Санкции США и ЕС против России подрывают их собственную продовольственную безопасность
№ () от 12 июля 2022 [«Аргументы Недели », Александр САДОВНИКОВ ]
После начала спецоперации на Украине западные СМИ все как один заполошно заголосили, что теперь из-за этого планете грозит чуть ли тотальный голод. Причём Россия якобы действует в этом направлении умышленно, блокируя поставки пшеницы с Украины. И что угроза голода особенно сильно нависла над рядом стран Ближнего Востока и Африки, в которых и ранее население хронически недоедало. Ситуация стала близка к панике после того, как Индия запретила экспорт пшеницы из-за сильной засухи в стране и значительного роста внутренних цен.
НА САМОМ деле угроза голода действительно существует, вот только реальными организаторами зерновой блокады являются США и страны Евросоюза. Причём это не какой-то спонтанный их жест, а целенаправленная политика Запада по депопуляции этих регионов мира. Достаточно вспомнить доктрину Киссинджера, в которой Америка ещё в конце 1970-х годов обозначила свою политику в отношении Африки: «африканцев слишком много и должно стать меньше, а ресурсы континента должны принадлежать США». Более откровенно не скажешь. Спецоперация стала очень «удачным» поводом для организации голодомора. Впрочем, под угрозой оказались и другие страны и нации, к тому же очень несладко пришлось и малообеспеченным слоям самих организаторов блокады. Работа по голодомору бурно пошла сразу по 4 направлениям.
1. Создание на мировом рынке искусственного дефицита зерна за счёт санкций и логистики.
Россия в последние 5 лет была крупнейшим поставщиком пшеницы на мировой рынок, в частности, за прошлый год было экспортировано более 30 млн тонн зерна. Доля экспорта Украины за тот же период составила около 20 млн тонн. Если учесть, что всего в мире производится около 800 млн тонн зерна в год, то (30+20) составляет 1/16 всего зернового производства, и если вдруг это убрать из мировой торговли, то тут же возникает весьма существенный дефицит.
Зерно перевозится насыпью в трюмах и контейнерах. Запад это прекрасно понимал и почти сразу после начала спецоперации, а именно 1 марта, запретил крупнейшим контейнерным перевозчикам, а это компании MSC (Швейцария), Maersk (Дания), CMA CGM (Франция), Ocean Network Express (Сингапур) и Hapag Lloyd (Германия) обслуживать заказы из России. Обслуживать суда в украинских портах стало невозможно по причине их минирования ВСУ, сделанного явно с подсказки американских и британских кураторов.
Одновременно санкции были введены и против Новороссийского морского порта, из которого отгружается более 50% российского зерна на экспорт. Также были введены санкции против других российских портов, против российских судов-сухогрузов, которым запретили заходить в порты Евросоюза, и был введён запрет на страхование морских перевозок российских грузов.
Есть и внутренняя угроза. Например, упомянутая компания Maersk владеет 31% российского портового оператора Global Ports, который управляет шестью терминалами в России и двумя в Финляндии. Акционерами Global Ports также являются российская государственная корпорация «Росатом» и российский бизнесмен Сергей Шишкарёв. Maersk управляет маршрутами контейнерных перевозок в Санкт-Петербург и Калининград на Балтийском море, в Новороссийск – на Чёрном море, а также во Владивосток и Восточный – в Приморье. Если он будет пытаться блокировать грузоперевозки внутри России, то от такого акционера следует немедленно избавиться.
2. Игра на повышение стоимости продовольствия с целью сделать его малодоступным или недоступным вовсе.
Вводя санкции, инициаторы блокады России уже знали о засухе на равнинах юга США и во Франции, которая разрушила надежду местных фермеров на хороший урожай. Это крупные страны-экспортёры, и рынки отреагировали моментально – всего через неделю после начала блокады российских портов пшеница стоила уже на 40% дороже. Но это было только начало взлёта цен практически на все продукты, так как зерно оказалось лишь первой доминошкой в ряду развала всего мирового сектора продовольствия. Значительно подорожали кукуруза, рис, прочие злаковые, соевые бобы, рапс, подсолнечное масло, минеральные удобрения.
В ответ российский МИД обвинил Евросоюз в начале торгово-экономической войны и заявил, что ЕС игнорирует ведущую роль страны в поставках сельхозпродукции.
«Брюссель открыто объявил нашей стране тотальную торгово-экономическую войну, игнорируя тот факт, что Россия является одним из мировых лидеров по поставкам базовой сельхозпродукции (пшеницы, ячменя, подсолнечника, минеральных удобрений и кормовых культур), в том числе в страны с низкими доходами, подверженные риску дефицита продовольствия».
Вменяемые политики Запада тоже отреагировали. Глава МИД Италии Луиджи Ди Майо заявил о необходимости прекращения «мировой хлебной войны», связанной с нынешним зерновым кризисом: «Мировая хлебная война уже идёт, и мы должны её остановить. Есть опасность политической нестабильности в Африке, распространения террористических организаций, государственных переворотов. К этому может привести зерновой кризис, который мы переживаем», – заявил Ди Майо.
Рынки остудило заявление президента России Владимира Путина о том, что страна готова обеспечить беспрепятственный вывоз украинского зерна через подконтрольные ей порты. После этого мировые цены на зерно упали на 10%, то есть до уровня апреля.
3. Умышленное снижение урожайности.
Одновременно с экономической блокадой российских портов и морских перевозок Запад задумал лишить фермеров, причём не России, а всех остальных стран, вообще каких-либо перспектив на хороший урожай всех сельскохозяйственных культур. Сделать это можно, ограничив доступ к российским минеральным удобрениям, которые реализуются в очень благоприятном для аграриев ценовом диапазоне.
Зависимость рынка Евросоюза от российских удобрений очень сильна и даже критична при разрыве поставок. Россия обеспечивает более 30% потребности местных аграриев в азотных удобрениях и 25% – в фосфорных. В части калийных удобрений зависимость ещё больше: вместе с Белоруссией до санкций эта доля достигала 50–60%. И здесь надо помнить, что недостающий объём азотных удобрений в ЕС производится главным образом из российского трубопроводного газа.
Биохимия земледелия такова, что такой важный элемент, как азот, ушедший в пшеницу, подсолнечник, картофель и любую другую сельхозкультуру, надо замещать напрямую. Иначе в следующем году будет неурожай. Можно долго рассказывать про «чудеса» органического земледелия, когда в почву вносятся только навоз и перегной, но реалии таковы, что это не отменяет внесение в почву азотных удобрений. Это же касается фосфорных и калийных удобрений.
Есть такой непреложный факт – именно за счёт синтетических азотных удобрений, произведённых из природного газа, за последние полвека объём сельскохозяйственного производства утроился при двукратном увеличении численности населения.
Запад и сам оказался под угрозой голода. Подвело его следование догматам «зелёной повестки», которую активно внедрял в жизнь очень влиятельный Римский клуб. Существенных проколов здесь два. Первый – это ставка на упомянутое выше органическое земледелие. Однако, согласно исследованиям, урожайность при таком виде ведения сельского хозяйства значительно ниже традиционного варианта с использованием синтетических азотных удобрений. Кроме того, органическое земледелие требует от фермеров более частой ротации почв, включая сезоны отдыха почвы и отказа от земледелия в этот период, в результате чего эффективность в среднем снижается на 29–44%. Это не только влечёт рост цен на органические продукты питания, но и требует в два раза больше земли. А где её взять? Вырубать леса и осушать болота? Так это удар по той самой «зелёной повестке». Второй прокол – это ставка на зелёную энергетику – ветряки и солнечные панели, которые требуют для своей генерации огромных площадей земли. И где её брать – выводить из сельхозоборота?
Наглядным примером, как не надо хозяйствовать в агросфере, служит катастрофа, с которой столкнулась Шри-Ланка. В 2019 г. свежеизбранный президент страны Готабая Раджапакса, являющийся сторонником модных зелёных технологий, обнародовал национальную стратегию «Перспективы процветания и величия» (Vistas of Prosperity and Splendour), и в соответствии с её положениями правительство запретило химические удобрения и полностью перешло на органическое земледелие. Однако урожай риса оказался значительно ниже, и за этим последовало пятикратное повышение цен на некоторые продукты питания. У страны оказалось недостаточно земли, чтобы заменить синтетические азотные удобрения. Есть и другая проблема – навоз. Его, чтобы перейти на органику с сохранением производства, Шри-Ланке потребуется в 5–7 раз больше, чем сегодня. То есть надо во столько же раз увеличить численность крупного рогатого скота. А где взять для этого землю? И теперь на улицах городов этого государства, ещё недавно бывшего в региональных лидерах роста по многим экономическим показателям, идут массовые волнения.
В итоге, согласно оценкам, содержащимся в докладе ООН «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2020», в 2019 г. в мире голодали почти 690 млн человек – на 10 млн больше, чем в 2018 г., и почти на 60 млн больше, чем пять лет назад. По факту миллиарды людей не могут себе позволить полезные и питательные продукты питания из-за их высокой стоимости. Наиболее остро эта проблема стоит в странах Азии и Африки. По оценкам аналитиков Всемирной продовольственной программы, к концу 2020 г. в результате пандемии COVID-19 количество страдающих от хронического недоедания увеличилось ещё на 320 млн человек.
Из общего числа недоедающих людей в 2020 г., а это 768 млн, – 282 млн живут в Африке, 418 млн – в Азии и 60 млн – в Латинской Америке и регионе Карибского бассейна. Теперь все они под угрозой настоящего голода.
4. Введение в заблуждение на тему источника проблем и ложная адресация претензий.
Главная цель организации всепланетного голода – сокращение населения планеты, вторая по значимости цель – русофобия, третья – постановка под удар очередной медийной жертвы Запада – Китая. Абсолютно все западные СМИ в начавшемся продовольственном кризисе, а речь идёт именно о кризисе, а не о каких-то нишевых или региональных проблемах, обвинили Россию. А следовало ли от них ожидать чего-то ещё? Именно Россией Запад привык объяснять вообще все свои существующие проблемы. Именно спецоперацией Америка сейчас объясняет грозящий её финансовой системе дефолт из-за принципиальной невозможности погасить свой госдолг в 32 трлн долларов. Госдолг Евросоюза составляет 18 трлн евро, госдолг Японии – 15 трлн долларов. Суммарный госдолг Запада оценивается уже больше чем в один миллион тонн золота! Столько золота человечество не добыло за всю свою историю существования.
И о Китае. Запад давно обвинял Пекин в росте цен на мировом рынке продовольствия из-за того, что с ростом благосостояния китайцы стали больше потреблять. По меркам Вашингтона и Брюсселя, потреблять может больше только их пресловутый «золотой миллиард».
Но, по информации агентства Bloomberg, 14 июня Минфин США разрешил проводить с подсанкционными российскими банками операции, связанные с оплатой топлива, до 5 декабря, и выпустило соответствующую генеральную лицензию. Санкции втихаря снимаются с Центробанка, ВЭБ, Сбербанка, «Альфа-банка», Банка «Открытие» и Совкомбанка. Также отсрочка на введение санкций распространяется на сделки «по покупке природного и сжиженного природного газа, угля, древесины и урана, производства, передачи или обмена энергией любыми средствами, включая атомную, тепловую и из возобновляемых источников».
А 13 июня власти США негласно разрешили сельскохозяйственным и транспортным компаниям увеличивать закупки удобрений у России, против которых тоже были введены санкции.
Вся агросфера Америки держится на двух миллионах фермеров, которые «вдруг» оказались или вообще без удобрений, или же с удобрениями, но по неподъёмной спекулятивной цене. А так и до голода недалеко уже в самой Америке.