Изменение схемы движения на одной из главных транспортных артерий Иркутска, соединяющей два берега Ангары, в публичном пространстве вызвало жаркую дискуссию. Так называемые диванные эксперты тоже оживились и стали сыпать вариантами. А те, кто детально анализирует транспортную ситуацию в городе и должен принять оптимальное решение, предварительно, ещё до начала ремонтных работ, опробовали новые условия на маршруте. Да, с 23 апреля скорость автомобильного трафика через ГЭС значительно снизится, но проехать можно будет в обе стороны. И габаритному общественному транспорту тоже.
Текущая ситуация
На прошлой неделе журналист «АН» побывал в одном из главных помещений Иркутской гидроэлектростанции — в машинном зале, где установлены турбины. Невооружённым глазом можно заметить главную текущую проблему. Причём текущую — в самом прямом смысле этого слова: с потолка и по стенам спускаются многочисленные следы потёков. Местный персонал рассказывает: рабочим приходится изнутри отводить воду, которая во время осадков или таяния снега приходит с пролегающей прямо по крыше этого помещения автодороги. Так дальше уже нельзя.
Протечки в машинном зале нужно устранять, сделать ремонт кровли не откладывая. Другого способа, кроме как вскрытие и повторное бетонирование, нет. Иначе последствия будут очень серьёзные.
Под последствиями энергетики имеют в виду вполне реальные риски и угрозы для населения, для инфраструктуры областного центра и региона в целом. Иркутская ГЭС — предприятие, которое 60 лет выдает колоссальный объём такой нужной людям и предприятиям электроэнергии, и, чтобы этот процесс бесперебойно и безопасно продолжался, важным этапом масштабной реконструкции электростанции (наряду с заменой гидроагрегатов) должно стать обновление кровли машзала. Её не меняли с момента строительства объекта.
Причём, как пояснил директор Иркутской ГЭС Вадим Чеверда, плохая герметичность кровли машинного зала оказывает негативное влияние как на действующее оборудование, так и на несущую способность самой автодороги. Капитальный ремонт в итоге всем на пользу. Рассчитываем, что в сентябре автомобили на этом участке плотины будут двигаться по отличному безъямочному асфальту.
«Плотина в Иркутске — уникальный объект, — подчеркнул Вадим Чеверда. — Она совмещает в себе две функции: генерируя электроэнергию, сложное техническое сооружение выступает ещё и в роли моста. Непосредственно над машинным залом, где установлены турбины, — участок общей протяжённостью порядка 240 метров».
На масштабные работы — лето
Несмотря на, казалось бы, небольшую длину ремонтируемого отрезка, придётся внушительно уйти в глубину — разобрать несколько слоев покрытия и потом снова качественно собрать этот «пирог» из нескольких слоёв, обеспечивающих герметичность кровли машинного зала и надёжность работы такого технологически сложного сооружения, как гидроэлектростанция.
«Подрядчик будет вскрывать асфальт и покровный бетон, который обеспечивает разуклонку для слива воды; сделает новую гидроизоляцию и осуществит ремонт восьми деформационных швов, проходящих поперечно автодороге. Изначально будет ремонтироваться участок со стороны нижнего бьефа, и потом — вторая часть дороги. Работы планируем завершить к 1 сентября», — объясняют представители заказчика. В этой роли выступает En+Group.
Характер задачи непростой. К подрядчику требования высокие, но и компания, которая берётся выполнить ремонт на Иркутской плотине, в этом деле не новичок. Перед стартом работ ещё раз оценил объём работ, выверил технологию, прошёлся по перечню необходимой техники, количеству рабочих и других ресурсов, влияющих как на качество, так и на темпы ремонта.
Михаил Хардиков, руководитель энергетического бизнеса компании En+Group, заверил: «Работы будут выполнять профессионалы. Подрядчик специализируется на проведении ремонтов и строительстве промышленных объектов. Все технологические моменты он отработал ещё на первом этапе проекта — ремонтировали те участки кровли, по которым дорога не проложена. Конечно, сейчас промежуточный контроль в ходе ремонта будет строгий. При планировании работ мы понимали всю важность плотины как ключевой для города транспортной артерии».
Одна голова хорошо, а коллегиальное обсуждение лучше
Безусловно, решение об ограничении движения автомобилей, троллейбусов, автобусов и пешеходов по одной из основных магистралей Иркутска энергетики принимали вместе с городскими властями и автоинспекцией. Обсуждали проект, график, несколько вариантов схемы движения с администрацией Иркутска, депутатами городской думы, ГИБДД. Рабочее совещание по ключевым вопросам ещё раз прошло непосредственно на плотине 13 апреля. Необходимо было окончательно взвесить все «за» и «против» — выбирали изначально из трёх альтернатив.
Мэр города Руслан Болотов уверен, что в сравнении с полным перекрытием движения на плотине или установкой реверсивных светофоров частичное сужение проезжей части — лучший вариант. Во главу угла поставили определяющий критерий — минимум неудобств для автомобилистов, пешеходов, пассажиров общественного транспорта.
«Мы с коллегами приняли во внимание все плюсы и минусы, — рассказал глава Иркутска. — Тщательно проанализировали ситуацию. Выбрали, на наш взгляд, наиболее удобный для жителей вариант — сужение полос, потоков, но с сохранением хода в обе стороны. Безусловно, это потребует синхронизации работы всех служб. Мы, наши транспортные предприятия, диспетчерские службы, к этому готовы».
Транспортным предприятиям поставлена задача — чётко обеспечить диспетчеризацию. Необходимо отрегулировать движение автобусов и троллейбусов таким образом, чтобы они не встречались одновременно на ремонтируемом участке.
При этом ночью 15 апреля на плотине Иркутской ГЭС специалисты даже провели дорожный эксперимент — реально проверили, смогут ли разойтись на суженной проезжей части большой автобус и троллейбус.
Сколько — точно. В метрах
Технический эксперимент позволил с учётом реальных габаритов транспорта оценить проходимость участка, где изменится схема движения, и финально убедиться, что нет необходимости коррекции параметров сужения. Одновременно важно было посмотреть, насколько безопасным будет передвижение пешеходов.
«В ходе эксперимента мы увидели, что, несмотря на сужение дороги, автобус и троллейбус смогут разойтись. При этом остаётся небольшое расстояние для прохода пешеходов, — прокомментировал результаты и выводы пробного проезда первый заместитель мэра города Андрей Южаков. — Вместе с тем обращаюсь к водителям, пешеходам и велосипедистам: будьте внимательны при движении по участку, который будет ремонтироваться. С 23 апреля до конца лета дорога и тротуар будут частично перекрыты».
Интересы водителей, наблюдая за техническим экспериментом, представлял председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. Он поддерживает: предложена оптимальная схема организации движения на время ремонта, которая позволит максимально (насколько это возможно) сохранить пропускную способность на плотине ГЭС.
Напомним, что на плотине ГЭС сейчас действует ограничение скорости — 40 километров в час. Появилась информация, что для обеспечения безопасности движения совместно с ГИБДД рассматриваются варианты снижения скоростного режима на ремонтируемом участке до 20 или 10 километров в час.
Будут пробки? Придётся потерпеть. Представители муниципальной власти надеются, что жители Иркутска период временных неудобств воспримут с пониманием: решается стратегически актуальная, связанная с жизнеобеспечением города, задача.
Насколько эффективно решается — пообещал отслеживать вместе с коллегами-депутатами и председатель думы города Иркутска Евгений Стекачёв.
Все понимают: придётся адаптироваться и менять привычные маршруты. Благо сервисы вроде «Яндекс.Карт» в реальном времени отражают фактическую дорожную ситуацию и можно планировать пути объезда загруженных участков.
«Водителям нужно запастись терпением»
Алексей Шабанов, председатель правления Союза автомобилистов Сибири: «Долгое время в Иркутске не ремонтировали мостовые сооружения, а сейчас настал момент, чтобы привести их в порядок. В этом году также продолжатся работы на Академическом мосту. Конечно, водителям нужно запастись терпением, но важно понимать, что, если сейчас эти ремонты не начать, может возникнуть аварийная ситуация, а это допускать нельзя. Если учесть, что летом часть жителей уедет за город и в отпуск, транспорта в городе всё же будет меньше».