В лесах Красноармейского района Челябинской области можно собрать корзину не только грибов, но и морских диковин. А прогуливаясь по кромке поля, можно очутиться на стоянке древних уральцев, живших на Южном Урале в эпоху бронзы. С воскресной поездки на природу наш корреспондент вернулся с отличным «уловом» окаменелостей.
Царство древних губок
- …Сейчас. Подождите. Я только сапоги надену. От клещей хорошо помогают и от гадюк… — говорит Владимир Гирник, за которым мы заехали с компанией энтузиастов, — и у меня холодок пробегает по спине. Еще и гадюки?!. А я то без сапог, в башмаках смешных, со змеиной точки зрения. Хорошо, что хоть спрей антиклещевой оказался у моих запасливых попутчиков.
Краевед Владимир Гирник исходил места в окрестностях села Миасское вдоль и поперек. А сколько окаменелостей и древних артефактов он здесь нашел – не счесть! Может быть, и нам повезет?
С надеждой отправляемся, по-научному говоря, на осмотр донных отложений бывшего Пермского (Уральского) океана. А ежели еще точнее — на поиски останков морских организмов, коих здесь, по утверждению краеведа, целое «месторождение».
Берег Крутой речки. Место ее впадения в Миасс. На первый взгляд, совершенно обычный такой берег. А вот если копнуть... Отбираю лопату у мужчин. Ведь так хочется самой найти окаменелость, которая ожидала нашей встречи 23,7 миллиона лет. Именно такую пропасть лет назад древний океан отступил в наших широтах, предоставляя возможность обитателям совершить невероятное путешествие в далекое будущее, то есть в наше настоящее.
К слову, океан здесь был неглубокий — 60-70 метров всего. И сегодня губки водятся только на мелководье. При этом там, где живут их колонии, самая чистая вода. В Челябинской области открыто два месторождения древних губок. Помимо Красноармейского района их можно добыть еще и в Кунашакском, на месте слияния рек Багаряк и Синара. Ну вот, выдала все «рыбные места»…
Все-таки как интересно осознавать, что стоишь ты не на опушке леса, а не дне Уральского океана… Но мне ведь надо копать, а еще – делать вид, что умею это делать. И тут лопата упирается во что-то твердое. Дух захватывает! Ну!.. Ох… — камень. Самый обыкновенный. Несколько бросков «пустой» земли – и снова упирается лопата. А вот теперь она! Самая что ни на есть настоящая многомиллионнолетняя губка! И еще одна. И еще. Но почему практически на поверхности? Ведь, по логике, должны очень глубоко залегать морские окаменелости…
- Этому способствовала человеческая деятельность, — поясняет Владимир. – Здесь рядом большой водоем искусственного происхождения. Создавали его в свое время для развития животноводства, выкопали котлован. На берегу водоема полвека назад устроили летние «базовки» для коров, чтоб ходили на водопой. А то ведь Крутая речка не такая уж и крутая. Мелкий ручей, по сути. Не напиться многочисленному стаду. Потом еще землю брали для сооружения дамбы. Вот и «вышли» на поверхность древние слои.
Владимир Гирник
Подарки Крутой речки
Владимир увлеченно рассказывает о своих находках. Выясняется, что на берегу Крутой речки километром ниже по течению он находил ростры (панцири) белемнитов – древних предков кальмаров. Эти головоногие моллюски существовали в мезозойскую эру. Длина ростра белемнита («чертов палец» в просторечье) достигала 50 сантиметров, а длина тела — трех метров.
Весной ненадолго Крутая речка превращается в бурный поток глубиной до полутора метров. Русло реки размывается. В береговых обрывах «открываются» кости ископаемых животных и древние морские окаменелости. Поэтому исследовать Крутую речку, по мнению Владимира Гирника, необходимо ежегодно. Тем более что никогда не уходил он отсюда без удивительных находок.
Зубы на полку
Мы проезжаем километра три на восток и оказываемся на кромке поля. Обычного такого, на первый взгляд, поля с травой по колено. Разве можно здесь что-нибудь найти?.. Бреду по кромке в унылых раздумьях. «Вот если бы пашня была свежая — другое дело… Хм — камешек какой-то белеется. Но это явно не то... Или поднять?..» Присмотрелась – и глазам своим не поверила!
— Здесь чьи-то зубы! – кричу Владимиру.
— Поздравляю! Это зубы древней лошади. Им три с половиной тысячи лет, — ошарашивает меня эксперт. — Это поселение на мысовой площадке в местечке, где река Дальняя впадает в Миасс, я открыл в 2012 году. Возраст поселения — 3500–3700 лет. Алакульская археологическая культура, по определению профессора ЮУрГУ Андрея Епимахова. Но здесь же я находил и каменные орудия труда, возраст которых от 10 000 лет и больше.
Покидая поле, обретаю еще и археологический артефакт – древний керамический черепок. В этом горшочке в эпоху бронзы южноуральцы готовили еду. Без орнамента, правда, черепок, но все равно приятный такой привет из глубины веков. Дома положу на полку свои находки, буду удивлять гостей.
Найдено под Челябинском
Продолжение следует.