Аргументы Недели Иркутск → Общество № 22(817)8-14 июня 2022 13+

Проблему электросамокатов нужно решать на законодательном уровне

, 09:01

Уже несколько лет иркутяне переживают стресс под названием «кикшеринг» (аренда электросамокатов). Где бы ты ни гулял — на набережной, по Лермонтова или в самых отдаленных районах города — на тебя несутся пилоты. Горожане, особенно пожилые, выходя на улицу, вынуждены все время находиться в напряжении. Ведь неизвестно — когда и откуда на тебя вывернется опасная железяка. Электросамокат практически бесшумен, поэтому пешеходы не слышат его приближения. Увлечённые этим модным развлечением любители пугают пешеходов, создают аварийные ситуации на дорогах, травмируются сами и могут покалечить других.

Вот только один недавний случай. Сотрудники полиции из Ангарска разыскивают участника инцидента с самокатами. На городской набережной 22 мая мужчина с ребенком, катающийся на электросамокате, сбил семилетнего мальчика. Тот неожиданно оказался на пути движения самоходного транспортного средства. Или транспортное средство внезапно вынырнуло перед мальчиком?

Мы поговорили с экспертами и попытались выяснить — как отрегулировать этот мейнстрим и сделать так, чтобы альтернативные водители, как называют пилотов электросамокатов, гироскутеров, сигвеев, не были опасны для себя и для окружающих.

Чужой среди всех

Водитель электросамоката неудобен для всех участников дорожного движения. На тротуаре он угроза для пешеходов, на проезжей части — помеха для автомобилей. В крупных городах — Москве, Казани, Сочи, Петербурге — проблема решается за счёт строительства велодорожек. Иркутску в этом плане не повезло: не везде в городе даже пешеходные тротуары есть. Так что о другой современной инфраструктуре (тех же велодорожках) продолжаем пока только мечтать.

Тем не менее электросамокаты заполонили город. А для того, чтобы их активировать, достаточно зарегистрироваться в приложении. Не нужно иметь водительских прав или средств защиты. Нет ограничений для пользователей по возрасту. Несмотря на то, что современные электросамокаты могут развивать скорость до 50–60 километров в час. И в этом кроется серьезная опасность. Представьте, что на вас несется железяка с пилотом весом около ста килограммов, а если водитель этой штуковины еще и не умеет ею управлять?

Председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов уверен, что проблему нужно решать на законодательном уровне.

— На совещании в Общественной палате Иркутской области по вопросам безопасности дорожного движения обсуждалась тема электросамокатов. Мы сформулировали свои предложения для Госдумы РФ, — подчеркивает Шабанов. — Что происходит сейчас? Движение такого легкого транспорта разрешено только по тротуарам или по велодорожкам. На проезжей части они двигаться не имеют права. Но это соблюдается далеко не всеми пилотами. В то же время большинство из них (а это чаще всего дети и подростки) не знают ПДД. Управлять самокатами можно без прав. А между тем водители средств индивидуальной мобильности (СИМ) — полноправные участники дорожного движения. Выход один: нужно ограничивать скорость их движения. Максимум — до 20 км в час. Но сейчас это никак не отрегулировано. Самокатчики летают с такой скоростью, что порой насмерть сбивают пешеходов. Нажали на газ до упора — и понеслись.

Иркутские автомобилисты предлагают ввести в законодательство требование к пользователю средства передвижения: перед тем, как разблокировать программу, нужно пройти тест на знания ПДД. Ответить на десять простых вопросов. По крайней мере, водитель электросамоката должен понимать, что представляет угрозу и для себя, и для окружающих.

— У нас не то что велодорожек, кое-где пешеходных тротуаров нет, — продолжает эксперт. — Поэтому альтернативщики вынуждены в таких местах двигаться по проезжей части. Для автомобилистов они создают определенные помехи. Могут внезапно вылететь на большой скорости на переход. Водитель вовремя не среагирует и все, ДТП обеспечено. По правилам дорожного движения самокатчик по переходу должен идти пешком и катить самокат рядом с собой. Как и велосипедист.

По словам Алексея Шабанова, недавно состоялась встреча сотрудников ГИБДД с четырьмя крупными представителями проката самокатов. Стороны договорились о том, что прокатчики будут ограничивать скорость устройств в определенных точках города до 20 километров. Прогресс вроде бы есть, но пока это лишь договоренности на добровольной основе. Ограничение скорости движения электросамокатов должно быть зафиксировано законодательно. И это, по мнению эксперта, надо было сделать еще вчера. До того, как самокаты наводнили российские города и увлечение СИМ не стало массовым.

В семь раз травмоопаснее велосипеда

В России несчастных случаев с участием самокатов и моноколес десятки. А может и больше, потому что отдельной статистики по средствам индивидуальной мобильности не ведется, они попадают в категорию пешеходов. В конце прошлого года МВД РФ впервые опубликовало статистику ДТП с участием электросамокатов. Так, с начала 2021 года количество аварий выросло почти втрое. С января по май 2021 года в России зарегистрировано 112 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года прирост данного вида аварий составил почти 195%. Больше всего подобных ДТП было зафиксировано в Москве и Петербурге — 24 и 22 соответственно. За пять месяцев в таких авариях погибли два человека, 119 были ранены.

Некоторые европейские страны и города, поняв, что с ростом популярности электрических транспортных средств увеличилось число аварий с их участием, отказались от них совсем. Среди таких «отказников», например, Барселона.

Пешеходы повышенной опасности

Кто должен регулировать движение средств индивидуальной мобильности, устанавливать правила пользования ими? По идее, это сфера ответственности ГИБДД, поскольку самокатчики — участники дорожного движения. Но сегодня инспекция не имеет для этого реальных инструментов. Только когда требования к использованию и прокату средств будут отрегулированы на законодательном уровне, ГИБДД получит рычаги влияния. Сможет привлекать к ответственности прокатчиков, если те нарушают требования законодательства, следить за тем, чтобы в программном обеспечении самоката не было превышения скорости.

Кстати, сегодня деятельность прокатчиков, по словам автоюриста Юрия Панченко, регулируется не только законом о предпринимательской деятельности, но и законом «О техническом регулировании». Согласно ему любая продукция, несущая в себе опасность, должна отвечать требованиям технических регламентов. Для электросамокатов, которые ездят быстрее 25 километров в час, такой регламент есть: «О безопасности колёсных транспортных средств». Если электросамокат отвечает его требованиям, можно ездить на нём по проезжей части. Также есть технический регламент на электросамокат для детей до 14 лет. На нём можно ездить по тротуарам. А вот на остальные средства, в том числе те, что сдаются в аренду, технического регламента нет. Но по закону изготовители должны сами составлять декларацию безопасности. Если её нет, передвигаться на таких самокатах запрещено.

Сможет ГИБДД привлекать к ответственности и нерадивых пилотов, катающихся где и как попало. При этом многие из лихачей не боятся злоупотреблять «за рулём», зная, что им ничего не грозит. Кроме риска разбиться самому и наехать на пешехода.

— Сегодня самокатчики приравнены к пешеходам, — подчеркивает Алексей Шабанов. — Как и кто регулирует пешеходов? Никто и никак. Так и у водителей самокатов нет никакой ответственности. Нет ответственности и у прокатчиков самокатов. Администрация города, по идее, должна определять места для парковок и проката. Прокатчики должны согласовывать свои действия с комитетом по городскому обустройству. А сегодня они, по сути, ничем не отличаются от прокатчиков велосипедов. Где хотят, там и ставят.

«Контроль не в наших полномочиях»

Существуют ли риски для Иркутска от распространения модного увлечения? Нужны ли определенные места для катания? Почему, например, даже на улице Чайковского, которая расположена на горе и не имеет тротуаров, самокатчики гоняют вдоль дорог, рискуя спровоцировать серьезное ДТП? Почему самокаты паркуют по всему городу?

В администрации Иркутска, куда мы обратились с этими вопросами, видят риски, связанные с ростом популярности электросамокатов. В мэрию поступило уже порядка 25 обращений от граждан с жалобами на несанкционированную парковку электросамокатов, превышение скоростного режима в пешеходных зонах — то есть то, что представляет угрозу жизни и здоровью, мешает проходу пешеходов, портит внешний облик города.

На сегодня на территории Иркутска эксплуатируются около 2 000 электросамокатов. Специальных требований, касающихся управления самокатами, в настоящее время не существует. Потому что ГИБДД приравнивает пользователей электросамокатов к пешеходам. Но в целях безопасной интеграции в пешеходное и велосипедное движения пилотов СИМ Минтранс РФ подготовлен проект, который предлагает: установить приоритеты в движении СИМ, в числе которых: движение по специально обустроенной велосипедной инфраструктуре (полосам для велосипедистов, велосипедным зонам, велосипедным дорожкам, велопешеходным дорожкам); движение по тротуарам (при отсутствии специальной обустроенной велосипедной инфраструктуры); определить преимущество пешеходов во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения СИМ; ввести новый дорожный знак, запрещающий движение лиц на СИМ и т.д.

Действительно, разработкой всех этих законопроектов занимается Минтранс РФ. Камнем преткновения стал вопрос: как квалифицировать пилотов моноколес, скейтбордов и самокатов? Как пешеходов или как водителя технического средства повышенной опасности? Задумавшись об этом, министерство транспорта в 2020 году предложило разработать новые ПДД для альтернативщиков. Поправки были опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов и «задохнулись» из-за двух сотен замечаний. После этого Минтранс внёс новые предложения и снова отдал их на обсуждение общественности. Но, как говорится, воз и ныне там.

На вопрос — кто должен контролировать прокатчиков самокатов — в мэрии Иркутска ответили: в полномочия городских властей не входит осуществление контроля точек проката кикшеринга, а также передвижения их по городу. Размещение парковок носит лишь рекомендательный характер. Для урегулирования данных вопросов создана рабочая группа, в которую входят представители СИМ и администрации города Иркутска.

В настоящее время ведется работа по заключению трехстороннего соглашения между представителями кикшеринга, администрацией Иркутска и МУ МВД ИО с целью урегулирования рынка арендуемых электросамокатов. В чем это урегулирование будет выражаться? В организации парковок для легкого транспорта; организации движения по тротуарам и проезжей части; разработке схемы движения по городу со скоростными режимами и запретами использования СИМ.

Также в мэрии подчеркнули: централизованные участники рынка услуг по кикшерингу активно сотрудничают с администрацией города и ГИБДД, в их интересах максимально быстро узаконить свою деятельность и работать в правовом поле. Открытым на сегодня остается вопрос урегулирования правил для частных лиц, владеющих личными электросамокатами. Они бесконтрольно перемещаются по городу, у них нет ограничений по скорости и локации (как у представителей кикшеринга), им не разъясняют приоритет между пешеходами и СИМ.

Развивать дорожную сеть и инфраструктуру

Увеличилось ли число происшествий в связи с ростом предложений по прокату электросамокатов в Иркутске? В управлении ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области ответили, что «с начала 2022 года в Иркутске зарегистрировано три дорожно-транспортных происшествия с участием водителей электросамокатов. В результате один пешеход пострадал. За аналогичный период прошлого года зарегистрировано два подобных ДТП. В этих происшествиях никто не пострадал». Хотя, повторимся, реальная статистика может быть печальнее. Ведь далеко не все несчастные случаи попадают в официальные сводки.

Регулируется ли каким-то образом деятельность кикшеринговых компаний, а также существуют ли требования, касающиеся управления самокатами (как в прокате, так и к личным)? Какая ответственность предусмотрена на случаи нарушения правил?

«Любой человек, — ответили в ГИБДД, — управляющий электросамокатом, который по своим характеристикам не относится к транспортным средствам, в соответствии с действующим законодательством является пешеходом. Такой участник дорожного движения должен исполнять обязанности пешеходов, установленные правилами дорожного движения, и подлежит ответственности как пешеход». То есть — не подлежит никакой ответственности, хотя и представляет вполне реальную опасность для себя и окружающих.

Но в чем с работниками дорожной инспекции не поспоришь, так это в том, что для безопасного движения новых средств передвижения необходимо развивать дорожную сеть, строить новые и реконструировать старые пешеходные дорожки, тротуары, велодорожки, а также парковки для электросамокатов.

Изучив проблему использования СИМ, мы выяснили: в европейских мегаполисах эти вопросы (размещение точек проката, парковки) регулируют городские власти. Развитие легкого транспорта в лучшую сторону меняет городскую инфраструктуру. Где-то создаются специальные парковки для электросамокатов. Где-то разводят транспортные потоки, чтобы снизить риск их столкновения с пешеходами или другим транспортом. В Иркутске, конечно, самокатов пока не столь много, как в Москве или в Питере, но скоро и у нас это может стать серьезной проблемой. Особенно, если власти будут смотреть на нее сквозь пальцы.

По данным SuperJob

27% жителей Иркутска хотели бы ездить на работу на велосипеде, еще 24% — на самокате

В опросе приняли участие трудоустроенные представители экономически активного населения города. Многие россияне старше 18 лет уверены, что правила вождения этих транспортных средств нужно законодательно регулировать. В Иркутске добираться на работу на самокате или электросамокате хотели бы 24% жителей. Уже ездят на работу на этом средстве индивидуальной мобильности 4% горожан. Отказываются от такой перспективы 62% опрошенных.

Мнение врача

Врач-терапевт Ярослав Чернов:

— Никакой пользы от электросамоката, в сущности, нет. При передвижении на нем не задействованы мышцы, кроме мышц-стабилизаторов, отвечающих за вертикальное положение тела. Циркуляция крови на опорной ноге нарушается. От неравномерного распределения веса тела может усугубиться сколиоз у тех, кто им страдает. Гораздо полезнее пройтись пешком. Пешая прогулка тренирует сердце и лёгкие. Ну а если хочется прокатиться, есть велосипед, он менее травмоопасен.

Ситуация

Не разошлись, не разъехались

В Иркутске полиция разбирается в обстоятельствах дорожного конфликта, — сообщил телеграм-канал МВД38. Сотрудники отдела полиции №6 Межмуниципального управления МВД России «Иркутское» установили личность молодого человека, который, управляя электросамокатом, вступил в конфликт с пешеходом и нанес оппоненту телесные повреждения. Инцидент произошел в начале июня на улице Кразноказачьей. Конфликтная ситуация возникла на пешеходном переходе. Мужчина, управлявший электрическим самокатом, нанес несколько ударов пешеходу и скрылся в неизвестном направлении.

Потерпевший обратился в полицию. Стражи правопорядка в ходе оперативно-разыскных мероприятий установили личность «самокатчика». Им оказался 19-летний житель микрорайона Юбилейный. В настоящее время проводится проверка, действиям участников конфликта будет дана правовая оценка в рамках действующего законодательства.

За бугром

Правила для электросамокатов в странах ЕС

В Европе сегодня только прокатных самокатов больше 360 тысяч. Власти тех городов и стран, которые решили оставить СИМ, ввели для них ограничения и правила.

Водители электросамокатов в разных странах попадают в совершенно разные категории участников дорожного движения. В Финляндии их приравнивают к пешеходам, в Дании — к велосипедистам, в Швеции — к водителям мопедов и скутеров. Некоторые страны уже выделили электросамокаты в отдельную категорию транспорта. Среди них Австрия, Франция, Бельгия и Германия.

В Италии этим видом транспорта нельзя пользоваться подросткам до 18 лет (самокат из городского проката просто не получится активировать с телефона, если его владелец не достиг этого возраста, за соблюдением регламента следит дорожная полиция). В Португалии средством можно управлять с 16 лет, в Дании с 15, в Германии с 14, в Австрии и Франции с 12.

В целях безопасности вводятся ограничения скорости. В Париже скорость не должна превышать 20 километров в час. В Италии предельно допустимую скорость недавно снизили с 25 до 20 километров в час. В среднем разрешенная скорость для электросамокатов колеблется около 20-25 километров в час, причем некоторые города ввели дополнительные ограничения для передвижения по тротуарам и пешеходным зонам.

В Европе берут штрафы за неправильную парковку, требуют от водителей носить шлем и снимать наушники, вводят ограничения для служб проката (например, отключают возможность арендовать самокат ночью в выходные и парковать его в неположенном месте). В Стокгольме власти ограничили количество самокатов, доступных в разных сетях городского проката больше чем в два раза.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram