В связи с разгаром сезона и продолжающимися инцидентами глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий ФАДЕЕВ обратился в Правительство РФ с просьбой ускорить процесс правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), в которую входят электросамокаты, ставшие реальной опасностью для горожан.
Предложенные ранее Минтрансом ограничения максимальной скорости и веса СИМ Совет считает недостаточными.
«Требуются более детальная дифференциация видов СИМ, определение лиц, использующих СИМ, как отдельных участников дорожного движения, создание механизмов для проверки их знаний ПДД, страхования их гражданской ответственности, а также идентификации самих СИМ. Представляется крайне важным внесение изменений в документы технического регулирования (ГОСТы и пр.) с целью определения электрических самокатов и велосипедов как самостоятельных видов транспорта», – отметил Валерий Фадеев.
«К сожалению, необходимые поправки в ПДД до сих пор не приняты, при этом соцопросы показывают высокую степень обеспокоенности граждан проблемой использования СИМ на улицах, – говорится в письме главы СПЧ. – Просим поручить ускорить работу над внесением изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающих безопасность пешеходов на улицах российских городов».
«За два года, что действует поручение главы кабмина Михаила Мишустина урегулировать правовой статус СИМ, Минтранс лишь опубликовал рекомендации по их использованию, – поддержал шефа член СПЧ Кабанов. – Ограничения по весу электросамокатов и их скорости не являются обязательными к исполнению, этих мер мало. В ряде регионов и ведомств есть чёткое понимание, что эта сфера нуждается в дальнейшем регулировании».
Между тем данные социологических опросов подтверждают опасения членов СПЧ. Так, почти каждый четвёртый россиянин (23%) заявляет, что в прошлом сезоне ездил на электросамокате, при этом, по прогнозам исследователей, доля пользователей этих средств индивидуальной мобильности в 2022 г. вырастет. С марта по май электросамокатом в качестве транспорта или для прогулочных поездок воспользовались уже 17% россиян, а 40% говорят, что планируют начать или продолжить его использовать.
При этом сами жители столицы, где электросамокаты получили наибольшее распространение, к этим транспортным средствам относятся настороженно. 59% москвичей не хотят видеть самокаты на тротуарах и считают, что их место на дорогах общего пользования. Причём больше всего противников самокатов на тротуарах – из ЦАО (62% респондентов).