Аргументы Недели → Общество 13+

Перетягивание канатки

, 11:05

Скандально известная канатная дорога у кубанского города Горячий Ключ продолжает прокладываться, несмотря на многочисленные нарекания со стороны государственных структур и общественников.

На юге страны, в благодатном Краснодарском крае, реализуется проект прокладки канатной дороги. С самого начала он стал центром многочисленных скандалов, проверок, разбирательств, связанных с нарушениями законодательства, и сегодня продолжает вызывать массу вопросов общественников, экологов и профильных государственных структур. В России и более крупные инвестпроекты закрывали за меньшие огрехи. Но уже побывавшая в употреблении канатка продолжает строиться, а местные власти и знаменитое на всю страну краснодарское «правосудие», кажется, горой стоят за интересы ее собственников. Разбираемся в ситуации.

Так сколько деревьев? Сорок четыре или три тысячи?

Как вы думаете, сколько деревьев растет на берегу реки в лесу на тринадцати тысячах квадратных метров? Эти буйные заросли на юге России видят все, кто едет по направлению к Туапсе мимо города Горячий Ключ Краснодарского края.

При одном взгляде на вычищенные под канатку пространства складывается ощущение, что четырьмя десятками деревьев здесь явно не обошлось
При одном взгляде на вычищенные под канатку пространства складывается ощущение, что четырьмя десятками деревьев здесь явно не обошлось

Вдоль автомагистрали «Дон» протекает река. За ней частная фирма монтирует бывшую в употреблении канатную дорогу. С этой целью были вырублены защитные леса государственного лесного фонда. Федеральное агентство лесного хозяйства от имени государства согласия на это не давало. Вы можете поверить, что на этих тринадцати тысячах квадратных метров пойменного леса росло всего лишь 44 дерева? За их самовольную вырубку была заплачена компенсация 1,121 млн рублей, то есть в среднем 25500 рублей за одно дерево. Нужно заметить, что на Кубани за каждое самовольно срубленное дерево штрафы обычно круче в разы! А здесь — защитные леса, госсобственность и такой масштаб вырубки! Кстати, очевидцы утверждают, что потом стволы деревьев якобы тракторами волоком таскали через реку. Это уже как бы экологические «мелочи».

Кто-то не поленился и посчитал деревья рядом с вырубкой под канатку. На сопоставимой площади получилось около трех тысяч деревьев. И уж никак не сорок четыре! И даже не четыреста сорок. Так это что же, на самом деле нанесенный ущерб должен был возмещаться по крайней мере в десятках миллионов рублей? Когда лес под канатную трассу только начинали рубить, лесники вообще вели речь о возможности уголовных дел и сотнях миллионов штрафов. Как видим, дела за незаконную вырубку леса не завели, платежи за ущерб минимизированы.

А судьи где?

Вообще-то, ущерб нанесен государству — Российской Федерации. Ее земля, ее лес. Почему же те, кому положено следить от имени государства за этими нарушениями, которые, как нам кажется, если провести беспристрастный анализ, можно было бы посчитать и преступлениями, не предпринимали никаких мер и до сих пор спускают ситуацию на тормозах? Прокуратура, Следственный комитет, полиция... Об Арбитражном суде Краснодарского края лучше вообще не упоминать...

Когда летом 2020 года с подачи прессы («Коммерсантъ», «Аргументы недели», «Московский комсомолец», экологические средства массовой информации) проверку прокладки канатной дороги предпринял замгубернатора, он увидел любопытную картину: лес вырублен, железобетонные опоры канатной дороги монтируются — одним словом, работа кипит. При этом нет проекта; естественно, нет экспертизы проекта, нет и разрешения на строительство. Да еще и Рослесхоз твердит: «Что вы делаете на землях государственного лесного фонда?» Всем интересующимся застройщик представляет ссылку на Сочинский инвестиционный форум, где упоминалась возможность подобного строительства.

В такой, казалось бы, катастрофически безвыходной ситуации владелец канатной дороги вел себя совершенно спокойно. Невольно возникало подозрение, что все проблемы заранее предполагалось «порешать» в арбитражном суде. Рассмотрение последовавших исков в этой структуре заставляет предположить, что, видимо, так оно и получается.

Только к концу 2020 года появился проект канатной дороги. Ближе к Новому году — экспертиза этого проекта. И в феврале 2021 года администрация Горячего Ключа выдала разрешение на прокладку канатной дороги. Хотя еще с начала осени 2020 года в арбитражном суде рассматривалось требование этой же администрации Горячего Ключа о демонтаже самовольно проложенной канатки. Судья не спешила и не спешит выносить решение по этому вопросу. Заметим: это длится уже почти два года! Что, однако, не помешало ей после выдачи разрешения на прокладку канатной дороги снять запрет на продолжение этой стройки.

Также следует заметить, что вышеуказанное разрешение, выданное администрацией Горячего Ключа на прокладку канатной дороги на землях лесного фонда, принадлежащих государству, с правовой точки зрения выглядит ненормально. Местный орган власти просто изобрел новую категорию земель под названием «Лесные земли населенных пунктов». При этом адрес у земельного участка остается прежний: «...Горячеключевское лесничество, Ключевское участковое лесничество, квартал 26а, части выделов 2, 3, 8».

Пятнадцатого ноября 2021 года Краснодарский краевой суд общей юрисдикции вынес решение (тридцатого марта 2022 года оно было оставлено в силе апелляционной инстанцией) о незаконности включения участка под канатной дорогой (и еще ряда других земельных участков из принадлежащих земель государственному лесному фонду) в генплан развития МО город Горячий Ключ. Причина одна, но глобальная: не была обеспечена процедура согласования проекта генплана с Рослесхозом.

При утверждении нового документа весной этого года земельный участок под опорами канатной дороги, являющийся федеральной собственностью, окончательно был исключен из генплана развития города.

Так почему же разрешение на прокладку канатной дороги на нем было выдано за подписью заместителя архитектора Горячего Ключа? Какое право она имеет распоряжаться государственной собственностью? И почему до сих пор на основании этого документа продолжается строительство объекта, по определению относящегося к особо опасным? А в арбитражном суде при рассмотрении вопроса о незаконности выдачи разрешения этот и другие доводы просто не нашли оценки и были проигнорированы. Решение остается за Верховным Судом РФ.

В ущерб интересам соседей.

Администрация Горячего Ключа лоббирует в арбитражном суде прокладку канатной дороги очень многогранно. Как известно, в начале 2008 года администрация заключила договор с владелицей кафе «Старый замок», рядом с которым реализуется проект, о предоставлении земельного участка для прокладки и эксплуатации набережной. В 2010 году объект был сдан в эксплуатацию. На набережной десятиметровый, построенный из каменных глыб, водопад, поющий фонтан, мельничное колесо, пятисотметровая каменная стена между набережной и лесом. Станция биологической очистки, подающая по разветвленной сети пластиковых труб под набережной чистую воду для полива декоративных растений на газонах.

Все эти годы набережная за счет владелицы освещалась, убиралась, ремонтировалась. Более того, за счет предпринимательницы был построен красивый арочный пешеходный мост, который соединил набережную с курортной зоной Горячего Ключа.

Вообще-то, это единственная частная набережная в России. Была! По иску администрации МО город Горячий Ключ Арбитражный суд Краснодарского края согласился с администрацией в том, что эта набережная не объект капитального строительства, а всего лишь благоустроенная территория с тротуарами. Тем самым суд первой инстанции лишил хозяйку набережной ее собственности. Что любопытно, прокладывать свою набережную администрация города не хочет. Гораздо удобнее отнять уже существующую.

В чьих это делается интересах? Да, можно предположить, что всё той же канатной дороги. По крайней мере, еще три года назад руководители горячеключевской администрации, по словам предпринимательницы, проложившей набережную «Старого замка», намекали, что необходимо предоставить значительную часть ее объекта для прокладки канатной дороги. В противном случае, как утверждает предпринимательница, якобы грозили отобрать. Место было предоставлено. Набережную всё равно отобрали.

Вообще, руководители горячеключевской администрации редко заканчивают свое управление городом без скандала. Вот и сейчас, в начале июня, из Следственного комитета в Прокуратуру города Горячий Ключ поступил материал о «шалостях» представителей прежней администрации города с земельными участками. Речь идет о применении ст. 159 УК РФ. Однако прокуратура здесь, как и в вопросе вырубки леса под канаткой, не спешит реагировать. Есть подозрение, что ищется повод отказать.

«Утомленный» фуникулер.

Месяц назад на место прокладки канатной дороги приезжал губернатор. Ему доложили, что ущерб, причиненный прокладкой канатной дороги, возмещен. Как видим, это еще как посмотреть. Также шла речь о ее опорах на берегу реки, основание которых, есть такое подозрение, размывается водой, и степени надежности конструкций, собранных, как мы помним, первоначально без проекта. Был затронут вопрос о земельном участке под парковку, который был включен в проект прокладки канатной дороги, но, как выяснилось, ей не принадлежит. Присутствовавшие на встрече отметили, как глава администрации края покосился на «утомленную» временем обивку кресел новой-старой канатной дороги. Ему пообещали ее обновить.

В связи с активно обсуждаемыми вопросами безопасности канатной дороги во время визита было предложено создать рабочую группу с общим посылом «ну... канатная дорога уже проложена — следует исходить из этого». Аргументация представляется не вполне внятной. Всем известно, сколько десятков, если не сотен достаточно масштабных и престижных объектов, построенных с нарушениями, было ликвидировано в Краснодарском крае, особенно в курортных городах и краевом центре. И часто как раз по инициативе администрации.

Представляется, что административный ресурс, используемый владельцем канатной дороги, позволяет решать, казалось бы, нерешаемые вопросы. Надо полагать, что прокуратура, полиция и Следственный комитет тоже так считают? И предпочитают все эти годы не замечать проблем, связанных с прокладкой канатной дороги на федеральной трассе М4 «Дон», около Горячего Ключа?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram