«Единственным видом транспорта, который связывает район с областным центром является авиация. Только 3–4 месяца в году доступен «зимник», и можно добраться до Иркутска на машине. При этом взлетно-посадочная полоса в аэропорту Ербогачен не имеет твердого покрытия, нет подсветки. В межсезонье, когда полосу размывает, район остается изолированным на длительное время. Жители не могут вылететь или вернуться, нет возможности завезти товары, в частности — скоропортящиеся продукты питания, лекарства. Сам аэропорт в ветхом состоянии, зимой в здании очень холодно, весной протекает крыша», — охарактеризовала ситуацию, типичную для отдаленных северных территорий Иркутской области, представляющая Катангский район Надежда Лукичева. Очевидно, что от стабильности воздушного сообщения зависит жизнеобеспечение населения. Тема развития малой авиации стала главной на совещании, состоявшемся в Усть-Илимске 14 июля под председательством спикера Законодательного Собрания Иркутской области Александра Ведерникова.
Вопросы авиационной доступности малых городов и модернизации инфраструктуры аэропортов детально обсуждены в ходе рабочей поездки депутатов Законодательного Собрания Иркутской области по северным территориям региона. В совещании на Усть-Илимской дискуссионной площадке вместе с парламентариями приняли участие руководители профильных министерств, представители авиакомпаний и аэропортов, мэры и председатели дум муниципальных образований.
Проблематика авиаотрасли и транспортной доступности отдаленных районов, надо сказать, не первый раз в центре внимания областного заксобрания. Так, год назад проводился соответствующий депутатский час, где были сформулированы рекомендации региональному правительству. Кардинальных перемен пока не заметно. Назрела необходимость проанализировать ситуацию и обозначить реальные шаги к решению приоритетных вопросов.
«Наша общая задача — обеспечить качественную, регулярную, субсидируемую доступность авиаперелетов для населения региона. В первую очередь речь идет об отдаленных населенных пунктах и малых городах, особенно тех, где с областным центром есть только авиасообщение», — конкретизировал цель очередного обсуждения насущной проблемы Александр Ведерников.
Для понимания всей картины по авиасообщению с северными территориями депутаты заслушали подробный доклад руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта (ВС МТУ Росавиация) Дмитрия Целищева. По представленной им информации в 2021 году по сравнению с 2020 годом отмечалось увеличение пассажиропотока: в Киренске на 60%, в Бодайбо на 30%, в Ербогачене и Маме на 20%. Представитель Росавиации констатировал: спрос на авиабилеты у жителей малых городов растет. А что по качеству авиауслуг, комфорту в аэропортах, безопасности перелетов? Инфраструктура определенно требует модернизации. Некоторые северные аэропорты не видели реконструкции с начала 1990-х, а другие и вовсе о ней только мечтают. Требуется привести в порядок как здания аэровокзалов, так и посадочные полосы. Где-то необходимо оснастить аэропорты современным сертифицированным светосигнальным оборудованием. Оно, к примеру, отсутствует в аэропортах п. Мама и Ербогачен.
То, что на многих объектах аэродромное покрытие имеет значительную степень износа, а в аэропорту Ербогачена на посадочной полосе до сих пор нет твердого покрытия, подтвердил и министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. В общей сложности, на территории региона семь аэропортов, два из них — в Иркутске и Братске -имеют статус международных, заметил министр.
Со своей стороны, представители отрасли и депутаты заксобрания подчеркнули: север Приангарья интенсивно осваивается, транспортная инфраструктура должна учитывать эти точки роста. В Усть-Куте реализуется проект современного завода полимеров, в Усть-Илимске наращивает производство группа «Илим», в Бодайбинском районе будут осваивать месторождение «Сухой лог». И стратегия развития аэропортов, обновления маршрутной сети обязательно должна быть увязана с потенциалом территорий, поселений, открытием новых предприятий и промплощадок. «Мы понимаем, что нынешнее состояние аэропортов и посадочных площадок существенно ограничивает их возможности по приему воздушных судов. Прозвучали конкретные запросы и цифры по реконструкции, — заметила вице-спикер ЗC Ольга Носенко. — Чтобы объективно расставить приоритеты, важно четко просчитать пассажиропотоки по всем направлениям».
Представители авиакомпаний «Ангара», «Сила», «Ираэро», активно задействованных на региональных воздушных перевозках, предложили использовать опыт других регионов, в частности, Приморского края по созданию опорной сети малых посадочных площадок, которая будет отражать потребности жителей Иркутской области в авиаперелетах. Прозвучало, что на уровне федерации усилия сегодня сконцентрированы на строительстве судов для малой авиации, в недалекой перспективе будет формироваться реестр для передачи самолетов в регионы. К этому нужно готовиться уже сейчас: восстанавливать утраченную инфраструктуру, без нее нельзя будет рассчитывать на пополнение авиапарка при поддержке государства. Нужно синхронизировать действия региона со стратегией правительства РФ.
Министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин попросил учитывать тот факт, что авиалесоохрана в настоящий момент наращивает патрулирование, вовлекая в мониторинг и тушение десятки миллионов га на севере Приангарья. Для успешного решения этой задачи нужно формировать инфраструктуру топливной заправки воздушных судов. Этот вопрос стоит решать одновременно с другими, касающимися развития посадочных площадок и аэропортов.
Также в центре обсуждения оказалась тема дефицита кадров для авиации, на нее обратил внимание директор аэропорта Усть-Илимска Сергей Ванкевич, когда депутаты выезжали непосредственно на объект.
Мэры территорий в очередной раз заострили внимание на необходимости снижения стоимости авиабилетов за счет субсидирования. Так, сейчас авиабилет из Ербогачена в Иркутск стоит около 9 тыс. рублей, для многих жителей такая цена недоступна. В муниципалитете считают, что тариф для населения не должен превышать 4,5 тыс. рублей. При обсуждении этого вопроса Александр Ведерников поручил председателю комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Николаю Труфанову рассмотреть возможность предоставления льготных авиаперевозок для жителей, которые отправляются в областной центр на медицинское обследование и лечение.
Также Александр Ведерников сделал акцент на более прагматичном подходе к развитию аэропортов: необходимо предусматривать возможность повышения их категории и филиализации. Это позволит привлечь больший объем инвестиций, открывать новые маршруты, создавать более комфортные условия для пассажиров.
В финале совещания Николай Труфанов подвел итоги, отметив, что поддержка малой авиации — стратегическая задача, от успешного выполнения которой зависит экономическое развитие региона. Было озвучено предложение более подробно вернуться к главным темам осенью на депутатских слушаниях, куда будут приглашены мэры территорий, представители регионального правительства, руководители авиапредприятий.