Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Кубань → Общество 13+

Жалоба на приговор Егору Василенко поступила в Верховный Суд

, 13:09

Жалоба на приговор Егору Василенко поступила в Верховный Суд

Ровно 500 граммов наркотического вещества при довольно странных обстоятельствах нашли в салоне автомобиля жителя Тимашевска Егора Василенко в 2017 году сотрудники сочинского поста ДПС «Магри». Ровно такая масса вещества соответствует особо крупному размеру, за который парень получил 12 лет колонии строгого режима. Пока длилась тяжба, три раза менялись судьи первой инстанции, пытавшиеся вернуть дело прокурору для устранения препятствий. По мнению защиты, принадлежность изъятого зелья Егору Василенко в суде доказана не была. Настаивая на невиновности осужденного и связывая ситуацию с вероятным «подбросом» наркотиков, адвокаты направили жалобу в Верховный суд РФ.

Об истории уголовного преследования Егора Василенко наше издание писало на протяжении трех лет. И все в этой истории не вяжется со здравым смыслом. Один факт обнаружения необходимой для особого осуждения массы вещества в момент досмотра личного автомобиля в отсутствии владельца бросает тень на процессуальную безупречность стражей порядка. Почему «наркобарыга» вез ровно полкилограмма наркотиков, если знал, что это существенно упростит квалификацию преступления и даст возможность осудить его максимально сурово? Неужели подобные дельцы настолько тупы, чтобы мыслить категориями уголовного кодекса: заказывать, хранить и перевозить крупные и особо крупные партии «товара», строго соблюдая признаки составов статьи 228.1 УК РФ? Ладно, масса вещества, но ведь и с самим веществом в деле не все в порядке. Почему изъятое сыпучее вещество серого цвета попало на экспертизу в спрессованном таблетированном виде? Не потому ли, что его доставку осуществлял оперуполномоченный, впоследствии осужденный по наркотической статье и уже отмотавший свой срок? На эти вопросы нет ответов. Судебное следствие словно было направлено на то, чтобы доказать версию государственного обвинения, но отнюдь не для того, чтобы разобраться в истории скрупулезно и беспристрастно. Не нам решать, справедливо ли наказание Егору Василенко или нет, но сами обстоятельства, при которых парень был задержан, вызывают ряд «особо крупных» вопросов к сотрудникам правоохранительных органов.

Напомним, осенью 2017 года автомобиль Егора притормозили сотрудники поста «Магри». В тот момент за рулем была подруга водителя, сам Василенко сидел рядом с ней, а на заднем сиденье находился попутчик из Краснодара. Сразу заметим, что данный попутчик ранее привлекался к ответственности за наркотические преступления. Всех троих попросили пройти в здание поста, а машину оставили без присмотра почти на час. В кармане брюк Василенко якобы был обнаружен небольшой сверток запрещенного вещества. За это его тут же изолировали в отдельном помещении. Далее в отсутствии собственника автомобиля, что является серьезным нарушением, был проведен досмотр транспортного средства. На полу возле заднего сиденья полицейские якобы нашли пакет из-под быстрой еды, в котором находилось серое сыпучее вещество – тот самый особо крупный размер, который четко соответствовал пункту 5 статьи 228.1 УК РФ. Почему-то вопрос принадлежности вещества не вызвал у оперов каких-либо сомнений. Хотя в автомобиле, помимо Василенко, находились еще двое граждан. Так вот протокол досмотра был, опять-таки вопреки закону, заполнен в помещении поста. Здесь же находилась приписка, что владелец автомобиля от подписания документа отказался. Все это время Егор Василенко находился в отдельном помещении и никак не мог повлиять на ситуацию. Мало того, что машина долгое время находилась без присмотра и туда могли проникнуть посторонние, так еще и досмотр автомобиля производили в отсутствии собственника. В итоге Василенко поставили перед фактом совершенного им преступления. В таких случаях следствию помогают записи с камер видеонаблюдения, которыми оснащены все посты ДПС, однако позднее оказалось, что записи по делу Василенко отсутствуют. Что могли скрывать уничтоженные вещественные доказательства? Почему за их уничтожение никто не понес ответственности? Ответов на эти вопросы нет.

После того, как сыпучее вещество попало к экспертам в виде таблеток, специалисты провели исследования на неповеренном оборудовании – что является серьезным нарушением. Ни переход сыпучести в таблетированность, ни оборудование, которое не было поверено, не убедило суд в необходимости проведения повторной экспертизы. Более того, если от наказания за маленький сверток, найденный в кармане брюк, Василенко освободили по истечении срока привлечения к уголовной ответственности и при этом не доказали принадлежность этого свертка Егору, то, по мнению защиты, нет никаких доказательств причастности Василенко к свертку с особо крупным размером веществ, который был положен в основу сурового приговора. Контрольные смывы показали, что парень не употреблял наркотические вещества. Вопросов к попутчикам Василенко у правоохранителей не возникло. Более того, отсутствуют какие-либо оперативно-розыскные данные, подтверждающие преступный замысел Егора: ни телефонных переговоров, ни СМС-сообщений о покупке и реализации наркотических веществ в материалах дела нет.

За трехлетний период судебного разбирательства три раза менялся состав суда первой инстанции, и все это происходило после того, как апелляционная коллегия отказывала Лазаревскому районному суду в возврате дела прокурору. В результате этой чехарды дело так и не вернулось в прокуратуру, а значит и препятствия для рассмотрения дела, на которые указывал суд, так и не были устранены. Складывается впечатление, что приговор Егору Василенко был заранее запланирован, направлен на поддержание цеховой солидарности, он защитил честь мундира тех сотрудников правоохранительных органов, которые гнались за повышением показателей раскрываемости наркотических преступлений.

Следует напомнить, что инцидент на посту «Магри» произошел до разоблачения преступных сообществ из числа сотрудников ГИБДД, которые систематически находили предлоги для вымогательства денег у проезжающих через стационарные посты водителей. Так в начале 2020 года было раскрыто преступное сообщество «гаишников», которые на протяжении четырех лет требовали взятки на посту ДПС «Успенский». Сомнительную славу в народе имеет и указанный пост ДПС «Магри». В этот темный контекст попадает и история Егора Василенко, которого наши коллеги окрестили кубанским Голуновым.

Отметим, апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда, а вслед за ней и Четвертый кассационный суд оставили без изменений приговор Лазаревского районного суда г. Сочи. Жалоба на это решение подана в Верховный суд РФ. Мы надеемся, что высшая коллегия судей пересмотрит решение своих кубанских коллег и справедливость восторжествует.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram