабаровске хромает. Это ощущают почти в каждом дворе

Как в этом свете выглядит удивительный факт, что поддерживая самарских мусорщиков организатор торгов – Министерство ЖКХ - разрешает не сортировать и не перерабатывать мусор. Все эти идеи с раздельными мусорными контейнерами и переработкой летят коту под хвост. И это при том, что в Хабаровске есть два объекта сортировки и переработки - МПС «Северная» и МПС «Южная», на деятельность которых утвержден тариф в размере 1426 рублей за 1 тонну. Эти объекты утверждены территориальной схемой и являются неотъемлемой частью схемы потоков.

Причина нарушения схемы потока со стороны Министерства ЖКХ тоже не слишком сложна. Ни одному региональному оператору экономически не выгодна сортировка и переработка ТКО. Валить мусор в гигантские полигоны - гораздо проще. Но как эта безответственность выглядит в свете «мусорной реформы»? Не стоит ли оценивать это все как признание регионального оператора: «Да плевать мы хотели на государственные программы, мы тут проездом, сорвем бабла  - и домой, на Волгу»? А как тогда расценивать участие в этом безобразии Министерства ЖКХ Хабаровского края? Они тоже потом «на Волгу» собрались?

Кто разрешил превратить Хабаровск в мусорную столицу Дальнего Востока, и кто понесет за это ответственность?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram