Постоянный автор «Аргументов недели» врач, кандидат наук Александр ШИШОНИН из номера в номер рассказывает читателям совершенно нетривиальные вещи о нашем теле и нашем здоровье. В предыдущих номерах (см. «АН» №№14–17) он рассказал о том, что многие проблемы детей – не только со здоровьем, но и с плохой успеваемостью в школе, с психическим недоразвитием разной степени, с неадекватным поведением – могут быть связаны со скрытой родовой травмой, и это статистически было доказано. Склонность детей к простудам, аллергиям, близорукости, плоскостопию и даже повышенная гибкость (из-за которой таких детей очень любят тренеры по гимнастике) есть не что иное, как признаки натальной травмы, полученной младенцем во время родов. Именно на этом утверждении медика мы завершили нашу прошлую беседу. Эта незаметная и не диагностируемая современной медициной травма может в дальнейшем испортить человеку жизнь, т.к. плохо поддаётся лечению в запущенном виде. Но прекрасно исправляется в юном возрасте. Как её вовремя поймать и, главное, исправить?
– Александр Юрьевич, вы рассказываете удивительные вещи. А какие ещё бывают признаки, на которые никто не обращает внимания, даже врачи, но которые должны насторожить родителей? И что делать родителям, которые их обнаружат?
– Таких признаков очень много! Помимо перечисленных в прошлых наших беседах хотел бы отметить ещё такие… Хриплый голос ребёнка во время крика. Попёрхивание при сосании молока. Так называемая кривошея, когда младенец всё время лежит с головой, скошенной на одну сторону. Синдром кукольных ручек, который всех почему-то умиляет, – это когда на конечностях младенца образуются складки, словно у куклы, там, где руки «вставляются» в туловище. Этих складок быть не должно ни на руках, ни на ногах, ни на шее.
Среди перечисленных выше симптомов чаще всего недоумение у родителей вызывает попёрхивание при сосании грудного молока. Да что в этом такого? Мы все иногда попёрхиваемся. Но если часто это делает младенец, значит, у него с одной стороны чуть отвисает нижняя челюсть, то есть поражены лицевые нервы, тянущиеся из черепа, в результате ребёнок подсасывает воздух во время кормления, отсюда и попёрхивание. Нарушения в сосании – симптом слабости жевательной мускулатуры (поражение V нерва), круговой мышцы рта (VII нерв) и языка (XII нерв). Как советуют забытые ныне классики советской неврологии: при малейшем нарушении в сосании, при отказе от груди необходима немедленная консультация опытного невролога. Вот только где ж его взять? Но это уже другой вопрос – вопрос утраченных знаний.
Кроме того, советую родителям обратить особое внимание на глаза младенца. Синдром Горнера, миоз и анафтальм – это ещё три симптома повреждения ствола головного мозга, связанные с глазами. Первый означает приопущение одного века на поражённой стороне (один глаз как бы чуть прикрыт). Миоз – это сужение зрачка из-за паралича мышц, приводящих зрачок в движение. А анафтальм – когда один глаз нормальный, а второй словно слегка вдавленный.
Ну и раз уж мы с вами вновь упомянули глаза, скажем о таком известном признаке, как симптом заходящего солнца. Это когда глаз напоминает закатное солнце, заваливающееся за горизонт. Если над кружком радужной оболочки наблюдается пространство белка, не закрытое веком, значит, мы имеем данный симптом, который также может являться свидетельством родовой травмы, особенно если глаза при этом чуть вылупленные, что говорит о застое крови в голове и избыточном давлении.
Но самое плохое, что родители могут заметить с глазами своего младенца, – плавающие движения глазных яблок. Это всегда и без исключений – симптом тяжёлого поражения жизненно важных структур ствола головного мозга. То же самое можно сказать и о нистагме. Нистагм – беспорядочное дрожание глазного яблока высокой частоты. Когда показываешь младенцу палец и отводишь его в сторону, младенец автоматически провожает палец глазами. И если при отведении зрачка в сторону глаз начинает дёргаться, это и есть нистагм. Таким нехитрым способом у взрослых определяют сотрясение мозга – невролог отводит в сторону свой молоточек, велев сопровождать его движением глаз, и, если глаза начинают дёргаться, это является признаком травматического поражения мозжечка. Что не удивительно, когда человек, например, затылком грохнулся и получил сотрясение мозга. Но почему-то тот же самый симптом у младенцев микропедиатры считают нормой: если в первую неделю жизни у ребёнка наблюдается нистагм, никто даже не бьёт тревогу – само пройдёт. Да, обычно проходит, но это был упущенный сигнал глубокого непорядка в нервной системе, который не оценён должным образом, ценная информация проворонена. Между тем наличие нистагма говорит о том, что у ребёнка нарушено кровоснабжение мозжечка и нужно в будущем ожидать проблем иного порядка.
Труднее не заметить и упустить косоглазие. Но и на него врачи часто машут руками: может быть, само пройдёт с возрастом. Но мы с вами будем внимательнее и сделаем правильные выводы: если глаз уводит вправо, значит, поражён отводящий нерв. А если косоглазие расходящееся, значит, поражён другой нерв – глазодвигательный.
– На что ещё должен обратить внимание родитель?
– Например, при пеленании не так уж сложно отметить особенности позы младенца. Он практически распластан по столику, вялые ручки и ножки? Или же, напротив, наблюдается тугоподвижность конечностей? И то и другое – тревожные признаки. Как и гнусавый плач.
Очень показателен симптом короткой шеи, который сразу бросается в глаза. Головка ребёнка будто лежит прямо на плечах. Соответственно, шея мокнет и преет в складках. С годами этот симптом постепенно убывает, но он также является безошибочным индикатором родовой травмы – шея спазмирована защитным сократительным рефлексом мышц, после того как её перерастянули при родах… А теперь скажите, какой микропедиатр короткую шею определит как симптом неврологического поражения ствола головного мозга? Скажет просто: лучше ухаживайте за ребёнком, тальком присыпайте, чтобы не мокли складки, он просто у вас такой родился, без шеи, потом, глядишь, отрастёт.
Существует ещё так называемый симптом цыпочек – очень важный признак гипертонуса в ногах. Он заключается в том, что при проверке реакции опоры ребёнок перекрещивает ноги и встаёт на цыпочки. Берёте человечка под мышки и как бы ставите на опору – стол или пол. Перекрещивает ножки? На цыпочки пытается встать?.. Симптом этот так часто встречается, что многие врачи, не имеющие неврологического опыта, даже считают его вариантом нормы, как и серый цвет слепого пятна в глазу. Но старые опытные неврологи грустнеют: чем сильнее цыпочки, тем сильнее спастика в нижних конечностях. По сути, это форма ДЦП. Данный симптом говорит о повреждении уже не шейного утолщения спинного мозга, о чём мы говорили ранее, а поясничного отдела, ведь таз тоже тянут и выкручивают при родах, в результате бывают повреждения и там, из-за чего ребёнок получает ДЦП. Только из-за шеи он получит ДЦП центрального характера, а из-за повреждения поясничного утолщения может получить ДЦП нижнего отдела, когда руки и голова работают, а он ходит на полусогнутых.
Если ребёнок постарше, обратите внимание, не снашиваются ли у него носки обуви. Если снашиваются, это говорит об опоре на носки при ходьбе, то есть о проявлении двигательных нарушений в лёгкой форме. А их причина, как мы уже знаем, кроется в мозге – в системе управления телом.
Обратите также внимание на положение головы лежащего на спине малыша. Он лежит лицом вверх или голова повёрнута вбок практически на 90e_SDgr? Первое – нормально. А вот если ребёнок может подолгу лежать, повернув голову набок, это говорит о нестабильности шейных позвонков. Шею ему свернули наши друзья-акушеры, иначе говоря. В более старшем возрасте это, скорее всего, подтвердится рентгенологически.
– Это весь набор признаков?
– Нет, конечно. Для полноты диагностической картины в следующей беседе я дам ещё целый ряд тестов, а потом мы с вами скажем, что же делать родителям, если эти тесты обнаружат проблему.