Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 18 (813) от 11-17 мая 2022 13+

Киев утверждает, что воюет с Россией восемь лет, но при этом войну не объявляет

, 18:25 , Главный редактор АН

Киев утверждает, что воюет с Россией восемь лет, но при этом войну не объявляет
Фото: pixabay.com

Власти Украины на каждом шагу твердят, что воюют с Россией вот уже 8 лет, включая особо горячие последние два с половиной месяца, но официально войну не объявляют. Как и Россия, которая войны тоже не объявила.

Что касается нас, то здесь всё очевидно. Президент В. Путин обозначил военные действия как спецоперацию по защите населения Донбасса от уничтожения ВСУ. Плюс демилитаризация, плюс денацификация. Поэтому объявлять войну всей Украине, на его взгляд, или рано, или вообще не нужно.

Для начала давайте посмотрим, что такое объявление войны на юридическом языке.

Процедура.

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г. состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы. Напомню, что президент В. Путин предупредил в декабре прошлого года страны НАТО о последствиях отказа от требования Москвы забыть о членстве Украины в НАТО и даже свернуть членство в НАТО государств, вошедших в Альянс после 1998 года. Это было очень похоже на ультиматум, описанный в Гаагской конвенции 1907 года. Но ультиматум не Украине, а прежде всего США. Что наводит на определённые мысли.

А сейчас рассмотрим юридические последствия объявления войны.

С этого момента государство, объявившее войну, и то государство, которому война была объявлена юридически, находятся в состоянии войны независимо от того, начались ли военные действия непосредственно.

Акт объявления войны автоматически влечёт за собой наложение ряда прав и обязанностей на обе стороны военного конфликта. С момента объявления войны в действие вступают нормы Международного гуманитарного права.

В том числе дипломатические последствия.

Объявление войны выражается в особого рода действиях в рамках международного дипломатического протокола, указывающих на то, что мир между данными государствами нарушен и между ними предстоит вооружённая борьба. Прекращается деятельность дипломатических органов, разного рода представительств и миссий. Дипломатам и их семьям предоставляется возможность свободно покинуть страну пребывания в установленные сроки.

В XX веке объявлению войны обязательно предшествовала дипломатическая нота с требованиями или ультиматумом. Насколько это исполнялось? Перед началом Первой мировой войны немецкий канцлер Вильгельм уведомил российского императора – как положено, заранее и нотой. Посол Германии в Российской империи вручил такой документ министру иностранных дел Сазонову. При этом расплакался и даже обнял нашего министра. Как видно, предчувствовал, что мир полетел в пропасть. И летит до сих пор. А вот Гитлер на Гаагскую конвенцию «положил с прибором» и совершил нападение на СССР вероломно.

Но вернёмся в наши дни. Объявления войны между Украиной и Россией нет, так как для этого нет как необходимых, так и достаточных условий, соответствующих международным юридическим конвенциям и документам.

Но это всё юридические штучки. А большинство граждан продолжает интересовать конкретика – почему официально, а не на словах Киев не объявит нам войну? Почему при всей внешней эмоциональности Зеленский помалкивает об официальном её объявлении? Не уставая повторять, что она идёт уже с 2014 года, почти два месяца назад, 14 марта, через три недели после начала спецоперации на Донбассе, он всего лишь внёс в Верховную раду законопроект о продлении режима военного положения ещё на 30 дней – с 26 марта до первомайских праздников. И опять – без объявления войны. Спрашивается вновь – почему?

Согласно 51-й статье Устава ООН, государства – члены ООН могут «самостоятельно инициировать неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение на члена организации». То есть по Уставу ООН Россия не вышла из его рамок. Поскольку имеется договор о военной помощи с Луганской и Донецкой народными республиками. Россия их признала дипломатически. И если бы Украина объявила России после этого войну, у чиновников ООН была бы ясность – кто и по каким причинам начал военные действия. В этом случае на участников военных действий и гражданское население распространились бы нормы международного гуманитарного права, согласно Женевской конвенции.

А вот режим необъявленной войны позволяет воюющей стороне уходить от ответственности за военные преступления и главное – оставляет без защиты участников боевых действий. Помните, как английский наёмник, попавший в плен, жаловался, что так и не увидел денег, которые ему обещали. И не увидит, поскольку юридически защищать его права просто нет оснований. Но бог с ним – британским наёмником, жалким и побитым. Главными выгодополучателями отсутствия официального состояния войны могут быть активно воюющие националисты. Их батальоны действуют по-своему. Активно прикрываются гражданским населением, пленных не берут.

При официальном объявлении войны так поступать без опасения быть объявленными во всём мире военными преступниками участники нацбатальонов просто опасались бы. Им пришлось бы заботиться о пленных, допустить Красный Крест для оказания помощи. Сейчас их руки развязаны.

Ещё одна причина против объявления войны. На это не согласна Европа.

В 2014-м был заключён новый газовый контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» на поставку и транспортировку газа. Но прочтите внимательно текст одного из пунктов того контракта о форс-мажоре на транзит газа через территорию Украины: «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае войны и военных действий».

То есть с момента объявления Украиной войны Россия официально получает полное и законное право прекратить поставки газа в Европу. Стоит ли напоминать, что будет с Европой после этого. По крайней мере до той поры, когда она окончательно перейдёт либо на американский газ, либо на ветровую и солнечную энергетику. Возможно, это когда-то и случится, но не завтра. В «Газпроме» уже сообщили, что загрузка украинской трубы сейчас предельно высокая. В сутки прокачивается больше 100 млн кубометров. Причина – в Европе установилась безветренная погода, поэтому спрос на газ растёт, чтобы компенсировать недостаток зелёной энергии.

Следующий пункт отсутствия украинской ноты Москве об объявлении войны – это деньги, или, выражаясь высокопарно, бабло.

За Украиной числится международных долгов по кредитам примерно на 90 млрд долларов. 3 млрд она должна России. Но мы с ними, похоже, распрощались по доброте душевной, а вот западные фонды и банкиры своих денег на ветер не бросают. Объяви Украина войну, пришлось бы им их списывать. А это, напомню, более 90 млрд долларов. И сумма только растёт. Причём каждый день правительства США и других стран НАТО сообщают о новых миллиардах помощи Украине. Заметим, не дарят, а дают кредит. Даже объявленный режим ленд-лиза – то есть помощь Украине со стороны США на время военных действий оформляется кредитом. Как это было во время Второй мировой войны. Тогда тоже была программа ленд-лиза для СССР. Так вот – деньги пришлось отдавать аж во время горбачёвской перестройки.

И вообще, оказалось, что объявление войны Украиной России – головная боль не только для боевиков из «Азова» (организация, запрещённая в РФ. – Прим. «АН»), европейцев и банкиров со всего мира. Департамент глобальных коммуникаций ООН разослал своим сотрудникам электронные письма, в которых сообщалось о запрете персоналу называть «спецоперацию» войной или вторжением. Объясняется это принципом сохранения беспристрастности.

Ещё одна деталь о проблеме объявления войны. Это мнение декана факультета мировой политики МГУ Андрея Сидорова. Юридическое начало войны вместо военного положения, которое объявлено сегодня на Украине, сразу меняет статус страны. По международному праву воюющим государствам запрещается поставлять оружие. Пока с нашей стороны проводится лишь спецоперация, а Украина ввела только военное положение, Запад может легально передавать Киеву любое оружие. Что и происходит. Вооружения поставляют Украине около 40 стран.

Разумеется, юридически это так. Но всё большему числу граждан кажется, что это и есть начало мировой войны. И Украина здесь где-то сбоку. Начало её горячей фазы сдерживает только наша ядерная триада, которая за прошедшие 30 лет не только не обветшала, но и значительно обновилась. Как можно объявлять войну такой державе?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram