Нижегородцы в очередной раз возмущаются «корректировкой» платы за отопление.
Население взывает о помощи
Недавно в нашу редакцию поступило письмо на актуальную для большинства нижегородцев тему:
«Я бы хотел попросить вас осветить проблему “перетопов” квартир многоквартирных домов. Это дополнительные выплаты за отопление к тем значительно большим суммам, которые мы ежемесячно получаем в квитанциях ЖКХ. Я считаю, что система “перетопов” придумана чиновниками для решения своих финансовых проблем за счет населения в связи с потерями теплоэнергии при ее передаче в дома.
Бержигалов Владимир Павлович, 82 года, ветеран труда».
Подобные обращения идут и в другие СМИ, немало их и в социальных сетях. Вот одно из типичных, в паблике «Типичный Нижний Новгород»:
«Получили квитанции за отопление и были шокированы: перерасчет за год составил почти 3000 рублей! И это по всем квартирам! У нас дом состоит из одного подъезда, никогда таких адских цифр не было! В Теплоэнерго не дозвониться. Где взять такие деньги пенсионерам, детям и работающим за копейки людям после 45 лет? А это – основной контингент нашего дома!
Откуда такие суммы? В соседнем доме сумма перерасчет составила в районе 300 рублей, а там три подъезда и общая сумма составляет 30 000 рублей, а нам выкатили 100 000. Откуда? Наш адрес улица Акимова, 42. Просим помочь разобраться в этой ситуации или подсказать, куда обратиться».
Проблема для нашего региона не нова, и ее не раз уже поднимали местные СМИ. Однако воз и ныне там. Вот и в этом году платежки с существенной переплатой за тепло в январе получили сначала жители области, а мартовским платежам неприятно удивились уже жители Нижнего Новгорода.
У начальства все по закону
Тепловики периодически объясняют неразумным нижегородцам, что корректировка на основании общедомовых показаний приборов учета производится ежегодно: в течение календарного года нижегородцы платят за отопление исходя из объемов потребления в прошлом году. Если суммарно в течение 12 месяцев жители оплатили меньше, чем показал прибор учета, то разница выставляется в качестве доначисления, а если больше, то поставщик тепла возвращает эту разницу в пользу потребителя.
По мнению тепловиков, причинами корректировки в сторону увеличения платы за отопление могут стать несанкционированное снятие сужающих устройств, несоблюдение сроков поверки общедомовых приборов учета или их неисправное состояние в течение отопительного сезона. А это уже компетенция ДУКов.
По информации регионального министерства энергетики и ЖКХ, продолжительность отопительного сезона в 2021 году была от 1 до 10 дней дольше, чем в 2020-м, в зависимости от сроков подачи теплоносителя к жилым домам. Больше того, в Нижнем Новгороде в 2021 году температура воздуха в отопительный сезон (январь–май, сентябрь–декабрь) была в среднем на 3,5 градуса ниже, чем в 2020 году. Ну и чего вы от нас еще хотите, отмахиваются чиновники.
В министерстве особо подчеркивают, что на корректировку влияют исключительно объемы потребления тепла в каждом многоквартирном доме. Потери теплоносителя между котельной и жилым домом, нештатные ситуации на ежегодном перерасчете не сказываются. Это к вопросу в письме нашего ветерана о переплате за теплопотери.
Тепловикам вторит и областная госжилинспекция. Все у ресурсников, дескать, правильно и по закону. А если что непонятно, спрашивайте – все разъясним. А вот с вопросами о правомерности суммы перерасчета опять обращайтесь в ДУК или к поставщику тепла. Как говорил один из бывших руководителей Нижнего Новгорода, в рамках действующего законодательства мы можем это себе позволить. Такой вот замкнутый круг получается, и вырваться из него населению пока не удается.
Добиться перерасчета нынче непросто
Есть еще возможность, больше теоретическая, порешать вопрос с «перетопом» в квартире в индивидуальном порядке. Когда в квартире слишком жарко (более 25 °С), потребитель имеет право составить акт и обратиться с заявлением о перерасчете. Право-то он имеет, а вот хватит ли у него сил и терпения на эту процедуру?
Сначала надо уведомить о проблеме (в письменной форме или устно) аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Сообщение подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер зарегистрированного им сообщения и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины «перетопа» (не связанные с аварией), он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки.
По окончании проверки составляется акт. В нем указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения, использованные в ходе проверки инструменты (например, термометр), выводы о дате и времени начала изменения параметров теплоснабжения.
Время проведения проверки: не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении, если с потребителем не согласовано иное время. В случае отсутствия проверки в назначенный срок потребитель вправе составить акт проверки самостоятельно. Акт должны подписать не менее двух потребителей и председатель совета многоквартирного дома.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвующих в проверке, и подписывается ими. Один экземпляр акта передается потребителю, второй остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются другим лицам, участвующим в проверке (например, представителю тепловиков).
При уклонении кого-либо из участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами (например, соседями по дому). После устранения причин нарушения УК обязана удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого составляется и подписывается еще один акт – о результатах проверки по итогам устранения причин нарушений. Новый акт подписывается исполнителем и двумя незаинтересованными лицами, составляется также в двух экземплярах, один из которых передается потребителю. И на основании результатов всей этой волокиты потребителю может быть сделан перерасчет. Если и после всего этого толку нет, остается обращение в суд, где волокиты не меньше. Далеко не каждый способен на такие подвиги.
Проблема решаема, но не сдвигаема
«В нашу организацию поступает немало обращений на эту тему, – комментирует сложившуюся ситуацию председатель региональной общественной организации “Защита прав потребителей в сфере ЖКХ” Наталья Шартанова. – Проблема вполне решаема на областном уровне. Мы уже не раз обращались к губернатору с требованием отмены непрозрачных и кабальных для населения двухставочных тарифов Теплоэнерго и пересмотра их в сторону снижения. Однако наши обращения остаются без ответа.
Недостаточно активно в отстаивании своих прав и само население. Сказали ему власти, что зима была холодная, и госжилинспекция подтвердила – оно и проглотило. Сыграл свою роль и тот факт, что ресурсники раскидывают тысячные суммы перерасчета на 10 месяцев. А месячные доплаты в 200–300 рублей уже не так режут глаз. Без массовых обращений в соответствующие властные и правоохранительные органы эту проблему не сдвинуть».
Попробовал сдвинуть эту проблему с места и депутат Госдумы от партии «справедливороссов» Дмитрий Кузнецов. И запрос о творящихся безобразиях в сфере ЖКХ и завышенных тарифах в областную прокуратуру отправил с требованием снизить плату за тепло, которая одна из самых высоких в стране. И даже фильм, разоблачающий тепловиков, снял. Однако и тут положительного для населения результата пока не наблюдается.
В тылу должно быть спокойно
Ухудшается с каждым годом и ситуация в сфере ЖКХ в целом. Основной уставной целью частных ДУКов является получение максимальной прибыли от своей деятельности, а не оказание качественных услуг населению. В оперативной хронике правоохранителей не редкость информация о необоснованно завышенных тарифах на содержание жилья ДУКами, непредоставление отчетов, фальсификация протоколов собраний собственников жилья, коррупционные отношения с подрядчиками. Не гнушаются коррупции и ресурсники. Еще на памяти у нижегородцев громкие уголовные коррупционные дела в отношении руководства тепловиков и Водоканала.
Местные власти сегодня практически не имеют реальных рычагов воздействия на частные ДУКи, собственники которых нередко находятся за пределами региона и получают только «оброк» с подконтрольных территорий. Некоторые руководители районов, осознавая это, начинают избавляться от таких «помощников», создавая муниципальные предприятия по обслуживанию местного ЖКХ. Такие предприятия, в частности, уже созданы в Выксе и Дзержинске.
Нынешняя внешнеполитическая и внутренняя экономическая ситуация логично подводят к неотвратимости национализации этой жизненно важной сферы. Когда страна в кольце жестоких врагов и в удавке экономических санкций, тыл и системы жизнеобеспечения должны быть крепкими как никогда. Должна это осознавать и региональная, и городская власть, которой вполне по силам решение проблемы с той же корректировкой платежек за отопление. Никто не мешает отменить кабальный двухставочный тариф и провести независимую экспертизу его составляющих. Пока же из-за хотелок ресурсников грубо нарушается законный размер предельного роста тарифов за услуги ЖКХ. Нарастает социальная напряженность населения, которое еще не отошло от значительного пандемийного и санкционного роста цен на социальные товары. А ведь такого роста власть обещала не допустить. Для нее было бы неплохо, если народ снова только побухтит и смиренно успокоится. А если нет? Как в свое время на Автозаводе.
Обстановка нынче фронтовая, и за создание в тылу очагов социальной напряженности по головке точно не погладят.