Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Лес рубят - щепки от «Азии лес»

, 14:21

Лес рубят - щепки от «Азии лес»
Фото: 200-метровый мост через реку Нимелен в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края

Лесная промышленность на Дальнем Востоке - не просто отрасль, это образ жизни, это люди и судьбы целых поколений. Дальневосточный лес – бизнес сложный, но привлекательный. В него если и приходят случайно, то остаются всерьез и надолго. Так произошло и в судьбе дальневосточника Александра Пудовкина.  

Как ведущий и заслуженный бизнесмен Хабаровского края, создавший мощное лесоперерабатывающее производство, обеспечивающий рабочими местами жителей поселков, построивший лесную инфраструктуру в одном из отдаленных уголков Хабаровского края оказался в СИЗО, а его предприятие - банкротом - в нашем материале.  

ИСТОРИЯ БЫВШЕГО ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА.  

Компания «БМ Групп» работает в этой отрасли вот уже 30 лет, основал ее Александр Пудовкин, который начинал с того, что закупал древесину у леспромхозов и продавал ее на экспорт. А потом задумался и о собственной заготовке.  

В девяностых лес валили по старинке, поэтому начиная свою заготовку, первое с чего начали -  с освоения новых техник. Высокотехнологичные сортиментные технологии и импортные заготовительные машины позволили увеличить производительность предприятия без ущерба для экологии.  

Склад сухой сортировки пиломатериалов в посёлке Березовый Хабаровского края
Склад сухой сортировки пиломатериалов в посёлке Березовый Хабаровского края

Уже тогда стало понятно, что продажа круглого леса – это прошлое. Будущее – за глубокой переработкой. В 2008 году компания запустила деревообрабатывающий завод, который сделал поселок Березовый Солнечного района Хабаровского края флагманом региональной лесопереработки. Благодаря современным технологиям пиления, европейскому оборудованию и профессиональным кадрам завод до сих пор выпускает пиломатериалы высокого качества, которые признают требовательные мировые рынки.  

Поняв, что отходы лесопиления — это сырье для производства новых видов продукции, в «БМ Групп» задумались о создании полностью безотходного деревоперерабатывающего комплекса. Так родилась идея создания пеллетного завода, который из щепы и опилок будет производить топливные гранулы. Кроме того, предприятие планировало повысить уровень обработки пиломатериалов - наладить выпуск строганной и профилированной продукции.  

Для реализации такого замысла требовалось серьезное финансирование. Содействия попросили у «Внешэкономбанка». В 2010 году под проект была создана компания «Азия Лес», которой суждено было перевернуть жизнь не только «БМ Групп», но и ее создателя.  

Два года компания вела проектные работы, переговоры с поставщиками, разрабатывала бизнес-план и получала все необходимые согласования, и наконец, в начале 2012 года «Азия Лес» была включена в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Предприятию выделили лесные участки в обмен на обязательство за четыре года построить весь завод и вывести его к

2016 году на полную проектную мощность.  

Примерно в то же время было получено согласие «Внешэкономбанка» выступить основным инвестором. Фактически же финансирование началось лишь зимой 2014 года, то есть с задержкой на два года. Полученные кредитные средства сразу пошли на самое главное – предоплату за европейское оборудование, строительство объектов завода и лесной инфраструктуры.    

Продукция завода на складе, готовая к поставке
Продукция завода на складе, готовая к поставке

Однако в мае 2015 года «Внешэкономбанк» выдачу кредита приостановил, несмотря на неоднократные уведомления «Азии Лес» о готовности оборудования к отгрузке и необходимости его полной оплаты для дальнейшей реализации проекта. Банк возобновил финансирование только через полтора года. В общей сложности задержки финансирования банком составили три года. Представляете, какой это срок для строительства производства рассчитанного всего на четыре года! Все это время «Азия Лес» проводила строительные работы за свой счет.  

Приостановка финансирования совпала с введением антироссийских санкций и резким ослаблением курса рубля в 2014 - 2015 годах, что привело к значительному удорожанию проекта. Изначально в проект планировали вложить 3,6 млрд рублей, фактически же вложили более восьми миллиардов. При этом порядка 3 млрд вложила сама «Азия Лес».    

В то сложное время правительство России начало разрабатывать различные меры поддержки предприятий. Так, в конце 2014 года для лесоперерабатывающих предприятий появилась субсидия минпромторга, которая компенсировала «Азии Лес» 938,04 млн рублей, уже потраченных предприятием на лизинг техники и перевозку продукции по железной дороге.  

А чуть ранее у минвостокразвития появилась программа поддержки организаций, которые создают на территории Дальнего Востока объекты инфраструктуры. Никаким образом эта мера поддержки не была связана с реализацией приоритетного инвестиционного проекта. «Азия Лес» получила возмещение своих затрат на строительство автомобильных дорог и цеха генерации электроэнергии в сумме 840,73 млн рублей. Эти субсидии носили компенсационный характер и были получены только после того, как предприятие документально подтвердило понесенные расходы и отчиталось о выполненных работах. Надо сказать, что в тот непростой для предприятия период, поддержка от государства была жизненно необходима для продолжения проекта. Полученные субсидии позволили продолжить строительные работы и сохранить рабочие места.  

Тем не менее, закончить проект к установленному 2016 году возможности у «Азии Лес» объективно не было. Задержка поставок импортного технологического оборудования, к которой привели приостановка финансирования и санкции. Как результат, последние контейнеры с оборудованием поступили на строительную площадку только осенью 2018 года.  

Общий вид завода в посёлке Березовый Хабаровского края, справа виднеется пеллетный завод
Общий вид завода в посёлке Березовый Хабаровского края, справа виднеется пеллетный завод

Сегодня в компании вспоминают, что, несмотря на очевидные причины, сроки реализации проекта властями продлены не были. Связано это было еще и с изменением законодательства в части переноса ответственности за реализацию проектов с федерального уровня на региональный. Не хватило у руководства предприятия сил и возможностей. В то время как другая лесопромышленная организация – «РФП Групп» смогла неоднократно продлить сроки реализации своего проекта почти на десять лет.  

Однако, то, что было сделано компанией «Азия Лес» за семь лет ее активной деятельности - немало: в бюджеты всех уровней перечислено 1,8 млрд рублей, создано 420 рабочих мест и выплачено около 450 млн рублей зарплаты, не говоря уже о том, сколько было приобретено техники, горюче-смазочных материалов и прочего, оплачено логистических услуг, услуг подрядчиков, потреблено электроэнергии. Иначе говоря, «Азия Лес» своей деятельностью вносило свой вклад в экономику Хабаровского края. В 2016 году предприятие было отмечено как лучший налогоплательщик года. Это было первое предприятие региона, которое передавало часть заготовленного леса на переработку другому предприятию лесопереработки. Сегодня подобная схема, в связи с отменой экспорта круглого леса, станет повсеместной практикой.

При этом общая готовность завода составила 68%: построены 1,3 км железнодорожных путей, погрузочная эстакада, линия сортировки круглого леса с инновационным рентгеновским сканером для определения внутренних дефектов древесины, забетонированы площадки хранения круглого леса и проезды для технологического транспорта, запущена центральная распределительная подстанция для обеспечения предприятия электроэнергией.  

Построен цех генерации электроэнергии как первая часть единого с котельной технологического комплекса по производству пара для отопления и электроэнергии и заложены фундаменты под котельную. А пеллетный завод уже пятый год выпускает топливные гранулы, которые пользуются большим спросом на азиатских рынках.  

Тем не менее, на сегодня строительство лесоперерабатывающего комплекса «Азия Лес» заморожено. Начатое весной 2019 года уголовное преследование в отношении Александра Пудовкина, привело к потере статуса приоритетного инвестиционного проекта и лесных участков. Одновременно с этим «Внешэкономбанк» подал в суд заявление о банкротстве предприятия.  

Как считает руководство компании, банкротство «Азия Лес», инициированное банком, было преждевременным, ведь технологическое оборудование уже было поставлено, а предприятие уже было готово завершать строительство и вводить объекты в эксплуатацию.    

Лишившись не только лесосырьевой базы, но и своего основного инвестора, проект оказался под давлением многочисленных кредиторов. Как результат – «Азия Лес» сегодня в конкурсном производстве: строительство завода остановлено, дорогущее оборудование простаивает в контейнерах и приходит в негодность, а рабочие места потеряны. 420 уволенных – это катастрофическая цифра для небольшого поселка в Хабаровском крае. Но вот долгов по зарплате удалось избежать. Со своими работниками «Азия Лес» рассчиталась, практически всех – устроили на других своих проектах и предприятиях.  

К кадрам в «БМ Групп» относятся трепетно: часть специалистов буквально выросла в компании, здесь сформировались целые трудовые династии. Поэтому одним из приоритетов для руководства остается сохранение кадрового потенциала, обеспечение их занятости. В конкурсную массу не попала ни одна задолженность по зарплате.  

СЛЕД ФУРГАЛА.    

Как «Азия Лес» дошла до банкротства? Произошло это аккурат во время начала губернаторства Сергея Фургала. Судите сами, в январе 2019 года ВЭБ обращается в правительство Хабаровского края с предложением объединить приоритетные инвестпроекты «Азия Лес» и «Логистик Лес» в один, учитывая, что оба связаны производственными технологическими цепочками, направленными на создание единого лесопромышленного кластера. На тот момент это была возможность в законном порядке все-таки продлить сроки реализации «Азия Лес». Объективных причин задержки сроков реализации было более чем достаточно. Главное - ход реализации не останавливался.  

Однако Сергей Фургал тогда жестко высказался не только в адрес проекта, но и ВЭБа, сказав, что пусть они сначала решат проблему с «Аркаимом». Только потом стало понятно почему он так среагировал. Дело в том, что буквально накануне с проблемными вопросами по «Азии Лес» к Фургалу приходили ее руководители и на вопрос губернатора: «А что будет, если проект будет исключен из перечня приоритетных» был приятно удивлен ответу: «Предприятие лишат лесосырьевой базы».  

Практически сразу после возбуждения уголовного дела в марте 2019 года, 10 апреля в Санкт-Петербурге, в своем интервью ТАСС во время Международного арктического форума Сергей Фургал сообщил: «Сейчас мы (правительство края) идем в направлении создания единого, мощного лесоперерабатывающего холдинга, который объединит, подстрахует проблемные предприятия. Холдинг будет создаваться на базе сильного предприятия, самое главное - сконцентрированного в одном финансовом институте. Без ВЭБа здесь не обойтись, он будет якорным, будет держателем этого». А еще Фургал тогда на форуме заявил: «Эта же судьба ждёт и «Логостик Лес»и «Леспром ДВ», которое отстает от графика реализации проекта более, чем на год.  

Почему-то Сергей Фургал определил, как сильное предприятие «Аркаим», которое было введено в работу в 2009-2012 годах, и на тот момент имело значительную задолженность в размере 22 млрд рублей. В том числе перед кредиторами из ряда банков во главе с ВЭБом и своими работниками по заработной плате. Предприятие уже находилось в конкурсном производстве.  

Дорога, построенная
Дорога, построенная

В 2018 году на предприятие зашел другой инвестор – «Новый лес». Руководство предприятия взяло в аренду у «Сбербанка» основной имущественный комплекс, приняло в штат сотрудников бывшего «Аркаима» и запустило производство. Однако спустя 4 месяца работы оно вновь встало. На протяжении долгих лет это была большая проблема для краевых властей, так как невыплата заработной платы выливалась в постоянное социальное недовольство. Еще в 2013 году основатель предприятия Александр Лепихов столкнулся с проблемой нехватки собственных оборотных средств, вследствие чего периодическая невыплата зарплат стала поводом для многочисленных проверок правоохранительными органами и возбуждения уголовных дел. «Азия Лес» будто не давала покоя Сергею Фургалу. Он неоднократно демонстрировал свою некомпетентность и, игнорируя нормы закона о банкротстве, позволяя отвешивать комментарии, дескать, «сменим учредителей и руководителей, и предприятие будет работать», «поставим своего конкурсного».  

Каждая попытка взаимодействия в то время руководства «Азии Лес» и «Логистик Лес» с правительством края игнорировалось. Молниеносно, по инициативе губернатора, в мае 2019 года вышло распоряжение об исключении «Азии Лес» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. И если по «Азии Лес», в условиях шумихи вокруг уголовного дела это было ожидаемо, то исключение «Логистик Лес» из перечня приоритетных инвестиционных проектов, было совершенно нелогичным. Как можно было при той экономической ситуации не найти возможность хоть какой-то поддержки действующего лесоперерабатывающего предприятия и угробить его, лишив лесосырьевой базы? Надо отметить, что на предприятиях «БМ Групп» серьезных проблем с задолженностью по оплате труда не было, а средняя зарплата оказывалась выше, чем в лесной отрасли.    

Ситуация с «Азией Лес» подходила к точке невозврата. Попытки поиска хоть какой поддержки краевых властей не увенчались успехом. И даже когда Минвостокразвития, озабоченное судьбой «Азии Лес» и потерей рабочих мест, проводило в конце 2019 года совещание о ходе реализации инвестпроекта, представители края оперировали недостоверной информацией, заявляя, что «Азия Лес» занималась только экспортом круглого леса, ни слова о строительстве завода, ни о том, что часть кругляка направлялась на переработку и умолчав о проблемах людей и производства.  

СЛЕПОЕ СЛЕДСТВИЕ.    

Весной этого года «Азия Лес» снова оказалась в центре уголовного дела. Теперь по версии следствия, выискивающего бреши в оформлении документов, субсидия от Минвостокразвития выдана незаконно. Деньги были получены за строительство инфраструктуры, а никакой инфраструктуры якобы и нет.  

Но позвольте, вся инфраструктура была построена к концу 2018 года. Давайте, конкретизируем, «Азия Лес» построила около 300 км различной лесной инфраструктуры, в том числе и 65 км субсидированных автомобильных дорог, а еще 200-метровый мост через реку Нимелен в районе им. Полины Осипенко, который здесь появился силами предприятия. Каждый в лесной отрасли знает, что перевозка древесины для последующей переработки является одним из важнейших технологических процессов. Поэтому все лесопромышленные предприятия уделяют внимание и тратят значительные средства на строительство и содержание лесных дорог. Без этого просто невозможно работать.  

Строительство такой обширной дорожной сети смогло обеспечить автомобильное сообщение и открыть выход на краевую сеть автомобильных дорог жителям далеких лесных поселков района им. Полины Осипенко Хабаровского края, а именно - Оглонги, Херпучи, Владимировка.  

Для той же Владимировки «Азия Лес» специально построила три километра дороги просто в качестве спонсорской помощи. В эти поселки, по построенным и содержащимся предприятием дорогам, завозятся продукты, лекарства, топливо и другие товары народного потребления. Это не просто дорога, здесь это – дорога жизни.  

Простаивающие контейнеры с высокотехнологичным оборудованием, купленным для реализации инвестпроект
Простаивающие контейнеры с высокотехнологичным оборудованием, купленным для реализации инвестпроект

Дорожная сеть от «Азия Лес», сегодня активно используется предприятиями других отраслей экономики Хабаровского края - геологоразведкой, охотниками, имеющими охотопромысловые участки на этой территории, золотодобывающими предприятиями, в том числе такими крупными как «Полиметалл». Значительную роль эта сеть дорог играет в проведении противопожарных мероприятий, организации тушения лесных пожаров и других лесохозяйственных работ.   Фактически «Азия Лес» - единственное предприятие, кто постоянно занимался автомобильной дорогой П. Осипенко-Бриакан-Березовый протяженностью 144 км. У предприятия был собственный дорожный отряд с 15 единицами тяжелой техники и вахтовым городком со всем необходимым для ремонта и эксплуатации техники. Инвестирование в строительство лесоперерабатывающих мощностей, да еще и в отдаленном районе, требовало немалых усилий и финансовых вложений, как правило, заемных, поэтому и дорогих. Не все лесозаготовители рисковали.  

Мартовский арест 2019 года Александра Пудовкина обернулся трагедией для «Азии Лес». Созданная в медиа картина - о незаконной заготовки леса на 9 млрд рублей сыграла роковую роль. Хотя заготовка велась на законных основаниях, у предприятия были действующий договоры аренды лесных участков, согласованные проекты освоения лесов, рассмотренные и принятые лесные декларации. Эти факты указывают на законность рубок.  

Сегодня предприятие отправлено в банкротство, потеряны бюджетные платежи и рабочие места. Строительство завода с высокой степенью готовности заморожено, ввезенное дорогостоящее высокотехнологичное оборудование находится в контейнерах уже три года и приходит в негодность. И ведь все потому, что сроки реализации проекта не были продлены.

Это история – как раз тот случай, когда «вместе с водой выплеснули ребёнка». Вряд ли те, кто хоть как-то близок к этой истории воодушевиться заняться предпринимательством, а уж тем более инвестировать.

За 25 лет развития лесопильного производства работники видят бесконечную борьбу за выживание. И тем не менее не теряют надежду на дальнейшее развитие производства в далеком поселке Березовый, где должен появиться деревоперерабатывающий комплекс задуманного по проекту «Азия Лес».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram