В обозримом будущем мир вне "коллективного Запада" будет играть всё большую роль. Об этом заявил президент Центра национальных интересов (Вашингтон) Дмитрий Саймс в ходе заседания "круглого стола", организованного Международным дискуссионным клубом "Валдай", на тему «Полгода в новой реальности: как изменился мир после 24 февраля?»
По мнению эксперта, в настоящее время уже для всех очевидно то, что безоговорочным и единственным влияние Запада уже не будет.
"По-моему, нужно признать, что в настоящее время мы на очень опасном перекрестке находимся. Главное - успешно его проехать. Мир находился на нем во время карибского кризиса 1962 года. И мир успешно прошел это испытания. Тогда обе стороны с их очень разными подходами к международной ситуации, сумели проявить ответственность и политическую сдержанность. Надеюсь, что смогут и сейчас", - добавил Дмитрий Саймс.
В свою очередь, в обозримом будущем как внутри Запада, так и между США и Европой будут накапливаться противоречия, заявил генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Он считает, что соответствующий прогноз можно сделать на основании того, что между США и Европой - разные модели капитализма.
"В Европе капитализм - более социальный, в США и Великобритании - англосанксонская модель. США сдвигаются вправо, Европа - влево", - добавил Андрей Кортунов.
Эксперт также считает, что в настоящее время возникает очень много вопросов относительно консолидации либо разделения мира, но ясно одно: одна страна, будь то Россия или еще кто-то, не может лежать в основе объединения.
"В любом случае, необходимо помнить о наличии общих проблем для Востока и Запада, о нарастающей активности глобального Юга, что в целом свидетельствует о том, что мир, особенно в текущем году, серьезно меняется", - добавил Андрей Кортунов.
По его мнению, в целом начало специальной военной операции на Украине стало рубежной точкой, которая, тем не менее, не устранила фундаментальность перемен, которые мы сегодня видим в мире, и эти перемены включают в себя как ряд региональных конфликтов, так и пандемию коронавируса, и волатильность цен на энергоресурсы. «Имеет смысл говорить о более комплексном переходе к новому состоянию международной системы», – отметил аналитик. Важным фактором он считает происходящую сейчас очередную попытку консолидации Запада, вызванную не только вызовами, связанными с Россией, но и китайским вызовом, и активностью Глобального Юга, и давлением проблем глобального развития. Фактически речь идёт о попытке затормозить движение к многополярности и восстановить порядок, существовавший в конце прошлого и начале нынешнего века – с мировым центром, мировой периферией и крупными полупериферийными странами. Однако такая модель не выглядит устойчивой, и, вероятно, период консолидации будет недолгим. «Мы идём к системе, где многосторонность будет иметь лучшие перспективы, чем попытки одностороннего доминирования, которые мы наблюдаем сегодня», – убежден эксперт.
"Пока что мы не знаем, когда конфликт на Украине закончится - это фактор неопределённости, который препятствует более чёткому прогнозированию на будущее. Естественно, от результатов многое зависит. Я думаю, что все в мире наблюдают и ждут", - добавил он.