Лётчики, авиационные специалисты, авиаконструкторы и вообще все причастные шутят – в этом году День авиации наступает в ночь с 12 на 21 августа! Если считать от первой даты, то тут ВВС официально празднуют юбилей – 110 лет со дня создания Воздушного флота России. Поздравляем! 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года военный министр В.А. Сухомлинов подписал приказ №397 по военному ведомству, в соответствии с которым все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем.
ЭТА дата впоследствии была принята как День образования Воздушного флота России. Подчёркиваем – военного Воздушного флота, то есть ВВС. История у наших воинов неба долгая и славная, но с обилием памятных дат в авиации стоит разобраться. Когда слышишь от маститого авиаконструктора в ответ на поздравления 12 августа: «Для меня другого Дня Воздушного флота, кроме 18 августа, не существует», – мозги встают набекрень.
Сначала полетели, десантировались потом!
Для начала малоизвестный факт – до революции 1917 года российские авиаторы отмечали свой праздник в День пророка Божьего Илии. То есть 2 августа! Сегодня любой гражданин страны скажет, что это День Воздушно-десантных войск. Но именно Илия-пророк с первых лет возникновения воздухоплавания в империи, а потом и авиации стал небесным покровителем бесстрашных людей, которые рвались покорить, казалось, абсолютно враждебный человеку воздушный океан. Земля, по которой мы передвигаемся, вода по которой плаваем, к нам не так суровы, как воздух. Без технических ухищрений небо покорить невозможно! Странно, не правда ли, что в 1930 году именно 2 августа в рамках опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа впервые в СССР на окраине Воронежа был успешно высажен десант из 12 парашютистов? Их готовили к совершению прыжков из числа военных лётчиков-добровольцев. То ли послание свыше, то ли знание истории и религии И. Сталиным.
С 1909 года российское небо штурмовали иностранные лётчики-гастролёры. В то время это скорее напоминало приезд знаменитого цирка – чтобы подивиться на зрелище, народ шёл валом, ипподромы собирали толпы зевак. Не бесплатно! Но зарубежным пилотам совершить первый подъём аэроплана в России не удалось. Потом активисты Всероссийского аэроклуба занялись организацией первой авиационной недели. Но их опередили русские лётчики Михаил Ефимов и Сергей Уточкин, тогда уже знаменитый авто- и велогонщик. Обучение Ефимова во Франции у самого Анри Фармана оплатил банкир Иван Ксидас. Там лётный талант Ефимова раскрылся, он установил рекорд по длительности полёта с пассажиром. В Одессу возвращаться желания не было, долг банкиру в 30 тыс. рублей давил на пилота тяжким бременем. Но уговорили, приехал с самолётом, и уже 21 марта 1910 года в присутствии 100 тыс. зрителей совершил пять полётов, в том числе с пассажирами. И покинул страну... Через неделю его «Фарман» освоил Уточкин и начал тур демонстрационных полётов по стране. Талант! Так что на День авиации России вполне мог бы претендовать март, и даже не 21-е число, а 20-е – накануне полётов в присутствии публики Ефимов опробовал в воздухе только что собранный после транспортировки самолёт.
Судьба этих авиаторов была яркой, но печальной. Уточкин свалился в 1913-м с нервным расстройством и ушёл из жизни в 1915 году. А первый русский авиатор Ефимов, полный георгиевский кавалер, произведённый за героизм в прапорщики, лётчик-ас Первой мировой и Гражданской войн, в 1917 году принял революцию, воевал в рядах красных. В 1919-м при отступлении из Крыма добрался до родной Одессы. Но там высадился белогвардейский десант, большевика Ефимова нашли и казнили.
Ещё одна «лётная» дата
Ещё одна «несгораемая» дата, которая отмечается 9 февраля на всей территории бывшего СССР, – День «Аэрофлота». Понятно, что сегодня «Аэрофлот» не единственная на всю страну авиакомпания, она крупная, но одна из многих. Поэтому праздник в современной России трансформировался в День гражданской авиации. Сейчас его дата тоже «гуляет» в зависимости от второго воскресенья февраля, но абсолютное большинство лётного состава авиакомпаний, пилоты и бортпроводники, диспетчеры и технический персонал считают своим профессиональным праздником 9 февраля.
Самолёт летит – дата плавает...
С первым российским авиатором и первым полётом аэроплана в России не сложилось – времена были сложные. Тогда разберёмся с датой 18 августа. Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА, был установлен праздник – День Воздушного флота Союза ССР (День авиации). До этого официальный праздник у красвоенлётов целых семь лет был объединён с обществом друзей авиационной и химической обороны и промышленности 14 июля.
Причину возникновения даты 18 августа заложила шестидневная рабочая неделя, которую ввели в 1931 году. И по этой системе были установлены фиксированные даты выходных дней – 6, 12, 18, 24 и 30-е число каждого месяца. В День авиации проводились воздушные парады, торжественные мероприятия. Значит, он обязан быть для всей страны днём отдыха! В военные годы система сменилась, праздновали День Воздушного флота каждое третье воскресенье августа, после Победы дата вообще стала «гулять» по выходным дням летних месяцев. В 1960-м снова вернулись к «сталинской» дате – 18 августа вне зависимости от дня недели. Изменяли дате дважды ради воздушных парадов – в год гагаринского полёта в космос и празднования 50-летия Октябрьской революции.
Но с 1972 года День Воздушного флота СССР по Указу Президиума Верховного Совета страны стали отмечать строго в третье воскресенье августа. Дата опять стала «плавающей». Воздушные парады тогда тоже остались в прошлом – «Мы за мир во всём мире!». В этом году третье воскресенье августа и почитаемое у крылатых людей 18-е число не совпали, и получается, что отмечать можно (и многие будут, готовятся!) минимум трижды, полторы недели – с пятницы 12 августа до воскресенья 21-го!
Известно, что к переносу праздника на 12 августа причастен не только президент России Борис Ельцин, подписавший в августе 1993 года указ, но и замечательный военный лётчик, главком ВВС страны в те годы Пётр Степанович Дейнекин. В его авиационной карьере трудно найти отечественный самолёт, который он не освоил лично – МиГ-29, Су-27, Ту-22М2, стратегический сверхзвуковой Ту-160, пять типов гражданских авиалайнеров и далее вплоть до пилотажного Су-29 и По-2. Плюс три иностранных – истребитель «Ягуар», поршневой бомбардировщик времён Второй мировой войны B-25 «Митчелл» и сверхдорогой стратег из США с крылом изменяемой стреловидности В-1В «Лансер». Во многом благодаря Петру Степановичу удалось сохранить в 1990-е военную авиацию России, в первую очередь дальнюю, стратегическую. Мне посчастливилось его знать, образованнейший человек, и за дату 12 августа ухватился исключительно исходя из исторических реалий – с этой даты строительство Воздушного флота стало делом государственным. Ну а Ельцин, подписывая такой указ, в собственных глазах вставал в один ряд с императором Николаем Вторым. Как после этого давать команду «резать» самолёты?
Чтобы окончательно всё прояснить, День Воздушного флота – милитаризованный праздник, это День ВВС, Воздушно-космических сил (ВКС). В эти праздничные дни наши военные лётчики приобретают боевой опыт, превращаются в зубастых асов. Сравнить полёты над Сирией и над Украиной невозможно. Сейчас нашим лётчикам противостоят достаточно современная и мощная глубокоэшелонированная противовоздушная оборона, авиация, системы РЭБ и западные «друзья» Киева с кучей смертоносной техники. Трудно? Наверняка! Но летайте и побеждайте!
Выставки тоже загуляли
ФОРУМ бизнес-авиации во Внуково-3 переносится с 7–8 сентября 2022 года на 12–14 сентября следующего. Подробностей нет, но в общем-то всё ясно – основные производители VIP-бортов к нам прилететь не могут, санкции. И покупать роскошные самолёты сейчас проблематично, отнять могут. Да и потенциальные российские покупатели такой техники затаились, многие за границей.
Не состоится и Гидроавиасалон в Геленджике. Мероприятие достаточно камерное, там всегда есть возможность без суеты пообщаться с руководителями, конструкторами, производственниками, лётчиками. Обычно он проходит в бархатный сезон, в сентябре, море тёплое, толп нет – красота! И считать удобно – по чётным годам Геленджик, по нечётным – МАКС в Жуковском. Но поговаривают, Гидроавиасалон-2022, возможно, объединят с МАКС-2023. Где там будут летать амфибии, гидросамолёты, экранопланы и прочая водоплавающая техника – непонятно. Причины могут лежать как в плоскости безопасности, так и в малом количестве участников, готовых добираться наземным транспортом, – полёты гражданских авиакомпаний в аэропорт Геленджика закрыты в связи со СВО. Большинство экспонатов прилетают на Гидроавиасалон своим ходом, приводняются в бухте и выползают по гидроспуску на берег.
Хорошая новость – Международный форум двигателестроения отменять не собираются, он пройдёт с 19 по 21 октября в 57-м павильоне ВДНХ. Два года назад пандемия лишила специалистов возможности встретиться. Что там участники расскажут про отечественное авиационное двигателестроение, реально интересно – после выстроенных Западом барьеров самолёты и вертолёты без отечественных силовых установок могут подзадержаться на земле.