Аргументы Недели → Общество № 19 (814) от 18-24 мая 2022 13+

Врач Александр Шишонин: Болезнь современного общества – тяга к сладкому

, 19:54

Постоянный автор «Аргументов недели» врач, кандидат наук Александр ШИШОНИН из номера в номер рассказывает читателям совершенно нетривиальные вещи о нашем теле и нашем здоровье. В предыдущих номерах (см. «АН» №14–18) он рассказал о том, что многие проблемы детей – включая не только проблемы со здоровьем, но и с успеваемостью в школе, с психическим недоразвитием разной степени, плохим поведением – могут быть связаны со скрытой родовой травмой, и это статистически было доказано. Склонность детей к простудам, аллергиям, близорукости, плоскостопию и даже повышенная гибкость есть не что иное, как признаки натальной травмы, полученной младенцем во время родов. Был перечислен также целый ряд нетривиальных признаков, заметив которые у своего ребёнка, родители должны начать бить тревогу, но ни в коем случае не впадать в панику, ибо предупреждён – значит вооружён. И сегодня в завершение детской темы расскажем о тех «приметах неблагополучия», которые лучше отловить у вашего ребёнка заранее, чтобы легче было с замеченными проблемами справиться.

– Итак, давайте ещё накидаем несколько приёмов диагностики для молодых родителей: лишних знаний не бывает. Что ещё родителям можно взять в свой диагностический арсенал?

Рефлекс Бабинского очень рекомендую. Он тоже является показательным в определении родовой травмы. Что это такое? Если провести тыльной стороной шариковой ручки по подошве младенца, здоровой реакцией будет сжатие стопы, то есть рефлекс «схватывания», мы же всё-таки от древолазающих четвероруких произошли. Но если есть патология ЦНС, стопа ребёнка, напротив, раскроется, выгнувшись наружу – вот это и называется рефлексом Бабинского. Считается, что если этот обратный нормальному рефлекс присутствует у ребёнка до года, то это как бы нормально. Но это абсолютно ненормально!..

Рефлексом Бабинского неврологи проверяют взрослых на инсульт. Проводят по подошве, и, если стопа рефлекторно разогнулась, значит, по этой стороне тела в мозге ударил инсульт. Так вот, то же самое касается всех людей, в том числе только что появившихся на свет. Как верно замечают классики неврологии, «встречается рефлекс Бабинского у младенцев так часто только потому, что очень часта неврологическая патология».

Слава богу, рефлекс Бабинского может проверить каждый родитель, просто проведя колпачком шариковой руки по подошве младенца. Допустим, патологического рефлекса нет. Отлично, цепь от ног до шеи прозвонили! Теперь точно так же прозвоним нервную цепь от рук до шеи – проведя тем же колпачком по ладони. В норме ладонь должна «захватить» колпачок ручки, то есть рефлекторно сжаться. Если рефлекс вялый, увы, – где-то пережат «провод», и мы даже знаем где – в шейных позвонках.

Ещё один интересный тест – на рефлекс Моро. Представьте, ребёнок лежит на столике распелёнутый. Если при этом стукнуть по столу чуть выше его головы или потянуть младенца за ноги, его полусогнутые ручки должны раздвинуться, а пальцы растопыриться. Этот оборонительный рефлекс замыкается на уровне шейного утолщения, то есть его снижение свидетельствует о патологии в данном нервном узле. Только учтите, что рефлекс Моро работает только до четырёх месяцев.

Дальше. Рефлекс опоры. Если взять новорождённого под мышки, он должен согнуть ноги, а поставленный к опоре должен ноги разогнуть и упереться в поверхность стола. Это в норме.

Шаговый рефлекс. При упоре стоп в стол и лёгком наклоне тела младенца вперёд (при этом вы держите его под мышками) он должен начать совершать рефлекторные шаговые движения. Данный рефлекс проверяет, нет ли патологии в поясничном отделе позвоночника. Если есть, нужно править поясницу.

Когда ребёнок заговорит, обратите внимание на его речь. Если она напоминает скандирование или в ней есть гнусавость, если речь вялая, вязкая, невнятная, толчкообразная, замедленная, налицо поражение стволовых структур мозга. Таких детей обычно проводят по ведомству логопедов, но это большая ошибка. Они должны относиться к епархии неврологов. Хороший невролог уже по самому характеру речи может диагностировать очаг поражения: если речь толчкообразная, это неостриарная патология, если замедленная, вязкая и тихая – палеостриарная. Это называется топическая постановка диагноза, характерная для хороших невропатологов, но их ещё найти надо, хороших-то...

– Ладно, допустим, родители неполадки обнаружили. Что дальше? Куда бежать? Как лечить?

– Для начала нужно сделать детальное УЗИ сосудов шеи по детскому протоколу, чтобы найти (и впоследствии устранить) локализацию – в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток из-за перекрытия венозного просвета. Ну а дальше – работа по коррекции шеи, то есть открытию просвета сосудов для устранения гипоксии ствола головного мозга, который отвечает за развитие всего организма.

Например, я лично каждому пациенту назначаю большую дозу активного движения. Не отменяю физкультуру, как это делают многие врачи, обнаружив у ребёнка, например, синдром вегетососудистой дистонии, а наоборот... Кстати, диагноз «вегетососудистая дистония» давно отменён, его не существует, но если у ребёнка быстрая утомляемость, головокружения, тошнота, нервозность, плохая успеваемость, холодные влажные руки, некоторые врачи по-прежнему пишут ВСД в истории болезни, но это в чистом виде синдром натальной травмы ЦНС или частичное пережатие позвоночных артерий или вен! Прописываю таким детям (в зависимости от характера поражения) разные виды спорта – кому-то ушу, кому-то спортивную гимнастику… И естественно, нужна работа с шеей. Бывает, приносят детей с гидроцефалией, когда вены жёстко пережаты, оттока нет, кровь застаивается, голова раздутая. Вполне подойдёт мануальная коррекция. Орут, правда, дети как резаные, зато потом родители довольны – он начинает спать, пропадает гипервозбудимость.

– И сколько нужно сеансов для такого волшебства?

– От десяти до тридцати. Некоторым хватает пяти–семи сеансов… А последнее, что прописываем, – это диета. Известно: если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы хоть так донести до мозга энергию. Для этого он перестраивает работу печени и поджелудочной, что ведёт к раннему диабету и дискинезии желче-выводящих путей.

– Ой, да эту дискинезию в поликлинике чуть не каждому второму ставят! Насколько я помню, дискинезия – это какое-то пережатие желчного протока, он как-то неправильно изогнут...

– На самом деле – это просто неправильная работа желчного пузыря, которая говорит о неправильной работе печени. Спазм пережимает проток… Но не будем отвлекаться от сахара…

Ещё один способ повышения сахара в крови – повышенная тяга к сладкому. Это болезнь современного общества – тяга к сладкому! С детства детей пичкают быстрыми углеводами. Конфеты, жвачки, печенья, джемы, шоколадки, сырки глазированные, вафли, газировка – лишь бы сладкое в ребёнка впихнуть! А избыточное потребление сладкого ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний. Отравление сахаром! Поэтому лучше всего назначить детям жёсткую безуглеводную диету, особенно если у ребёнка уже наблюдаются признаки метаболического синдрома – ожирение, повышенное давление, признаки начинающегося раннего диабета... Никаких углеводов – ни быстрых, ни медленных. Никаких каш, фруктов, соков и особенно свежевыжатых. Потому что свежевыжатый сок – удар по поджелудочной, и без того перегруженной. Ведь если у ребёнка зажата шея, у него наверняка перегружена поджелудочная, потому что он углеводник.

И вот все эти методы дают колоссальный клинический эффект! Главное, чтобы родители следили и чётко понимали, ради чего они это делают. Ради будущего своего ребёнка, в том числе будущего социального. В мире завтрашнего дня будут востребованы умные, а на неуспевающих спроса не будет, их на заводском конвейере заменят роботы…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram