Первого сентября школьники могут принести учителю один общий букет вместо множества отдельных, а сэкономленные деньги перевести в помощь тяжелобольным детям. Директор Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Елена Мартьянова в интервью «Аргументам недели» рассказала подробности о проведении акции «Дети вместо цветов».
- Акцию «Дети вместо цветов» придумал педагог одного из московских лицеев в 2014 году. Идею поддержали многие учителя и ученики. А как это идея «дошла» до вас? Почему, на ваш взгляд, выбрали именно ваш фонд, чтобы помочь детям?
- Суть акции «Дети вместо цветов» — это добровольные инициативы множества разных людей: учителей и родителей. Это и делает акцию такой живой, непосредственной, привлекающей с каждым годом всё новых участников.
В 2014 году, когда акция проводилась впервые, в ней участвовали 30 школ — тогда удалось собрать около полумиллиона рублей. Инициатор акции — учительница Ася Штейн — предложила перевести деньги надежным фондам с прозрачной отчетностью — среди них, например, был фонд «Детские сердца», который помогает детям с врожденными заболеваниями сердца, фонд «Кислород», помогающий детям с муковисцидозом, фонд РДКБ, который помогает детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями. И наш фонд помощи хосписам «Вера», помогающий детям и взрослым с неизлечимыми заболеваниями. Участники сами принимали решение — в какой из фондов переводить собранные деньги.
В 2015-м году мы подхватили идею акции и много сделали для того, чтобы она стала удобной, прозрачной, и работала не только для сбора средств — но и для того, чтобы больше людей узнали, что даже если ребенок неизлечимо болен — он имеет право на детство, имеет право быть счастливым и жить с родителями.
В тот год к акции присоединилось уже 170 школ и более 300 классов — в основном, из Москвы и Подмосковья. Наши сотрудники и волонтёры успевали в сентябре прийти почти ко всем, кто хотел — и провести «Уроки доброты». Это такой формат, когда в рамках классного часа можно поговорить с детьми о благотворительности: например, через акцию «Дети вместо цветов» показать, как небольшие дела в итоге ведут к большим переменам — и в результате получается сделать мир лучше. В итоге в течение нескольких лет стали появляться частные инициативы: школьники рисовали стенгазеты для детей, которым помогает фонд, записывали для них видеоприветы, передавали подарки. Сейчас мы уже физически не можем отправить волонтеров ко всем, но подготовили и обновили все материалы для «Уроков доброты», чтобы учителя в разных регионах России могли подготовиться и провести классный час.
- Когда акция стала набирать обороты, приходилось ли какое-то время сталкиваться с недоверием?
- Иногда мы сталкиваемся с ним и сейчас — например, не все учителя и родители знают наш фонд. Есть люди, которые по-прежнему не доверяют благотворительным фондам. Всё это не повод для осуждения, во многих случаях можно обсудить сомнения с другими родителями или учителем. В этом деле пригодятся вспомогательные материалы от фонда «Вера» с ответами на часто задаваемые вопросы об акции — их можно найти на официальном сайте акции dvc.fondvera.ru.
А ещё там можно найти отчеты по итогам акции за прошедшие годы — мы публикуем их ежегодно вместе с детским хосписом «Дом с маяком». Там не только цифры, но и реальные истории детей, которым помогли участники.
К нам приходят за советами разные фонды (в том числе региональные), спрашивают, как лучше проводить акцию. Для нас очень важно, чтобы соблюдались принципы добровольности и прозрачности. Это главный совет — так как благодаря акции «Дети вместо цветов» начинается путь в благотворительность не только для многих детей, но и для взрослых. Очень важно, какой опыт они получат. От этого зависит, продолжат ли они помогать дальше.
- Что лично для вас значит эта акция?
- В первые годы проведения акции я и представить не могла как много
у нас детей, которые могут жить дома с родителями, несмотря на то, что за них, например, дышит аппарат искусственной вентиляции лёгких. Или несмотря на то, что они никогда не смогут ходить своими ногами. Жить в любви и заботе, отмечать дни рождения, играть с котом и даже снимать видео в TikTok.
Мы стараемся рассказывать, что реанимация и больница — это не то место, где должен жить ребенок. Моя мечта — чтобы мы чаще видели родителей с самыми разными детьми на детской площадке или в школе. Это будет значить, что и в обществе произошли существенные изменения.
- В 2020-й пандемический год, когда дети учились дистанционно, вы собрали более 33 млн рублей. Получили 6500 заявок от классов на участие. Это очень хороший результат. Как думаете, с чем это связано?
- Для нас, как и для всех других НКО, это был сложный год. И сумма сбора была меньше, чем обычно — в предыдущие два года удавалось собрать больше 50 млн рублей. Но, бесспорно, это был адекватный ситуации сбор. Я думаю, что это результат нашей работы в прошлом — про акцию знают, некоторые классы участвуют не первый год. Многим хотелось сохранить традицию несмотря на изменившиеся обстоятельства.
Кроме того, кажется, пандемия сделала многих людей отзывчивее — многие ощущали тревогу, боялись неопределенности, а акция «Дети вместо цветов» — это хороший шанс не только помочь конкретным детям, но и повлиять на систему паллиативной помощи в стране.
- Как именно акция помогает детям стать добрее к другим? Ведь деньги переводят родители, да и не все взрослые способны доходчиво объяснить ребенку истинный смысл акции.
- Нас часто спрашивают стоит ли вообще говорить с детьми о сложном и тяжелом, говорить ли, когда тяжело заболевает или умирает кто-то из близких. Мы думаем, что рано или поздно об этом нужно будет поговорить со всеми — в том числе с детьми.
Акция «Дети вместо цветов» может стать поводом для такого разговора. Конечно, тональность и содержание могут меняться в зависимости от того, кто перед вами: первоклассник и выпускник.
Если вы не знаете с чего начать — можно воспользоваться материалами для «Уроков доброты», которые мы высылаем участникам по почте после регистрации. На таком уроке учитель старается поговорить со школьниками на сложные темы, но без излишней трагичности. Иногда — в игровой форме, иногда — с помощью видеороликов, а иногда — просто через свой опыт и размышления, как сделать мир лучше.
- Как на акцию реагируют ученики младших классов? Взрослые школьники в силу возраста понимают значение акции, ее мотивы. А девочкам младших классов, как правило, очень хочется прийти с красивым букетом и лично поздравить любимого учителя…
- Это не совсем так — дети 8-10 лет уже достаточно осведомлены о том, что происходит вокруг. Залог любого разговора — это общение «на равных», без нравоучений и объяснения банального «помогать — это хорошо».
Можно использовать не только устный рассказ, но и показывать видео, устраивать интерактив. Приводите в пример добрые поступки тех, за кем подростки следят в интернете (поверьте, найти такие примеры несложно!). Моделируйте ситуации живого совместного обсуждения непростых вопросов — просите поделиться мнениями, своим опытом, переживаниями. Показывайте позитивные фото и видео про болеющих детей равного возраста с аудиторией— только стоит говорить об их интересах и заботах с достоинством и уважением, а не с жалостью. Обсудите, зачем обществу и лично каждому из нас нужна доступная среда и из чего она состоит.
А по поводу цветов — классная идея подарить учителю один большой красивый букет. Дети могут принести по цветку и сложить вместе — так никто не останется с пустыми руками.
- В Сети некоторые пользователи писали, что не совсем корректно смешивать праздник для детей и благотворительность. Мол, говорить о детях, которые тяжело больны, нужно, но не 1 сентября. Ведь таким образом навязывают школьникам чувство вины. Что вы думаете по этому поводу?
- Скорее всего такие комментарии пишут родители, а не сами школьники. Не очень понятно, почему дети должны испытывать чувство вины — скорее, наоборот — причастность к ответственному и взрослому делу. Это повод поговорить о непростом устройстве мира, о том, как быть с тем, что в нем есть болезнь и несправедливость — и что мы можем сделать, чтобы это хотя бы немного исправить — в жизни конкретных семей. Это не про вину — это про возможности.
Мне кажется, что такие инициативы, как акция «Дети вместо цветов» — это хороший способ помочь другим, причем не в одиночку, а разделив это с единомышленниками. Для многих это первая «проба пера» в благотворительности. И нам важно, чтобы это был хороший опыт: глубокий, честный, с прозрачной отчетностью и готовностью делать что-то вместе не один раз.