Легендарный автомобильный бренд «Москвич» снова появится на российских дорогах. Такие новости не так давно анонсировали московские власти, связывая их с намерениями задействовать производственные мощности уходящей из России компании Renault. Известной марке в этом году исполнилось 75 лет. По этому поводу сразу в нескольких городах прошли юбилейные мероприятия, в том числе самое крупное — на территории АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола), собравшее сотни поклонников и множество экземпляров различных «Москвичей». Иркутск тоже стал одним из центров празднования, благодаря коллекционеру Павлу Федотову, собравшему почти все модели и вариации «Москвича», а теперь открывающему здесь музей этой автомобильной марки.
11 июня неподалеку от Иркутска в поселке Новолисиха состоялся организованный Павлом Федотовым «День открытых дверей музея Moskvich‑land», в ходе которого можно было осмотреть коллекцию автомобилей «Москвич», принять участие в викторинах, ралли и других увлекательных соревнованиях. Поводов для праздника случилось целых два: 15-летие автомобильной коллекции, собираемой иркутским энтузиастом, и 75-летие самой марки. Конечно же, гости мероприятия активно обсуждали новость о том, что в России должно возобновиться производство машин этого бренда. Остается только догадываться, насколько близки к истине шутки о том, что коллекция Павла, являющаяся одной из самых полных и представительных в стране, вполне может пополниться еще одним экземпляром.
Начало коллекции, как и увлечению «Москвичами», было положено 15 лет назад, когда Павел искал эффектный, запоминающийся подарок отцу на юбилей. «Может быть, где-то в газетах вычитали, может, в телевизоре подсмотрели идею подарить ретро-автомобиль. Не какой-нибудь, а точно такой же, за руль которого когда-то отец сел впервые в жизни. Этой машиной был Москвич‑412, доставшийся ему от его отца», — вспоминает коллекционер.
Через газетные объявления в Иркутске удалось найти Москвич‑412, в том же цвете, в экспортном исполнении. Отец был очень впечатлен подарком.
Автомобиль поначалу стал семейной машиной выходного дня, а затем — постоянным участником различных выставок и фестивалей ретро-автомобилей и тюнинга, проходивших в Иркутске.
«На этих мероприятиях я познакомился с другими энтузиастами, ретроводами, попал, что называется, в определенную среду людей — увлеченных, разбирающихся в вопросе. Заинтересовался отечественным автомобилестроением, приобрел второй «Москвич», а за последующие 10 лет еще более трех десятков машин этой марки», — говорит Павел Федотов и уточняет: речь идет только об авто, произведенных на московском заводе АЗЛК.
В настоящее время в его коллекции — 40 «Москвичей», 38 из которых на ходу и в идеальном состоянии. Модели представляют всю линейку производителя: от 400-го «Москвича» на основе довоенного Opel Kadett и до переднеприводного хэтчбека 2142, выпускавшегося незадолго до банкротства завода. В Иркутске были найдены только считанные образцы, основная часть коллекции подбиралась и привозилась из городов со всей страны.
Стоит добавить, что все машины официально зарегистрированы в ГИБДД. «Это не просто раритеты, музейные экспонаты, а настоящие транспортные средства, способные выполнять все задачи, заложенные в них инженерами и конструкторами», — уверенно говорит о своих любимцах Павел. Возможно, поэтому его машины периодически становятся объектами для съемок у телевизионщиков и «киношников». Один из «Москвичей», к примеру, был важной частью для передачи атмосферы в фильме «Облепиховое лето» о жизни и смерти драматурга Александра Вампилова.
Коллекция Павла включает в себя все существовавшие и выпускавшиеся с заводского конвейера модели и модификации «Москвичей», об объективных достоинствах некоторых из них российские автолюбители даже успели позабыть.
«К примеру, сейчас на автомобильном рынке большим спросом пользуются кроссоверы. Считается, что это новое изобретение массового автопроизводства. Но еще в советские времена АЗЛК выпускал универсал Москвич‑411 с несущим кузовом и подключаемым полным приводом. К слову, ничего подобного мировые производители тогда не могли предложить, за исключением тяжелых рамных внедорожников», — утверждает Павел.
Еще один любопытный экземпляр Москвич‑400–420А Кабрио 1950 года выпуска. Такие первые массовые послевоенные образцы сейчас большая редкость. Его особенность — складная матерчатая крыша. Она объясняется вовсе не тем, что в СССР после Великой Отечественной возник запрос на роскошь и праздный образ жизни (как в западных странах), а банальной нехваткой металлопроката определенных размеров. Отечественная тяжелая промышленность в то время не могла в полном объёме поставлять на автозаводы широкие листы металла, пригодные для изготовления крыши. Поэтому существовала модификация с откидным верхом.
Похожая история с моделью Москвич‑400–422 (которой, к слову сказать, в коллекции Павла Федотова еще нет). Её кузов, за исключением моторного отсека, целиком изготавливался из деревянных панелей. «Модель очень интересная, выполненная в форме небольшого фургона. Аналоги такого кузова входят сейчас в коммерческие линейки автопроизводителей в виде небольших фургонов коммерческого назначения. Найти оригинал этого «Москвича» весьма непросто, в том числе и потому, что деревянные панели за 70 лет удается сохранить в единичных случаях», — продолжает экскурс по особенностям раритетных Москвичей Павел Федотов, еще и еще раз подчеркивая: продукция АЗЛК отличалась высокой конкурентоспособностью на мировом уровне, если сравнивать ее с другими легковыми машинами эконом-класса. Преимуществами производителя была универсальная единая платформа, позволяющая выпускать большую вариацию кузовов, надежные силовые агрегаты, комплектации, удовлетворяющие потребительские запросы в своем классе.
Не случайно «Москвичи» пользовались спросом не только во всем СССР и странах Восточного блока, но и поставлялись в западные европейские страны. В некоторых из них даже действовала мелкосерийная сборка из машинокомплектов. Большую рекламу «Москвичу» сделали и его уверенные победы на международных авторалли в 60–70‑х годах. Соперниками выступали, в том числе, хорошо сейчас знакомые всем немецкие и французские марки.
Найти достойный коллекции экземпляр и привезти его в Иркутск — не самая сложная задача. Много времени уходит на приведение в порядок каждого образца. Для того, чтобы машины были качественно сделаны, Павел самостоятельно занимается их восстановлением: «Единственное, что я могу доверить другим — это покраска, требующая специального помещения и в отдельных случаях — наиболее сложные ремонты двигателя. Все остальное — своими руками: разборка, сборка, комплектация».
Коллекционер признается, что максимально тщательно относится к деталям. Машины в коллекцию подбирались из принципа — чем меньше проводилось прежним владельцем доработок и переделок, тем лучше. Процесс реставрации требует тщательности — долгого и кропотливого поиска шестивольтной электрики, придирчивого подбора тканей для обивки салона. «Некоторые образцы тканей приходится заказывать отдельно, они изготавливаются на современном оборудовании, но по рисунку, цвету полностью соответствуют оригиналу. Как ни странно, но меньше всего сложностей с мелкими пластиковыми и резиновыми деталями или элементами оформления. Все это легко восстанавливается с помощью 3D‑принтеров и других технологий», — делится подробностями Павел.
Он добавляет, что в России существует определенное сообщество коллекционеров, любителей марки «Москвич», хорошо знающих друг друга, делящихся полезной информацией: «Раньше, когда коммуникации энтузиастов ограничивались объявлениями в газетах или личным общением, было сложнее. Сейчас с развитием социальных сетей все гораздо проще. Я веду собственный блог на платформе Drive2.ru, через соцсети всегда могу найти сведения о том, у кого можно быстро подобрать недостающую запчасть для реставрации какой-то модели. Очень активное сообщество любителей «Москвича» действует, конечно же, в Москве, где ежегодно проходят большие мероприятия. Люди показывают машины из своих коллекций, помогают друг другом советами. Для многих — это образ жизни, кто-то даже зарабатывает на жизнь исключительно тем, что помогает собирать или ремонтировать такие ретромашины».
В планах у Павла Федотова — открыть под Иркутском ретро-музей, посвященный моделям «Москвич». «Это часть нашей истории, страница отечественного автомобилестроения с его достижениями, интересными решениями. Считаю, что коллекция должна быть доступна всем желающим. Поэтому через некоторое время в поселке Новолисиха заработает полноценный музей Moskvich‑land, в котором люди смогут изучить историю возникновения и развития легендарной марки», — анонсирует коллекционер интересное и безусловно важное не только для автоценителей событие.
Сын коллекционера Тимофей Федотов о детском интересе который перерос в любимое увлечение
«Москвич» с самого раннего детства сопровождал меня по жизни. Белый «Москвич 412Э» для меня стал знаковым. Впервые такой автомобиль появился в семье, когда отцу исполнилось четыре года, второй — его аналог, когда уже мне было меньше года, и именно на нем отец и дед показывали мне принципы вождения и работы автомобиля. Поэтому, когда папа предложил попробовать свои силы в восстановлении автомобиля, моим первым подопытным стал «Москвич 2138» цвета «мимоза». Это машиной я занимаюсь уже на протяжении двух с половиной лет. За это время я изучил его конструкцию до мельчайшего болтика. Так, простой детский интерес перерос в любимое увлечение. Отец своим примером привил любовь к автомобилям советского периода, и я рад, что у меня есть такой наставник в этом непростом деле, который всегда рядом и поможет советом.