Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий ФАДЕЕВ считает, что судам надо шире использовать практику применения в качестве меры пресечения домашний арест или подписку о невыезде.
В ЦЕЛОМ эта мера стала применяться гораздо чаще, чем раньше, но всё равно явно недостаточно.
«По свежим данным ФСИН, в последнее время суды стали чаще отправлять граждан под домашний арест: только за первые три месяца этого года таких случаев больше, чем за весь 2021 год. Такую гуманную тенденцию в отношении людей, подозреваемых в экономических преступлениях, можно только приветствовать», – сказал глава СПЧ.
Валерий Фадеев обратил внимание на содержание под стражей журналиста Александры Баязитовой, страдающей, со слов защиты, диабетом и другими заболеваниями.
10 августа Кузьминский суд Москвы арестовал троих администраторов Telegram-канала «Адские бабки» – Александру Баязитову, Ольгу Архарову и Инну Чурилову – по обвинению в вымогательстве средств Промсвязьбанка. При этом Архарова признала свою вину частично, а Чурилова – в полном объёме и раскаялась в содеянном. Баязитова вину не признала. Из оглашённых в судебном заседании материалов следует, что потерпевшим по этому делу значится топ-менеджер банка Александр Ушаков. Фигуранткам предъявили обвинение по ч. 3 п. «б» ст. 163 УК РФ (вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере).
«В этой связи было бы правильным отпустить Александру Баязитову под домашний арест или подписку о невыезде, а содержать под стражей только опасных преступников. Таких как «скопинский маньяк» Мохов, который за сокрытие убийства сейчас помещён под домашний арест», – заявил глава Совета по правам человека.
Глава СПЧ также призвал оставить клетки в судах только для опасных преступников. СПЧ выступал против них ещё с 2017 года. Тогдашний председатель Совета Михаил Федотов заявлял, что держать в них подсудимых на судебных процессах можно только в исключительных случаях (типа Чикатило), а остальных подозреваемых следует помещать за обычные стойки. Правозащитники призывали решить вопрос на федеральном уровне.
Верховный суд тогда ответил, что вопрос требует дополнительной проработки.
В итоге в 2019 г. в Госдуму был внесён законопроект, запрещавший помещать подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в любые защитные кабины в залах судебных заседаний или использовать любые конструкции, препятствующие их общению с адвокатом.
Судебный департамент сообщал Минюсту РФ, что концептуально законопроект поддерживает, но на демонтаж конструкций в судах потребуется выделение дополнительных средств. На этом всё и закончилось.