Аргументы Недели → Общество № 15 (810) 20–26 апреля 2022 13+

Врач Александр Шишонин: Если ваш ребёнок не спит по ночам и орёт, знайте – это ненормально

, 19:58

Постоянный автор «Аргументов недели» врач, кандидат наук Александр ШИШОНИН из номера в номер рассказывает читателям совершенно нетривиальные вещи о нашем теле и нашем здоровье. В прошлый раз (см. «АН» №14) он говорил о том, что многие проблемы детей – включая не только здоровье, но и проблемы с успеваемостью в школе, с психическим недоразвитием разной степени, плохим поведением – могут быть связаны со скрытой родовой травмой, и это статистически было доказано, а лечение таких детей клинически обкатано ещё во времена СССР. И с тех пор прочно забыто! Утрачено в силу того, что над современной медициной безраздельно довлеет примат таблетки и диктат фарминдустрии, а не физиологических методов лечения. Предлагаем продолжение беседы.

– Александр Юрьевич, давайте вернёмся к тому, на чём закончили в прошлый раз. Получается, однажды медицина наткнулась на огромный клад знаний и действенных лечебных практик, которым так и не сумела воспользоваться?

– Да. В 80-е годы, перед самым распадом Красной империи на кафедре детской неврологии в Казани, руководил которой врач Александр Ратнер, вылечивали такие проблемы у детей, которые не излечивали больше нигде в мире, и задавались вопросом: а к каким же специалистам попадают дети с подобными диагнозами за пределами их кафедры – в нашей стране и вообще на планете? Ведь им же ставят неверные диагнозы и только потому не вылечивают!

– О каких диагнозах идёт речь?

– О самых разных. Начиная от проблем опорно-двигательного аппарата и заканчивая отставанием в психическом развитии разной степени тяжести. А ещё близорукость, астма, СДВГ, детская гипертония, которая сейчас страшно помолодела... Ко мне, бывает, приводят на приём 12-летних детей, которым поставили гипертонию и посадили на таблетки. Ну это же ужас! Ребёнка ещё можно «починить», а не инвалидизировать с самого детства, ведь таблетки нас медленно убивают.

И ведь врач, который пожизненно сажает ребёнка на «колёса», сбивающие давление, действует в рамках протокола. За него уже всё решили, ему самому думать некогда, у него конвейер. Успевай только формуляры заполнять. Доказательная медицина своими директивами окончательно занавесила собой конкретного больного. У врача в поликлинике не остаётся времени порой даже взглянуть ему в глаза, не говоря уж о том, чтобы подумать, что с этим вот конкретным пациентом не так и почему это происходит? Может, прежде чем бездумно таблетки прописывать, поинтересоваться, в чём причина роста давления, что этот ребёнок ест, о чём он думает, какая обстановка у него дома, как проходили роды, посмотреть на его папу, на маму?..

– Так в чём же была основная упущенная идея медицинской школы Ратнера?

– Эффективность ратнеровской школы основывалась на одном факте, который настолько прост, что врачами не замечается, – анатомически питание ствола головного мозга происходит из позвоночных артерий. И потому даже незначительные подвывихи шеи при родах вызывают неврологические проблемы из-за нарушения кровоснабжения. Самое зримое (потому что самое грубое) нарушение, которое может из-за этого произойти, – ДЦП.

Сейчас многие методы реабилитации и восстановления детей с ДЦП основаны на физической работе с проявленными клиническими симптомами. Например, при болезни Литтла (одна из форм ДЦП, когда не работают ноги) упражняют ребёнку ноги и даже добиваются каких-то клинических результатов. Но саму причину болезни – травму в шее, полученную во время родов, – не устраняют. Ратнер первым догадался, что работать надо с шеей, и пока он был жив, его школа расцветала, показывая неплохие результаты. Но ДЦП – это отдельная тема, в процентном отношении не слишком многочисленная, слава богу. Гораздо больше встречается мелких скрытых травм, не выявляемых педиатрией. Они себя проявляют по-разному, и я хочу дать ряд некоторых тревожных признаков, который должен заставить родителей насторожиться.

Итак, если ваш недавно родившийся ребёнок не спит по ночам, орёт, знайте – это ненормально. И это значит, что центр сна, который тоже находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью, плохо функционирует. Младенец должен просыпаться только для того, чтобы поесть. Поел и снова уснул – так происходит у нормального ребёнка! Если же этого нет, а педиатр ребёнка осмотрел и не обнаружил проблем с животиком, температурой, диатезами, не нашёл инфекций в складках на коже, значит, остаётся одно – родовая травма шеи.

Дальше. У нормального младенца должен быть хороший аппетит, поскольку организм растёт и развивается. А если он постоянно срыгивает, значит, вашего ребёнка постоянно подташнивает. То есть у него повышенное внутричерепное давление, потому что нарушен венозный отток из головы из-за проблем с шеей: шею слегка свернули во время родов, чуть пережав вены сместившимися позвонками.

Время идёт, ребёнок растёт, родители вешают ему в кроватку игрушки-погремушки, чтобы познавал мир через тактильные ощущения и развивал при помощи мелкой моторики когнитивные способности. Но, если у младенца нарушен кровоток шейных сегментов спинного мозга, нервы плечевого сплетения, берущие своё начало как раз в шейных сегментах, будут работать некачественно. Мы получим так называемые «вялые руки», недостаточную чувствительность, низкую активность. И соответственно, искажение информации, которая приходит через пальчики в мозг. Отсюда плохое психомоторное развитие, то есть попросту – задержка в развитии. Такой ребёнок может начать поздно говорить. И это тоже один из тревожных признаков.

У нас сейчас в обществе почему-то утвердилось мнение: мол, ничего страшного, что ему уже два года, а он не говорит, мальчики якобы и должны позже начинать говорить, чем девочки… Всё это глупости. Даю ориентир: если ваш ребёнок после года и двух месяцев «мама» или «папа» не говорит, если он в два года не общается с вами членораздельными предложениями, нужно бить в набат, потому как налицо явное отставание в развитии.

Ещё один тревожный признак – кровотечения из носа. Если вы видите утром на подушке ребёнка кровь, самое время встревожиться. Так проявляет себя высокое внутричерепное давление. Эти два симптома – кровотечения из носа и позднее говорение – часто совпадают.

Но нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и к ногам. И если вашему ребёнку год, а он ещё не ходит, тоже надо бы всполошиться. И не верьте неврологам, которые вас будут утешать, мол, попозже пойдёт. Нет! Такое нарушение в координации говорит только об одном – об отставании в развитии, как ни печально это звучит.

– Пардон, что прерываю, но вы сказали «нарушение в координации». А может такое нарушение в координации лет через двадцать, тридцать или сорок привести к началу аутоиммунных процессов, например к прогрессированию рассеянного склероза, который тоже начинается с нарушения координации? Если вопрос глупый, прошу прощения!

– Нет, вопрос отличный. В Новой Зеландии проводили так называемый Данидинский эксперимент, который назвали по имени города, в котором его проводят – Данидин. Эксперимент начался давно и длится несколько десятков лет. Там клинически наблюдали всех новорождённых, чтобы определить, как начало их жизни скажется на их будущем. Выяснилось, что у детей, у которых в детстве выявили нарушения в кровоснабжении головного мозга, связанные с родовой травмой, в разы чаще развиваются, во-первых, психические болезни – шизофрения и некоторые формы аутизма, а во-вторых, была показана корреляция между кислородным голоданием мозга и аутоиммунными заболеваниями, например диабетом первого типа!.. Кстати, об аутизме. Ко мне часто попадают дети, которым ставят этот диагноз под вопросом – потому что ребёнку, например, пять лет, а он плохо говорит, замкнут, поведение странное. И оказывается, что вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь ему шею, откроешь кровоток в мозг – и «аутизм» проходит…

Но Данидинский эксперимент выявил ещё одну любопытную зависимость, о которой мы поговорим в следующий раз…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram