В деле Марата Арустамова нет подтверждения взятки
№ () от 17 мая 2022 [«Аргументы Недели », Николай ПАРАТУНИН ]
В начале этого года в статье «Жатва на космодроме Восточный» («АН» №2 от 19 января 2022 г.) мы рассказали о том, что СКР по Амурской области предъявил обвинение замгендиректора по экономике и финансам АО «ЦЭНКИ» (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) Марату Арустамову в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Обвинение построено на признательных показаниях директора московской строительной компании ООО «РСМ» Алика Алексаняна (взяткодателя) и его заместителя – посредника, ранее работавшего в «ЦЭНКИ» начальником одного из управлений. По мнению следствия, в октябре 2020 г. за организацию авансового платежа в размере 200 млн руб. на расчётный счёт «РСМ» г-н Арустамов запросил с г-на Алексаняна 3 млн руб., половину из которых получил от посредника в конце того же октября.
В январе 2022 г. при подготовке публикации мы беседовали с президентом Московской коллегии адвокатов «Ромашов, Романов и партнёры» адвокатом г-на Арустамова Алексеем Романовым, который констатировал, что у следствия, кроме голословных и фантазийных заявлений «взяткодателей», ничего нет на его доверителя Марата Арустамова. Нет документального подтверждения взятки, нет даже вменяемого обоснования необходимости её дачи именно Арустамову. Как следует из материалов уголовного дела и действительного положения вещей, Марат Арустамов не согласовывал перечисление аванса на лицевой счёт ООО «РСМ» и никак не мог повлиять на ускорение платежа.
После выхода статьи уголовное дело поступило и стало рассматриваться в Измайловском районном суде города Москвы. Все допрошенные в суде свидетели обвинения – являющиеся сотрудниками АО «ЦЭНКИ» на период исследуемых событий, дали показания, подтверждающие позицию стороны… защиты, хоть они были заявлены, повторим, стороной обвинения. Все они, как один, подтвердили: Марат Арустамов не давал никаких указаний касательно ООО «РСМ» и давать не мог, не согласовывал заключение дополнительного соглашения с ООО «РСМ» по срокам и процедуре оплаты, не ускорял и никак ускорить не мог процесс оплаты по этому дополнительному соглашению. Все допрошенные характеризовали Марата Арустамова исключительно как грамотного, знающего, добросовестного и ответственного специалиста, управленца и крайне порядочного человека.
Был допрошен и генеральный директор ООО «РСМ» Алексанян А. Г., который сообщил, что с самого начала сомневался, что посредник – его заместитель может «решить вопрос», сомневался и в том, что Арустамов вообще был компетентен в решении этого вопроса. Алексанян не исключает, что посредник его просто обманул и ничего не передавал Марату Арустамову.
И наконец, 21 апреля этого года был допрошен тот самый посредник, на показаниях которого, напомним, в основном и строилось обвинение. Пожалуй, никто из присутствующих в зале заседаний не ожидал, что он кардинально изменит свои первоначальные показания.
«Ключевой свидетель буквально ошеломил присутствующих в зале суда, рассказав, что после его задержания оговорить Арустамова его вынудили сотрудники правоохранительных органов в обмен на свободу за «сотрудничество», – рассказывает адвокат Алексей Романов. – Заместитель Алика Алексаняна заявил, что повёл себя недостойно звания офицера (в отставке) и оговорил Арустамова. «Смалодушничал!» – воскликнул ключевой свидетель обвинения, густо покраснел и публично извинился перед Арустамовым, охарактеризовав его как человека честного, порядочного и неподкупного. Никакой взятки Арустамов не требовал, а желание Алексаняна «разрулить» финансовые проблемы ООО «РСМ» он решил использовать для себя. Полученные от Алексаняна деньги якобы для Арустамова он оставил себе, решил так, по его словам, подзаработать ввиду финансовых трудностей. Его малодушие понять в какой-то мере можно, но почему расплачиваться за него должен невиновный?
Сам же Марат Арсенович, находящийся в СИЗО уже более полугода по обвинению в преступлении, которого не совершал, весь допрос посредника оставался абсолютно спокойным и невозмутимым. Единственное, что периодически вызывало у него улыбку, – лицо его жены, находящейся в зале суда, которая неотрывно следила за участниками судебного процесса, на котором решается его судьба. Судьба сына, мужа и отца, несправедливо разлучённого с семьёй».
Повторим, единственный свидетель, на чьи показания так рассчитывала сторона обвинения, публично заявил, что обвинение в получении взятки Арустамовым – не более чем фантазия. Но это только в фильмах и судебных мыльных операх после такого заявления ключевого свидетеля незаконно обвиняемых сразу в зале суда выпускают на свободу, а настоящих преступников тут же сажают за решётку. В реальности же, и Измайловский районный суд города Москвы не исключение, судебный процесс продолжается, очередное заседание назначено на день сдачи газеты в печать, т.е. на 17 мая, и мы обязательно расскажем, каким будет итоговое решение – приговор по этому делу и вынесет ли суд какие-то ещё определения в адрес правоохранительных и контролирующих органов, доведших это изначально бесперспективное дело до абсурда и судебного разбирательства.