В Риге демонтировали первые статуи советских воинов памятника Освободителям Риги от нацистов
23 августа 2022, 19:39 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]
23 августа – траурный день для людей доброй воли в Латвии. Под радостные аплодисменты националистов-нацистов сносят памятник Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. Уже демонтированы первые статуи советских воинов.
Я бы хотела опубликовать мнения латвийцев – простых людей, депутатов, чиновников… Тех людей, которым дорога память о ВОВ.
Многие латвийцы плачут, потому как демонтируют то, что СВЯТО, НАМОЛЕНО, ВЫСТРАДАНО…
Константин Чекушин, депутат Рижской думы, партия «Согласие»:
«Я впитал в себя историю через книги, фильмы и ещё раз книги, но уже другие - чаще воспоминания реальных участников, которые создавали фрактальное, необычное, очень разное ощущение. И это не плоский мир негодяев и героев. Это практически философия о том, что любая война - это грязь, кровь и ужас. Праведная или нет. Любая.
Я общался с реальными ветеранами и даже проводил тематические игры по "Что? Где? Когда?", посвящённые Второй мировой. Для того, чтобы у будущего поколения было бы понимание ценности Мира!
Я думаю, что я такой не один. Нас много. Много тех, кому больно от того, что нас не слышат и даже не хотят попытаться услышать. Много тех, у кого груз на сердце сегодня. И он задаёт себе вопрос - "ну что, что я могу сделать?" или "ну как же они не понимают что творят?"
Действительно не понимают. Война очень легко находит путь в сердца и умы людей. Как кратчайший путь между "я хочу" и "я могу".
Сейчас, разрушая памятник, наше общество просто начинает новую точку отсчёта. Политики вероломно взвели пружину. Пружину новых обид и претензий. Я не знаю как это аукнется в дальнейшем, но я неплохо знаю историю. Такие вещи не проходят бесследно. И мне очень жаль, что недальновидные политики, в руках которых оказались инструменты власти, истратили их на вот это всё. Вместо того, чтобы построить более сплочённое общество. Возможности для этого были, надо было просто протянуть руки всем друг другу.
Чего они достигнут? Что получат в итоге? Скажу вам честно. То, что во мне - не сможет сломать ни один Стакис, ни один Ринкевич, ни один Левитс или Кариньш.
Они, в своей недалёкости, могут расшатать камни памятников. Но это лишь камни, кто бы что чего не говорил. Мне плевать и на Стакиса и на прочих осквернителей могил. В своей никчёмности, они и рядом не стоят с подвигом героев тех лет, которые остались лежать в земле или которые пережили те страшные события.
Для меня самое важное всегда и везде - это люди. И если для людей важна память, важно почитание предков - погибших или выживших, то никто своими грязными руками или речами или действиями не сможет к тому прикоснуться. Ни один современный политик. Ни из какой страны.
Мы продолжим чтить память героев тех лет. Главное - это люди.
Латвиец Иосиф Корен:
«Лет 40-45 назад мне довелось побеседовать с одним интересным человеком. Простой строитель, рассказавший мне, как он участвовал в снятии крестов с рижского Кафедрального собора. Их отправили туда в 2 часа ночи с указанием, чтобы к утру крестов не было. В те годы (60-е прошлого века) я был ещё почти ребёнком, но очень хорошо помню, как гуляя с родителями по Эспланаде, однажды обнаружили исчезновение крестов с закрытого тогда храма. Так вот, по рассказу этого человека, работали они до 7-8 часов утра. И люди, стоявшие на троллейбусной остановке, существующей там и поныне, громко костерили и проклинали как их, так и власти, отдавшие распоряжение о таком святотатстве. Закончил он свой рассказ тем, что их там было 12 человек. До старости – ему тогда было за 70 – дожил лишь он один, а из остальных 11-ти ни один не умер своей смертью, в своей постели.
Также, как и кресты с Кафедрального собора, примерно в те же годы как-то незаметно исчезла православная церковь в Юрмале на улице Турайдас, а на её месте возник некий выставочно-развлекательный центр. Люди моего поколения и старше наверняка помнят эти события.
Не могу себя причислить ни к набожным, ни к суеверным людям. Но в нашей жизни предостаточно явлений, которые очень сложно объяснить какими-то естественными процессами. Например, схождение Благодатного огня на православную пасху. Ученые, агностики и атеисты всего мира пытаются опровергнуть, но он сходит. И сходит много веков, вопреки всем теориям заговоров.
Сегодня сносят Памятник освободителям Риги и Латвии от фашистов во Второй мировой войне. Сносят под радостные повизгивания местных нацистов, лицемерно, со злорадством заявляющих, мол, мы понимаем, что какой-то части населения это принесёт боль, но мы должны это сделать. Ничего-то вы, мерзавцы, не понимаете.
Вы не понимаете, что я, как и сотни тысяч других рижан каждый год приходили к этому памятнику с цветами чтобы поклонится памяти своих родных и близких, воевавших с нацизмом и разгромивших его. Вы не понимаете, что это место намолено не одной сотней тысяч человек, и окармлено аурой многих, для кого оно свято. Было бы в ваших грязных умишках хоть чуть-чуть сообразительности, вы бы обратили внимание, что когда вы только начинали свои мерзкие дела в небольших городках Латвии, стали происходить странные вещи. В Огрском крае, при сносе памятного камня, у трактора обломился ковш, в Елгаве лопнула цепь. Не суеверный я человек, но Благодатный огонь в Иерусалиме-то сходит!
Ну и закончить, наверно, стоит тем, с чего начал. Те, кто снимал кресты с Кафедрального собора умерли странными смертями, а кресты снова стоят на его уже золоченных куполах, церковь на ул. Турайдас возродилась в более благолепном виде, чем была раньше, а от её уничтожителей осталась лишь дурная слава.
Вы, мерзавцы, взялись уничтожать то, что свято сотням тысяч и многим поколениям рижан и латвийцев… ничего не хочу сказать, вот только каким же таким неведомым образом сходит каждый год Благодатный огонь?»
Андрей Пагорс, депутат городской думы в Елгаве, «Русский Союз Латвии»:
«Траурный день в истории Латвии.
22 августа войдет в историю Латвии как траурный день, когда власть решила наказать и показать свою силу, не понимая, что плюет против ветра.
Я не знаю, как это аукнется в дальнейшем, но такие вещи не проходят бесследно.
И мне очень жаль, что недальновидные политики, в руках которых оказались инструменты власти, истратили их на вот это всё. Вместо того, чтобы построить более сплочённое общество. Возможности для этого были, всем надо было просто протянуть руки друг другу.
Я пришел в политику из общественной работы, и последние 8 лет мы поздравляли и поздравляем ветеранов и убираем братские захоронения.
Памятник Победы мы убирали и проводили регулярные субботники с антифашистами и однопартийцами.
В 2020 году с однопартийцами мы создали Фонд Исторического наследия для сохранения и восстановления памятника. Я искренне верил, что у нас получится: не просто болтать, а общими усилиями востановить то, что дорого, и не только мне.
В январе у нас было разрешение от мэрии на реставрацию памятника и заключение договора с Фондом. Соглашения с дьяволом, но ради сохранения памятника... Но в конце февраля всё изменилось. Теперь созданный Ночной дозор 75 ночей отбивал памятник от вандалов, и отмывал памятники по всей Латвии. Но было понятно: механизм запущен и памятник приговорен к сносу.
Мы сделали все возможное, чтобы законным путем остановить снос памятника. Мы подняли европейскую общественность. В последнем обращении мэра мы согласились и попросили взять фигуры памятника на сохранение, но все тщетно. Нас не слышат.
Сегодня, видя как падает первый бронзовый солдат, мне больно… от своей беспомощности, что сегодня я не могу остановить этот беспредел.
Будучи создателем Фонда исторического наследия, политиком и просто гражданином своей страны, я беру на себя часть ответственности за то, что памятник мы не сохранили.
И сегодня каждый, кто пытается облить грязью другого и обвинить в бездействии, должен, на мой взгляд, ответить на один вопрос: а что лично я сделал, чтобы не допустить события 22 августа?
Для меня памятник - это не просто камень, это наше наследие, богатство. Для меня важна память, важно почитание предков - погибших или выживших, и никто своими грязными руками или речами или действиями не сможет к тому прикоснуться. Ни один современный политик. Ни из какой страны.
Мы продолжим чтить память героев тех лет.
И придет время, когда мы восстановим или воссоздадим разрушенные памятники на средства тех, кто их рушил и отдавал преступные приказы»
Осталась только память… А, когда-то около памятника Освободителей Риги собирались ветераны, которые и представить не могли, что через пару лет их память, жизнь уничтожат латышские националисты-нацисты…