Разговоры о введении новой сети общественного транспорта в нашем городе ведутся уже несколько лет. Наконец, кажется, дело дошло до реализации проекта, по крайней мере, интерактивная карта маршрутов нижегородской агломерации уже доступна в интернете и для рассмотрения, и для обсуждения.
В СРАВНЕНИИ с предыдущими версиями планов развития транспорта в столице Поволжья появилось немало новых деталей, а сама схема перестала быть чисто городской, охватив прилежащие к Нижнему Новгороду населенные пункты, входящие в агломерацию. Сегодня «АН–Волга» вспоминают, как складывалась идея проекта и как велась его реализация.
Первый и второй блины
Первые публичные упоминания комплексной транспортной схемы Нижнего Новгорода относятся к периоду пятилетней давности, лету–осени 2017-го. И упоминания эти в основном имеют весьма негативный оттенок. На заседаниях городской думы депутаты неоднократно обращали внимание представителей муниципального департамента транспорта на жалобы избирателей, уверенных, что новая маршрутная сетка ухудшила транспортную доступность целых районов города. Тогда автозаводский народный избранник доктор медицинских наук и главный врач больницы №13 Александр Разумовский (ныне депутат Законодательного собрания Нижегородской области) настойчиво указывал как на высокую стоимость проекта, так и на его недостаточную проработку. «Самая дорогая комплексная транспортная схем – в Омске – стоит 15 миллионов рублей, – приводил данные депутат. – А Нижнему Новгороду она обошлась в 63 миллиона! Я трижды обращался в департамент транспорта с вопросом, когда опубликуют схему. Прошло два года, она так и не опубликована. Если вы разработали схему на 600 страницах, но никому ее не показываете, значит – ее нет. Либо ее стыдно показать, и она не стоит 63 миллионов рублей».
Следует, конечно же, отметить, что в упомянутый период и политическая структура муниципальной власти была совсем иной, и прозрачность ее действий, т. е. информационное сопровождение управленческих решений оставляла желать много лучшего. Да и маршрутные схемы, изготовлявшиеся в то время для российских городов-миллионников не всегда отличались реалистичностью. Та же неоднократно упомянутая депутатами нижегородской городской думы омская схема, например, с совершенно неоправданным оптимизмом предполагала развитие тамошнего метрополитена. Увы, данный долгострой (как и уфимская подземка, если говорить о нашем федеральном округе) и по сей день пребывает в законсервированном состоянии. Этот факт довольно наглядно показывает, что разработчики комплексных транспортных схем российских мегаполисов в 2010-е годы не сумели учесть всю совокупность экономических, инфраструктурных и финансовых факторов, влияющих на общее качество и уровень детализации проектов.
Впрочем, от прежнего неудачного опыта наш город сумел отказаться, и, что особенно важно, в Нижнем Новгороде начали прорабатывать транспортную схему не только для самой областной столицы, но и для сопредельных городов, тяготеющих к Нижнему. Ранее подобный (действительно имеющий полное право называться комплексным) применялся только при планировании т. н. «Большой Москвы». На региональном уровне мы стали первыми в России, чему в немалой степени поспособствовало завершение (по причинам более юридическим. Нежели политическим) затянувшегося противостояния областной и городской властей, немало отравлявшее локальную атмосферу в 2010-е годы.
Августовские перемены
Еще весной на заседании городской думы директор государственного казенного учреждения Нижегородской области «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов сообщил депутатам, что новая маршрутная сеть нижегородской агломерации пройдет проверку в августе 2022 года.
– Август – наиболее безболезненный месяц, идет парад отпусков, и есть возможность привыкнуть к новым маршрутам, – заявил глава ГКУ.
По мнению Артема Бафанова, новая транспортная схема должна привести к расширению сети остановок и сокращению интервалов движения общественного транспорта до 5–20 минут в зависимости от времени суток и загруженности направления. Также предполагается ввести новые маршруты по просьбам нижегородцев. Интерактивная карта маршрутной сети уже создана разработчиками компании «Институт Стройпроект» (Санкт-Петербург) и выложена в Сеть (ее адрес – https://transport.52gov.ru/map/), это приложение позволяет потенциальному пассажиру выбрать оптимальный маршрут, места пересадки, со временем добавятся опции, помогающие определить продолжительность поездки и ее суммарную стоимость. Карта не несет функции навигатора, поскольку после введения новой транспортной схемы все внесенные в нее изменения начнут отображаться на платформе «Яндекс.Карты».
Специалисты Центра развития транспортных систем полагают, что после запуска новой комплексной транспортной схемы все нижегородцы вне зависимости от района проживания смогут пользоваться бесплатными пересадками и льготами на проезд. Кроме того, весь общественный транспорт Нижнего Новгорода, включая частных перевозчиков, перейдет на единый регулируемый тариф.
Важная особенность вводимой схемы состоит в том, что в нее отныне включены не только привычные виды наземного транспорта (автобусы, включая маршрутные такси, троллейбусы и трамваи) и метрополитен, но и активно развивающиеся в последнее время пригородные и городские электропоезда.
– Решения, которые мы приняли, ориентированы на научную работу, проделанную специалистами «Стройпроекта» и обратную связь с пользователями, – пояснил Артем Бафанов. – Разумеется, когда все это поедет, мы будем смотреть, анализировать и при необходимости вносить корректировки.
Цифровизация автобуса
Как сообщила недавно в официальном релизе нижегородская мэрия, наш город вошел в тройку лидеров федерального рейтинга цифровизации городского хозяйства среди мегаполисов с населением свыше миллиона жителей, за год поднявшись с девятого места.
Всего в России сегодня 16 миллионников. Это, по данным Росстата (итоги переписи осени прошлого года), постоянно входящие в топ Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск и Волгоград. В список-2021 добавились Воронеж, Краснодар и Красноярск. Также в лист вернулась Пермь, бывшая миллионником в 2002 году, но в 2010 году временно утратившая свой статус.
Упомянутый рейтинг «IQ городов» с 2018 года регулярно готовят аналитики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Московского государственного университета имени Ломоносова в рамках ведомственного проекта «Умный город». В этот раз Нижний Новгород набрал 88,26 балла из 120-ти, уступив только обеим столицам (у Первопрестольной 117,16, у Северной Пальмиры 98,13 балла). Оценивались такие показатели как городское управление, «умное» жилищно-коммунальное хозяйство, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестиционный климат, а также инфраструктура сетей проводной и сотовой связи.
– Если говорить об отдельных показателях, то у нас прекрасное покрытие мобильной сети у всех операторов т. н. «большой четверки» (МТС, билайн, МегаФон, Tele2. – Прим. «АН–Волга»), – говорит кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Свой роль сыграл, конечно же, проект «Умные остановки» – современные павильоны с информационными табло и бесплатным wi-fi сделал бы честь и любому европейскому городу. Ну а контроль коммунальной техники у нас уже несколько лет на высоте. На интерактивной карте, созданной мэрией, я, например, с интересом отслеживаю зимой перемещения снегоуборочных машин, а летом – поливальных, причем данные идут с минимальным лагом по времени: на карте отметка поливалки проходит рядом с моим домом, и выглянув в окно я наблюдаю ее в реале.
Однако и здесь есть над чем работать. Автор этих строк неоднократно сталкивался с тем, что автобус, до прибытия которого по данным табло оставалось больше часа, вдруг оказывался у остановки через пару минут. Еще более загадочный случай наблюдался на проспекте Гагарина: отметка автобуса на сервисе bustime уверенно двигалась к остановке, даже прошла мимо нее, но ни одного автобуса в транспортном потоке (негустом из-за позднего времени) не наблюдалось.
– В первом случае скорее всего у автобуса просто не был активирован транспондер, – уверена ИТ-специалист, работающий в сфере программного обеспечения для городского транспорта, кандидат технических наук Татьяна Воротынская. – А во втором случае скорее всего активный транспондер водитель автобуса уйдя с маршрута, просто положил в свою личную машину, забыв его выключить, и отправился домой.
Так что система контроля общественного транспорта создана и действует, но пока не без сбоев. Есть еще над чем работать, чтобы сохранить высокий титул третьего по IQ города страны.