Бизнесмен и филантроп Юрий Долженков является одним из тех энтузиастов, кто развивает настолько хорошо забытый, что воспринимается как новый, вид интеллектуального спорта — таврели. В его планах популяризация игры, создание игровых приложений и даже своей метавселенной.
Наши шахматы
Таврели часто называют русскими шахматами. Они отчасти похожи на всем известную классическую версию игры. Только фигуры их, скорее, напоминают шашки — плоские. Но это обусловлено главной особенностью игры: фигуры могут «объединяться», формироваться в башни, множа свою игровую мощь. Именно это и дает игрокам новые ощущения, которые нельзя получить от индийских шахмат, ставших традиционными. Получается иной дух игры — более динамичный и требующий выхода сознания из плоскости. Мы поговорили с одним из российских идеологов развития таврелей — Юрием Долженковым и расспросили его и о русских шахматах, и о планах развития, включающих покорение и цифрового пространства ради популяризации любимой игры.
— Таврели сейчас пока известны не самому широкому кругу людей. Многие обыватели с этой игрой не сталкивались. Расскажите, что она собой представляет и как с ней можно познакомиться.
— Таврели — это комбинационно-позиционная пространственная игра со своими уникальными особенностями, одна из которых — построение из фигур «башен». Таврели являются интеллектуальной игрой наших предков, древних славян. У них она, согласно археологическим данным, была в ходу с середины IX века. Шахматист и многократный чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов, например, называет таврели «русской игрой — русскими шахматами» и обращает внимание на то, что они лишь на первый взгляд напоминают традиционные индийские шахматы. Дело в том, что возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры, делая ее сложнее классической версии. К тому же таврели значительно динамичней: ратники — пешки — приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя — ферзя.
Сейчас игра развивается благодаря усилиям энтузиастов, популяризирующих ее. В итоге в 2017 году таврели признали в России национальным видом спорта.
Изучить правила игры можно на наших официальных сайтах — rus-chess.ru и tavreli.com, в Интернете можно найти видеоролики по самостоятельному обучению. А если вы хотите профессионально обучаться, то для вас открыты наши секции в Москве, Краснодарском крае, Московской, Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Архангельской, Псковской, Смоленской и Воронежской областях. Для желающих обучаться удаленно предусмотрена возможность проходить обучение по Интернету.
— Число увлекающихся игрой растет? Какова тенденция?
— Да, и темпы роста велики! Количество турниров за 2021—2022 годы кратно увеличилось. На соревнования всероссийского уровня начинаем проводить отбор участников. Прежние помещения уже не могут вместить всех желающих показать свое интеллектуальное мастерство. На Первенство России среди юношей и девушек по таврелям, которое прошло 24 апреля, пришлось остановить прием заявок регионов на восьмидесяти участниках.
Сейчас любопытно вспоминать 2011 год, когда в турнире приняли участие четыре человека: тогда мы только начинали новый путь развития таврелей, еще не было отделений и секций, а также стратегии развития. Но нас, небольшое число энтузиастов, которые были готовы отдавать часть своих доходов на развитие таврелей, это не остановило. Мы продолжали участвовать во всех массовых мероприятиях, проводить мастер-классы и находить новых последователей.
Уже с 2012 года стали ежегодно проводить четыре традиционных турнира и каждый раз наблюдали рост числа участников. За 2021 год мне уже сложно подсчитать, сколько турниров провели по всей России.
— Сколько всего проводится всероссийских соревнований, где можно попробовать свои силы в таврелях?
— Это шесть ежегодных турниров: чемпионат России среди мужчин, чемпионат России среди женщин, первенство России среди юношей и девушек, Кубок России среди детей, «Московская таврель» и турнир в рамках Фестиваля интеллектуальных видов спорта в Суздале.
Теперь добавится еще два ежегодных фестиваля — летний и зимний — в Туапсинском районе, на базе санатория «Шепси», при поддержке члена нашего президиума — Елены Вячеславовны Кустовой, которая и является директором этого санатория.
Первый подобный фестиваль будет проведен уже в этом году — с 31 мая по 7 июня.
— Будут ли таврели признаны в качестве общероссийского вида спорта?
— Есть определенный порядок признания вида спорта общероссийским. С лета 2021 года наша команда активно и последовательно выполняет все требования, установленные Министерством спорта Российской Федерации. Уже проведена реорганизация федерации с межрегиональной на общероссийскую, зарегистрировано в качестве юридического лица первое региональное отделение — смоленское. Следующий этап — это уже сама подача заявки смоленского регионального отделения на признание таврелей общероссийским видом спорта и ее рассмотрение. У нас уже создана вся структура федерации, подходящая под требования Минспорта. Следовательно, признание таврелей общероссийским видом спорта — вопрос ближайшего времени.
— В какой-то момент в России активно начали вспоминать игру в городки и даже продвигать ее в школах. Дмитрий Медведев активно продвигал бадминтон. Но активней всего, по крайней мере на Кубани, сейчас внедряют в школу самбо. Есть ли у вас планы попытаться популяризировать таврели через обучение им школьников?
— Более того, у нас имеются секции в школах, мы периодически проводим в общеобразовательных учреждениях соревнования. Сейчас стараемся находить инициативных педагогов, желающих освоить новую профессию тренера-преподавателя и внедрять обучение в рамках дополнительного образования. После включения таврелей в общероссийский реестр видов спорта будем акцентировать внимание на их внедрении в школы в качестве интеллектуального тренажера. Думаем, предмет вызовет только положительные отклики и у детей, и у родителей. Он сможет, например, занять учеников, которые освобождены от физкультуры по состоянию здоровья.
Альтернатива «убивалкам»
— Насколько известно, вы готовите к выходу и электронную версию игры. Расскажите о ней: на каких платформах она будет доступна?
— Всё верно, для популяризации самой игры долгое время не хватало ее качественной электронной версии. Игра будет доступна в AppStore и GooglePlay. Также будет разработана и компьютерная версия.
— Это будет приложение для онлайн-игр или можно будет сыграть с искусственным интеллектом?
— Это будет приложение для онлайн-игр и проведения турниров, в том числе международных. Пользователь не только будет принимать активное участие в турнирах, но и сможет получать вознаграждение в виде токена Tavreli Coin (TVRL) или фирменных NFT.
Но и возможность тренироваться, играя с искусственным интеллектом разных уровней сложности, тоже будет.
— В планах значится также создание некой метавселенной, где и будет работать упомянутая вами криптовалюта. Расскажите подробнее об этой концепции.
— На данный момент наша собственная криптовалюта под названием TVRL уже создана и выпущена. В будущем игрок сможет зарабатывать, принимая участие в турнирах и обычной игре с пользователем. Также пользователь сможет участвовать в создании внутриигровой экономики, устраиваться на работу, создавать рабочие группы, выполнять задания и получать вознаграждение в криптовалюте. Количество возможностей будет неограниченное — своего рода лего.
Главное, что мы хотим в этой ситуации,— это привлечь в таврели новую аудиторию, которую заинтересуют такие наши инновационные методы, новые технологии, которые мы будем применять.
— Отношение к криптовалютам в мире противоречивое. Как вы убедите своих пользователей, что ваша надежна?
— Противоречивость отношения к криптовалютам обусловлена боязнью всего нового. Вспомните: так было и с самим Интернетом. Однако сегодня мы не представляем без него жизни. Сама по себе криптовалюта — это механизм блокчейна, который при правильном использовании может принести огромную пользу обществу.
Противники блокчейна приводят в пример только отрицательные стороны, но если объективно посмотреть, то положительных сторон на порядок больше. Например, представьте: человеку не нужно идти к нотариусу, стоять в очереди, заверять доверенность. Он может просто получить ее в электронном виде, где сотни тысяч пользователей автоматически являются нотариусами, ничего доказывать не нужно, а результат невозможно подделать.
Убеждать пользователей мы не будем: каждый вправе иметь свое мнение. Мы просто будем созидать что-то новое и полезное, внедрять мотивационные программы, объединять любителей интеллектуальных игр, а общество уже само будет выбирать, играть ли в «стрелялки-убивалки» или тренировать мозг.
— Криптовалюту можно будет использовать только в игре? На что, вообще, ее можно будет тратить?
— Криптовалюта — это актив, который можно хранить, продавать и покупать на централизованных и децентрализованных биржах, а также зарабатывать через приложение. Это значит, что, получив токен, пользователь может отправить его на любой свой криптовалютный кошелек и владеть им как собственник, наследовать и так далее.
В любой момент пользователь криптовалюты сможет обменять ее на фиатные средства в соответствии с законодательством страны, где будет происходить это действие.
Сами себе инвесторы
— Есть ли планы о выходе на зарубежный рынок? Если да, то в какие сроки?
— В марте 2022 года в рамках бизнес-миссии Фонда развития Краснодарского края мы посетили Дубай — центр криптоиндустрии. Провели целый ряд встреч на высшем уровне, в том числе и с руководителем Торгово-промышленной палаты Дубая, Генеральным консулом России.
И там мы как раз обсуждали возможность в Объединенных Арабских Эмиратах организовать наш проект, как его продвигать. Генеральный консул России в Дубае заинтересовался самой игрой и предложил организовать там соревнования. Так и наметились планы по проведению первого чемпионата мира по таврелям за рубежом. И не где-нибудь, а в Дубае.
Конкретные сроки по выходу на зарубежный рынок определить сложно: ситуация изменилась из-за событий, связанных со специальной военной операцией на Украине. Поэтому текущая задача — это развивать игру в России, выпустить здесь же приложение. Тут и отладим все потенциальные игровые ошибки, а после сенсационно подарим игру и миру!
— На какие средства осуществляется развитие проекта? Привлекаете ли к этому инвесторов, объявляете ли сбор средств?
— Как я говорил ранее, с 2011 года небольшой группой энтузиастов учились созидать сложные проекты с нуля, что дало нам неоценимый опыт по самостоятельности. Параллельно с развитием таврелей создали две компании: юридическую фирму и IT-студию, которые уверенно себя чувствуют даже в условиях санкций. Таким образом, мы сами являемся инвесторами и реализаторами проектов, что вдохновляет еще больше.
Сбор средств не объявляли, но потенциального инвестора, который готов не только думать о материальной выгоде для себя, но и организовывать праздники для детей, вкладываться в интеллектуальное развитие нашего будущего поколения, примем в свои ряды!
— Есть ли шанс у вашего приложения переключить на себя любителей классических шахмат? Будет ли в нем что-то, чего нет в привычных всем версиях игр?
— Некоторые классические шахматисты и так в наших рядах. Мы не создаем конкуренцию индийским — классическим — шахматам, а дополняем их. Ведь таврели — это прежде всего набор тактических комбинаций с первых ходов. Практически отсутствует неторопливая позиционная стратегия. Таврели — это динамика!
Само приложение — это в первую очередь возможность обучения игрока с нуля, обучения пользователя в любой точке страны и мира, проведения большего числа турниров, объединения сообщества таврелистов.
Во вторую очередь приложение поможет сделать настольный вид спорта современным и зрелищным, чтобы классические шахматисты говорили: «Хочу научиться играть в таврели».