Минздрав отчитался об оглушительном успехе антитабачной кампании: если в 2009 г. курили почти 40% взрослых, то сегодня – всего 20%. По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, народ побросал сигареты благодаря антитабачной политике государства, запретившего курить в общественных и на рабочих местах, в поездах дальнего следования, кафе, ресторанах, барах, гостиницах. А заодно власти в разы повысили акцизы на табак и запретили открытую выкладку табачных изделий в магазинах. Впрочем, тенденция к бросанию отмечена в любой бывшей республике СССР – даже в тех, где никаких кампаний не проводили вовсе. Здоровье ведь не казённое, а люди стали больше следить за ним как раз потому, что не хотят попадать в учреждения Минздрава.
Левый поворот
Более того, из независимых исследований вырисовывается куда менее благостная картина. Согласно данным консалтинговой компании KPMG, на Россию приходится 96% нелегального оборота сигарет стран Евразийского экономического союза (куда входят также Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия). Недополученные из-за этого налоговые поступления оцениваются в 142, 4 млрд рублей, а россияне втянули в свои лёгкие 28, 5 млрд контрабандных сигарет.
Международная компания Madanes провела своё исследование – всё-таки она по-крупному занимается медицинским страхованием и надувать статистику заинтересована меньше всех. У неё получилось, что лишь каждый третий житель России никогда не курил, а 66, 7% участников рассказали, что курят сейчас или делали это ранее продолжительное время. К 35–44 годам бывших и действующих курильщиков насчитывается около 75%, и даже в предпенсионном возрасте дымят хотя бы время от времени около 67%. А прямо сейчас активными курильщиками являются 39, 8% россиян – как раз столько их было по статистике Минздрава на старте кампании 13 лет назад.
Но это не значит, что реальных успехов нет. По словам главы Madanes в России Елены Солоповой, число курильщиков за последние годы в России действительно сильно снизилось, но оно по-прежнему очень велико. Доказана связь курения с 12 формами онкологических заболеваний, а в России как раз ужасно низок средний возраст ракового больного – 46 лет и 4 месяца. А лечиться ещё и не каждому по карману: на 1-й и 2-й стадиях курс терапии обойдётся в сумму около 500 тыс. рублей, а на 3-й и 4-й стадиях – уже в 2 миллиона. И это без поправки на нынешний рост цен и возможные перебои с поставками лекарств. Для многих россиян именно эти цифры являются поводом бросить, а вовсе не инициированные государством проблемы с приобретением «палочек здоровья».
По словам заместителя директора НИИ клинической онкологии НМИЦ имени Блохина Константина Лактионова, при горении табака выделяется порядка семи тысяч веществ, из которых 69 – канцерогены. И 80% россиян знают о вреде курения. Правда, никто не изучал, какой процент соотечественников верит в то, что курильщики реже болеют коронавирусом. Этот слух широко распространился во время пандемии на основе «наблюдений», хотя никакого научного подтверждения версия не имеет. Зато реально выросло недоверие к тем, кто предлагает избавиться от никотиновой зависимости. А желающие бросить чаще, чем 10 лет назад, опираются только на собственную несгибаемую волю.
Евангелие от Карра
Бывший бухгалтер Аллен Карр в течение 30 лет выкуривал по пять пачек сигарет в день. На пороге своего 50-летия он бросил и решил научить тому же весь мир. В настоящий момент его книги переведены на десятки языков и являются хитом книжного рынка. Гуру не повторяет избитых истин о вреде курения. Он убеждает читателя, что табачная индустрия попросту «разводит» людей, заставляя верить, будто вредный продукт приносит удовольствие. Удар пришёлся в самую точку: для современного человека нет ничего обиднее смутного подозрения, что он – лох. И сколько бы лоббисты табачных компаний ни говорили, что это Карр всех «развёл» и заработал на этом кучу денег, его идея уже 32 года работает в массах.
Курсы для желающих завязать с сигаретой может организовать любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к педагогике: диплом учителя, сертификат тренинг-менеджера и т.д. Курсы организуются во дворцах культуры, кинотеатрах, лекториях и школах. Вряд ли за ними стоит какая-то организация – просто это неплохой вариант заработка для предприимчивых одиночек, не требующий специальных знаний.
– Я тратила на сигареты около 2 тысяч рублей в месяц, пачки мне хватало на два дня, – говорит администратор Ирина Шавырина. – Пойдя на курсы для желающих бросить, я израсходовала 18 тысяч рублей за курс: оплата лекций, антиникотиновые пластыри, чай неизвестного происхождения, который надо заваривать три раза в день. Через два месяца у меня заболели почки, ухудшились анализы. Прекратила заниматься самолечением – всё снова стало хорошо. Курю время от времени.
К услугам обеспеченных курильщиков – лечебные программы в больницах и санаториях. На любых курсах посетителей убеждают в эффективности такого шага. В одной из петербургских клиник стоимость «антиникотинового» курса – 15 тыс. рублей в день. Продолжаться он может от одной недели до месяца.
– С точки зрения искоренения привычки неделя или месяц мало что значат, – говорит психолог Анна Александрова. – На «курсах бросания» клиенту предлагают набор услуг в зависимости от его бюджета – и всё. Хотя самой сложной и трудоёмкой является работа над мотивацией пациента, закрепление им нового паттерна поведения. На курсах этим почти нигде не занимаются. Гораздо больше времени тратится на то, чтобы убедить человека в необходимости бросить.
Самый лакомый клиент – деловой человек 40–50 лет, который начал курить в школе. У него уже накопились проблемы со здоровьем, его не так и сложно убедить, что курение означает смерть. Ещё лучше, если он решит стать корпоративным клиентом. То есть оплатит тренинг для сотрудников своей фирмы.
– Это нарушение Трудового кодекса, если служащего ставят перед выбором – либо бросить курить, либо искать другую работу, – говорит юрист Алёна Гаврилова. – Аналогично сотрудника нельзя заставить посещать антиникотиновый клуб в свободное от работы время. Можно только контролировать продолжительность перекуров в офисе. Несмотря на все разговоры о вреде табака, антиникотиновая программа не должна напоминать антинаркотическую по стигматизации курильщиков. Всё-таки курит значительная часть взрослого населения России. А сама привычка не приводит к деградации личности и массовой смертности среди молодёжи.
Трудности перевода
Несколько лет назад в стратегиях Минздрава фигурировала задача к 2035 г. снизить долю курильщиков до 5% взрослого населения. В 2019 г. всплыла более реалистичная цифра – 21%. А в 2022 г. министр Мурашко объявил, что перевыполнил задачу досрочно – аж на 13 лет раньше. Хотя в России подобные статистические метания обычно говорят лишь о чиновничьем священнодействии над цифрами.
Но что совершенно точно, так это могучий рост доходов казны от акцизов на курево. В конце ноября 2021 г. Счётная палата РФ отчиталась, что с 2010 г. доходы федерального бюджета от всех акцизов выросли в девять раз и составили 905, 4 млрд рублей. И в общей структуре наибольший удельный вес составляют как раз акцизы на табак (66, 4%). А на алкогольную продукцию приходится порядка всего-то 4, 3%. «За последние шесть лет ставка акциза на сигареты и папиросы выросла в 1, 9 раза. Налоговая нагрузка по крупнейшим производителям табачной продукции за пять лет выросла на 6, 1 пп и составила 74, 1%» – говорится в отчёте.
3% всех доходов федерального бюджета, оказывается, платят люди, которые не могут найти в этой стране укромного угла, чтобы пустить дымок, – даже на собственном балконе уже нельзя. А на заседаниях российского правительства не курят с ельцинских времён – после того как один из министров запустил тяжёлую пепельницу с окурками в вице-премьера Александра Заверюху.
Такими темпами Россия по уровню налогообложения курильщиков скоро может встать в один ряд со странами Евросоюза, у населения которых совсем другой уровень доходов. К тому же немцы и французы проходили этот путь десятилетиями, а в Болгарии и Румынии из-за резкого повышения акцизов на табак с 12 до 90 долларов рынок на треть насыщен контрабандным товаром. Кто-то из специалистов подсчитал, что если стоимость сигарет превышает 8% заработка курильщика, он начинает искать левые пути приобретения табака. И на правительстве будут с ностальгией вспоминать сегодняшние времена, когда объём легального рынка составлял 1, 2 трлн рублей. А сигареты, несмотря на бравые чиновничьи отчёты, входили в Топ-6 самых продаваемых в России продуктов.