Российская школа пилотов лучше европейской
30 августа 2022, 15:23 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]
Намедни, моя коллега позвонила мне практически в полночь – ее возмущению не было предела! «Прилетела сегодня из Парижа… Как осталась жива просто не ведаю! Трясло в самолете, звенело, «шипело» - вся жизнь перед глазами прошла! Да и погодные условия были отличные. Когда приземлились, то я увидела, что совсем мальчики управляли самолетом… Подошла и спросила – даже 23 лет нет! Как же можно так! Этот Arbaltic уже совсем, извини, «опоскудился» - кого набирает, где учились эти «пилоты»?» И меня озарил вопрос – где учились то? Дальше - больше… Мне стало интересно, а есть ли разница между российским и европейским пилотом? Вопрос, конечно, наивный, но что простой обыватель об этом знает? Я обратилась к европейскому эксперту, экс-пилоту Викторсу Зариньшу.
Викторс Зариньш имеет огромный опыт – отлетал 25 лет, окончил Сасовское летное училище, Кировоградский институт ГА, летную Академию в Цюрихе, имеет допуск на шесть типов самолетов. А начинал свою летную деятельность в Архангельске, нынче преподает в Академии гражданской авиации, в Европе. Итак, вчерашний выпускник захотел стать пилотом…
« Учиться можно сегодня, где душа пожелает - в России, в Европе, можно в США, правда для этого нужно оформить учебную визу.
Прежде чем бежать, давайте трезво оценим – моё это или нет.
Что из себя представляет работа пилота? Это тяжёлая ответственная работа, требующая постоянной концентрации внимания, хорошее знание материальной части, документов которые сопровождают всю лётную деятельность (а их очень много), это позволяет принимать мгновенно, единственное правильное решение, ненормированный рабочий день, обед - когда получиться, а иногда и не получиться. Летные документы действительны только один год, это значит постоянно будет учеба, медкомиссия.
Звучит устрашающе, но исходя из своего опыта, могу сказать: если бы пилоту не платили зарплату - они все равно летали бы.
Начнем с России. Сейчас принято решение запустить в серию 323 отечественных самолета, а для них нужны пилоты. И планку нужно ставить, сразу, на профессионального пилота. Чтобы поступить в летное учебное заведение, психологический тест, конкурс. Абитуриенты должны представить военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву. Помимо указанного выше, абитуриент проходит специализированные психологические тесты, чтобы выявить потенциально психически неустойчивых претендентов на место летчика. Это важно, т. к. пилот испытывает перегрузки при каждом полете. Только сильный организм способен выдерживать их регулярно и обладать достаточно быстрой реакцией, чтобы успешно выходить из сложных ситуаций. Учебные заведения есть как средние, так и высшее:
• Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени П. Ф. Еромасова (c 2008 года — филиал СПбГУГА)
• Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева
• Краснокутское летное училище
• Сасовское летное училище
• Омский летно-технический коледж
Самый верный способ для выпускника — по максимуму использовать практическую базу своего учебного заведения, чтобы после получения диплома быть более конкурентоспособным на рынке.
К счастью, региональные авиаперевозчики, испытывающие дефицит в кадрах, нередко сами навещают студентов учебных учреждений, чтобы пригласить их на работу после получения диплома. Работа в таких небольших компаниях может стать первой ступенькой на пути летной карьеры выпускника. Помимо этого, чтобы стать действующим пилотом, необходимо иметь блестящие рекомендации и высокую степень владения иностранными языками. Английский язык необходимо сдать на минимум 4 уровень ICAO. Лет 15 назад Аэрофлот издал очень качественный материал на эту тему. Это откроет молодому пилоту перспективу к работе на международных рейсах.
Далее начинается работа… Сперва необходимо получить допуск на конкретный тип самолета, если он не был получен в учебном заведении, Необходимо пройти учебу, тренажер, летные проверки. Так смотрим, в делах, заботах, и год прошёл, а это значит пора на медкомиссию, которая длится, в зависимости от авиакомпании от 1 до 14 дней.
Требование к пилоту очень высокие, но и они на мировом рынке показывают высшее мастерство. Достаточно вспомнить один случай, когда у Ту-154 отказали все три двигателя… Пилоты посадили самолет в тайге, пострадал только зайчик, который попал под колесо. Вот это пример высочайшего мастерства!
А теперь посмотрим в сторону Европы:
Если Вам исполнилось 18 лет (можно с 16, но только с инструктором) и вы в совершенстве владеете немецким и английским – можно попробовать в European Flight Academy. Где сразу можно получить пилота транспортных линий (ATPL), это является высшим уровнем. Бизнес есть бизнес, только плати деньги. Медкомиссия занимает 15-30 минут, стоимость учебы 60000- 80000 евро, плюс скрытые расходы.
А теперь подумайте - как можно проверить здоровье за пол часа. Вот пример: работая в Airbaltic, я был свидетелем, как самолет вылетая из Риги, через 15 минут вернулся обратно, оказалось командир потерял сознание, впоследствии выяснилось: у него был сахарный диабет.
Работая в той же компании я был непосредственным участником «интересного случая» - у нас на рулении моргнула лампочка - отказ левого двигателя, все параметры двигателя были в норме. Командир тут же выключил двигатель, вслед за этим выключил и правый двигатель, Я схватил его за руку, но было уже поздно, На мой вопрос – зачем, увы, получил странный ответ - а вдруг и с правым что-нибудь не так. Да, и такие случаи бывали… Тут уж в действии принцип – «не можешь летать, но хочется же…»
В заключение могу подытожить:
Европейская школа учит пилота управлять компьютером, который в свою очередь управляет самолетом, и, если произойдет нештатная ситуацию, пилот неспособен управлять самолетом в ручном режиме.
Показательный пример…
Вылетая из Кишинева, в наборе эшелона, у нас отказал компьютер, 2 пилот схватился за голову и собрался кричать в эфир, что наступил конец света (пилот был из Голландии), мне стоило больших трудов его успокоить, а потом я благополучно привел самолет в Ригу. Спасибо Российской школе.
И если вы меня спрашиваете, где я получил больший опыт – в российской или европейской школе, то конечно, в российской, потому как мои молодые годы пилота прошли в Архангельске – а там и в пургу, и на лед приходилось сажать самолет… И если ты сумел это сделать, доставить людей в здравии, то ты можешь считать себя пилотом гражданской авиации».