Комплексная схема организации дорожного движения — КСОД — документ ключевой, когда речь идет о возможности получения федерального финансирования в рамках программ по развитию общественного транспорта и обновлению подвижного состава в регионах. Многие субъекты РФ вовремя озадачились разработкой такой схемы, а Иркутская область всё еще только в процессе ее подготовки. Когда финишируем? В региональном Законодательном собрании проясняли перспективы.
«Пока наши соседи получают новые автобусы и троллейбусы, Иркутск, например, вынужден покупать их в лизинг, то есть на средства наших граждан», — прокомментировал сложившуюся ситуацию председатель областного парламента Александр Ведерников во время совещания, посвященного проблемам муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок. Рабочая дискуссия состоялась на площадке Законодательного Собрания Иркутской области 7 июля. Спикер ЗС настойчиво обратил внимание представителей областного правительства на необходимость ускорить разработку комплексной схемы организации дорожного движения.
Очевидно, что регион накопил немало проблем в сфере общественного транспорта и самостоятельно из них «вырулить» крайне сложно. В частности, для обновления подвижного состава (а изнашивается он в условиях жесткой, интенсивной эксплуатации очень быстро) требуется серьезный ресурс, федеральные деньги здесь — безусловно, мощная поддержка. Когда область будет готова в полной мере документально подкрепить, обосновать свои запросы на финансирование транспортной сферы? Федерации важно четко понимать, в осуществление каких планов на уровне региона она вкладывается. Но для этого прежде всего сам регион должен иметь четкое представление — куда двигаться в части организации движения и пассажирских перевозок.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Приангарья Максим Лобанов доложил депутатам: разработка комплексной схемы организации дорожного движения началась в 2020 году. К текущему моменту на региональном уровне в общем она принята, в ближайшее время будет определен подрядчик для разработки документов транспортного планирования конкретно для Иркутской агломерации. Средства на эти цели предусмотрены в бюджете на 2022 год, работу планируют завершить до конца 2024 года.
Дальше тянуть просто некуда. Вспоминается знаменитое «нет времени на раскачку». Новенькие автобусы и троллейбусы уже поехали в регионы, которые оперативно сориентировались, что разработка КСОД увязана с поставками техники, и всё быстро подготовили. Приангарье запаздывает. Если есть конкретные сложности, Александр Ведерников призвал говорить открыто, вести конструктивный диалог и, в конце концов, сделать рывок вперед. Пока, похоже, Иркутская область в том, что касается разработки КСОД Иркутской агломерации, двигается слишком умеренно и до федеральных денег доберется не скоро. А ресурсы государство на общественный транспорт выделяет. И хорошие ресурсы. Спикер ЗС провел параллель с нацпроектом «Безопасные качественные дороги»: удалось привлечь несколько миллиардов рублей федеральных средств на то, чтобы привести в порядок дороги, в том числе областного центра. Но какой общественный транспорт двигается по этим магистралям? Давайте честно: порой смотреть страшно, не то что ездить.
Впрочем, депутаты регионального парламента перед совещанием посмотрели. Делегация Заксобрания посетила несколько транспортных предприятий в Иркутске и Ангарске.
Так, парламентарии во главе с Александром Ведерниковым побывали в «Автоколонне 1880», которая в этом году отмечает юбилей, 55 лет. Сейчас около 60% автопарка предприятия изношены. Перевозчик рассказал, что планирует покупку 11 автомобилей маленькой вместимости и 5 больших автобусов. Задействуют механизм лизинга и рассчитываться будут пять лет. Еще один вместительный автобус приобретут на собственные средства акционерного общества. Как сообщил генеральный директор АО «Автоколонна 1880» Эдуард Косарев, по итогам 2021 года предприятие впервые получило прибыль в 11 миллионов рублей благодаря поддержке регионального правительства.
Посетили депутаты и МУП «Иркутскавтотранс». На балансе муниципального предприятия более 190 автобусов. В этом году подвижной состав пополнится 40 новыми низкопольными автобусами большой вместимости. Транспорт отечественного производства прибудет в Иркутск уже осенью. Новые автомобили будут обслуживать удаленные маршруты.
В центре внимания также оказалась работа МУП «Ангарский трамвай». В Ангарске пассажиров обслуживают от 13 до 15 вагонов, общая протяженность маршрутной сети достигает 65 километров. Представителей депутатского корпуса информировали: из-за износа трамвайных путей подвижной состав приходится часто ремонтировать, реконструкции требует треть всех путей. Сейчас на предприятии стоит вопрос о сохранении «Ангарского трамвая» только как исторической памяти. Александр Ведерников озвучил свою позицию по этому неоднозначному вопросу: такое решение необходимо принимать только с учетом мнения жителей города.
С представителями ОАО «Автоколонна 1948» парламентарии тоже пообщались детально и о насущном. По словам руководства предприятия, основная проблема перевозчиков — низкий пассажиропоток на садоводческих маршрутах. Около 80% пользующихся транспортом садоводов входят в категорию льготников и не оплачивают проезд. Эти средства возмещаются из бюджета только через 3 месяца. Раньше не допустить финансового разрыва помогал высокий поток на внутригородских маршрутах, однако в последние годы доход от них не позволяет компенсировать финансовый разрыв. Депутаты согласны, что необходимо сократить срок возмещения льготных перевозок. Также глава предприятия обратил внимание на отсутствие амортизационного фонда, средства которого можно было бы направлять на обновление автомобильного парка.
Позже тема социальных маршрутов и льготных карт получила продолжение во время совещания на площадке Законодательного собрания региона. Спикер областного парламента призвал профильные министерства к созданию единых льготных карт. Действительно, зачем плодить несколько? Тот случай, когда многообразие — не есть хорошо. Куда удобнее иметь в кошельке универсальную карту. Есть смысл ориентироваться на ближайших соседей — Забайкальский край, изучить опыт региона, где средством оплаты проезда являются карты МИР. В принципе, возможны и другие варианты, когда «всё в одном».
Кроме того, депутаты предложили предусмотреть для перевозчиков электрическим транспортом сниженные тарифы на электроэнергию, усилить контроль пассажирских перевозок и прозрачность в том, что касается исполнения предприятиями взятых на себя обязательств. Да, контроль — функция Ространснадзора. Этой структуре, как упомянул глава областного минтранса, правительство рекомендации давало, и не раз, но рычагов прямого влияния на коллег нет. Потому было принято решение и в структуре министерства организовать специальный отдел контроля общественного транспорта. Запланирована разработка региональной информационно-навигационной системы, данные из нее о лучших и худших перевозчиках обещают сделать публично доступными, открытыми для пассажиров и общественников. Озвучено намерение злостных нарушителей лишать лицензии на осуществление перевозок.
Рассчитываем, что система в скором времени заработает.
Тем временем, депутаты Заксобрания все свои предложения и вопросы, значимые для совершенствования транспортной отрасли, внесут в повестку муниципального часа. Тема важнейшая. Над ней еще работать и работать. В темпе. Хорошо бы развить скорость подобную той, что демонстрируют на городских улицах коммерческие «маршрутки» в борьбе за пассажира.
Николай Труфанов, председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области:
— Еще в 2011 году городской администрацией была презентована концепция развития пассажирского транспорта. Через шесть лет снова начали говорить о необходимости такого документа. И вот сегодня мы опять обсуждаем износ подвижного состава, нехватку средств. Иркутск сегодня приобретает транспорт по схеме лизинга, а могли бы задействовать федеральные средства. Нужна КСОД. Не будем забывать и об отдалённых, особенно северных районах. Там свой круг давно назревших транспортных вопросов. В ходе дискуссии и визита на предприятия мы еще раз убедились в необходимости выработки комплексных, эффективных подходов к решению проблем пассажирского транспорта. Прошу коллег направить в комитет свои предложения. Мы проработаем их в ходе будущего муниципального часа и, по итогам, резолюцию направим в правительство Иркутской области, чтобы все рекомендации нашли отражение в действующих госпрограммах, а при необходимости, правительство и минтранс области учитывали их при разработке новой программы, в интересах населения. Цель — не упускать возможности, которые дает федерация.
Руслан Болотов, мэр города Иркутска:
— Благодарю депутатов Законодательного Собрания Иркутской области за внимание к проблематике.
Если говорить об Иркутске, то для нас актуальна проблема дублирования маршрутов. Около 2800 единиц общественного транспорта на улицах города, из них порядка 1800 малой вместимости. И меньше 50% этого парка обслуживает именно городские маршруты. Нет четкого понимания, кто выходит на маршруты, работают ли перевозчики в легальном поле. С нелегалами необходимо бороться, выстроить единую прозрачную маршрутную сеть Иркутской агломерации.
Участие в федеральных программах было бы нелишним. В свое время они эффективно работали и серьезно помогали снять проблему с обновлением автопарка для пассажирских перевозок общественным транспортом. Муниципальное автотранспортное предприятие сейчас со своими задачами справляется на 100%, но износ парка (как автобусов, так и троллейбусов, трамваев) составляет процентов 80.
Обновление идет, но, действительно, для муниципального бюджета расходы в полном объеме неподъемные.