Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 17 (812) 5 -10 мая 2022 13+

ВШЭ: Большинство авторов заказных дипломов не имеют учёных степеней

, 18:39

ВШЭ: Большинство авторов заказных дипломов не имеют учёных степеней

Около половины студентов российских вузов списывают или выдают за свои чужие материалы для рефератов, курсовиков и дипломов без ссылок на источники. К такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики. А если позволяет кошелёк, можно и всю работу заказать на стороне. Привычка к этому формируется ещё в школе, где ученика заваливают таким количеством «домашек», что шансов добросовестно их подготовить немного.

 

Трудности перевода.

В 1990-е индустрия списывания только формировалась. Обедневшие научные сотрудники кропали от руки, продавали изыскания у метро и неплохо зарабатывали. Как говорит руководитель проекта «Промысел заказных учебных работ» фонда «Хамовники» Александр Давыдов, в середине 2000-х с появлением дешёвого Интернета начинается бум: контор по изготовлению заказных работ становится очень много, а цены падают: «С повсеместным введением антиплагиата, примерно с 2013 года, цена и требования к работам возрастают. А начиная с 2018 года отмечается закат рефератного бизнеса в том виде, в котором он появился в нулевые, происходит возврат к условной автономизации исполнителей».

Оценки рынка гуляют от 5 до 9 млрд рублей в год. По словам Давыдова, заказчики находят исполнителей посредством агрегаторов, которые существуют в двух разновидностях: «Первая – биржи, где человек регистрируется, выставляет заказ и делает ставку, дальше исполнитель и заказчик работают напрямую друг с другом, а с общей суммы заказа платится процент бирже. Вторая – серьёзные агрегаторы, где есть специальные менеджеры, через которых идёт вся коммуникация между клиентом и «писателем».

Многие исполнители (скрипторы) ищут клиентов по старинке: через кафедры вузов или пасутся в студенческих чатах. Ну и сарафанное радио – вечный двигатель студенческого плагиата. Дипломная работа стоит не так и дорого – редко дороже 50 тыс. рублей. А по срокам – 2–3 месяца.

Самый ходовой товар – курсовые работы, причём первокурсники заказывают их намного реже выпускников. У заочников всё иначе: тут люди изначально настроены не отрываться от основной работы и проплачивать весь объём своего продвижения к диплому. Бывает даже, размещают заказ оптом на всю группу. Ещё особенность: студенты элитных вузов, которые вроде бы богаче прочих, чаще работают сами, чем учащиеся какого-нибудь областного политеха. В этом и смысл хорошего универа – там нет развращающей ситуации, когда кафедра работает по принципу «купи-продай».

Исследователи ВШЭ полагают, что большинство заказных авторов дипломов сами степени не имеют. А людей из науки среди них – не больше четверти. В исследовании говорится о династиях скрипторов: например, мама подтянула в промысел сыновей. Младшего даже не хочет отдавать в вуз, раз «он в 14 лет умеет зарабатывать деньги своей головой». А кое для кого написание заказных работ может стать социальным лифтом: человек пишет дипломы, осваивает нужные ему темы, а потом глядишь – уже комментирует их с телеэкрана как эксперт.

Но всё же текучка среди скрипторов высокая: человек обычно понимает, что занимается мерзостью. А итогом его жизненных трудов будут несколько десятков дипломированных неучей, один из которых на старости лет вполне может оказаться его лечащим врачом.

 

Найдётся всё.

Любому школьнику известна аббревиатура «ГДЗ» – готовые домашние задания. Сообществ на эту тему в социальных сетях – море. Плюс есть вполне рентабельные коммерческие проекты вроде сайта «Спиши.фан». В них публикуют решения заданий учебников, сканы рабочих тетрадей. На форуме можно без труда найти ушлых школьников, которые за 500–1000 руб. готовы выполнить ваше домашнее задание. Встречаться для этого необязательно: деньги с телефона переходят на «Яндекс-кошелёк», а решение прилетает на электронную почту.

В некоторых аннотациях деликатно сообщается, что эта группа существует для родителей: например, ребёнок в 9-м классе, мама программу уже забыла, а тут есть возможность посмотреть ответы и решения – и подсобить чаду. А где-то со стёбом: «Рекомендуйте нас – и мы расшибёмся в лепёшку, но поможем вам списать». Или: «История – очень интересный и увлекательный предмет: битвы, сражения, политические интриги. Вся суть человечества отражена в его истории, и не знать её просто стыдно. Поэтому пользуйтесь нашими решебниками». На одном из ресурсов декламируется: «Наш сайт подготовил ГДЗ-онлайн по 190 учебникам. Списывание с нашего сайта идёт более 5 лет + начался розыгрыш IPHONE 11S. Списывай удобно!»

Детишки к упрощению учёбы привыкают сызмальства – в группе «ГДЗ по истории. 5-й класс. Годер Г.И.» 833 участника. Встречаются также предложения подготовить «лабу» по физике или химии на заданную тему в течение 1–2 часов. Цена вопроса – 500–1000 рублей. Среди организаторов групп ГДЗ – те же школьники, а среди подсказок сверстникам – реклама концертов или модной одежды.

Понятия «списывание уроков» в юриспруденции нет, как нет даже административной ответственности за публикацию ответов к школьным домашним заданиям, – говорит адвокат Николай Артамонов. – Теоретически школьный учитель является госслужащим, а значит, не имеет права получать доход от коммерческой деятельности. Но пойди ещё докажи, что он зарабатывает на группе ГДЗ в социальной сети. Совсем другое дело, если поймать за руку работника образования, благодаря которому в Интернет утекают варианты ЕГЭ и ГИА. Причастные к их подготовке специалисты подписывают обязательства о неразглашении, а значит, могут быть уволены и привлечены в качестве ответчика по иску.

Основные сайты ГДЗ набирают до полумиллиона посещений в день. А значит, реклама способна приносить им 30–40 млн рублей ежемесячно. Конечно, этого недостаточно, чтобы купить, как некоторые предполагают, «всех и вся». Но почему-то никакого антагонизма к ним многочисленные надзорные ведомства не испытывают.

С 2010 г. Роспотребнадзор ввёл новые требования СанПиН. Из них следует, что в 1-м классе обучение должно проводиться вообще без домашних заданий. Впоследствии затраты времени на его выполнение не должны превышать в 6–8-х классах – 2, 5 часа, в 9–11-х классах – 3, 5 часа. Но, во-первых, 3, 5 часа после семи уроков – это около 10 часов занятий ежедневно. Во-вторых, эти нормы нигде не соблюдаются – учителя задают сколько вздумается, директор за ситуацией не следит. И откуда возьмутся счастливое детство и здоровые школьники, если они не будут списывать?

– Большинство педагогов у нас в школе нормально относятся к сайтам, позволяющим списать домашнее задание, – говорит учитель одной из школ Петербурга. – Все понимают, что если ученик попробует готовить «домашку» по всем 15 предметам, он не сможет нормально подготовиться к ЕГЭ. Лучше уж пусть гуманитарий спишет химию, физику, черчение и биологию, чтобы нормально учить историю и литературу. В школах ведь, как в МВД, «палочная система»: считают средний балл аттестата, средний балл ЕГЭ. Получается, списывание выгодно нашему директору для роста показателей.

Некоторые учителя считают, что ученик, способный найти в Интернете ответы на нужное задание и грамотно списать, уже заслуживает тройки. А ведь сегодняшние школяры приходят на госэкзамены с невидимыми наушниками а-ля Джеймс Бонд. Вводят «шпоры» в часы-калькулятор и прячут айпад в туалете. С одной стороны, это развивает смекалку, с другой – отучает размышлять. Ведь, привыкнув списывать в школе, потом платят за зачёты в вузе и покупают скомпилированную диссертацию. Именно из взрослого образования в детский приходят товарно-денежные отношения.

– Индустрия списывания – это лакмусовая бумажка нашего среднего образования, – говорит психолог Людмила Крапухина. – Чем больше у школы амбиций, тем больше задают. В престижных лицеях родители жалуются, что приходится нанимать помощника, потому что в 19 часов на сайте учреждения вдруг появляется задание: к завтрашнему утру сделать дровосека из желудей. Берёшь фонарь и едешь в парк собирать жёлуди. А ведь закон устанавливает продолжительность рабочего дня для взрослых людей – 40 часов в неделю, для несовершеннолетних – не более 24. За это, между прочим, платят деньги. А школьник обязан сгибаться над страницами по 60 часов, потому что его пугают отчислением. Ведь средний балл ЕГЭ по школе стал главным критерием оценки работы директора. А как повысить «среднюю температуру по больнице»? В 10–11-х классах сбросить «балласт» из двух-трёх отстающих выпускников: не допустить до экзаменов, оставить на второй год. Или завалить их уроками так, чтобы сидели ночами. Причём не факт, что они лентяи, – просто имеют успеваемость ниже среднего в классе.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram