Аргументы Недели → Общество № 14 (809) 13-19 апреля 2022 13+

Врач Александр Шишонин: Родовая травма - самая распространённая болезнь на планете

, 19:15

Постоянный автор «Аргументов недели» врач, кандидат наук Александр ШИШОНИН из номера в номер рассказывает читателям совершенно нетривиальные вещи о нашем теле и нашем здоровье. Его взгляд переворачивает все привычные представления о медицине и даёт новое, порой совершенно неожиданное понимание причин многих болезней. И что самое важное, своей многолетней практикой он подтверждает правоту своих идей. С этого номера начинается новый цикл бесед – о детях. Которых мы нарожали и теперь с ними мучаемся.

– Все люди хотят иметь детей и рано или поздно их заводят. Поэтому сразу вопрос: как правильно обращаться с детьми, чтобы и у них, и у нас была счастливая здоровая жизнь, полная радости, а не огорчений? А больше всего огорчений, как известно, нам доставляют болезни детей…

– А ещё их плохая успеваемость, побеги из дома, неадекватное поведение. И это всё напрямую связано с проблемами здоровья! Равно как и отставание в развитии, которое может сломать жизнь, разрушить семью и является огромной бедой для множества родителей...

Даже к самым простым приборам прилагаются инструкции, не говоря уж о телевизорах и автомобилях, причём для машины инструкция представляет собой целую книгу. Человек устроен на много порядков сложнее машины, особенно человек маленький, потому что он растёт, не зря в мединститутах педиатрические факультеты считаются самыми трудными. А детей нам в роддоме выдают без всякой сопроводительной документации и гарантий – что родили, то и получите! Возврата не предусмотрено. Любой брак – ваш. Поэтому заботиться о своём будущем потомстве нужно задолго до его рождения и не ослаблять внимания потом многие-многие годы. Считается, что помогать родителям в формировании маленького человека должны другие люди, особо обученные специалисты с соответствующими образованиями – воспитатели, педагоги, врачи… Но вы же знаете, своя рубашка ближе к телу, и, если хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам, не делегируя ответственности, поскольку по большому счёту ваши дети нужны только вам, а чужим людям они по барабану.

– Неутешительно, увы, но житейски верно подмечено. Однако хотя и понятно, что родителям болезни детей нужны как пятое колесо в телеге, как они, не будучи специалистами, могут помешать развиться болезни? И что означает фраза «заботиться о потомстве нужно задолго до его рождения»?

– Этого мы коснёмся позже, воспитание нерождённых – отдельная песня. А пока отвечу на ваш первый вопрос. Предвестники многих детских болезней родители могли бы засечь заранее по некоторым признакам, как большой пожар видно по далёкому зареву. Но они про это не знают, и это незнание приводит к тому, что ребёнок оказывается у врачей слишком поздно, когда помочь ему сложно или уже невозможно. А ведь чем раньше начнёшь разбираться с болезнью, тем легче её победить… Но есть и ещё одна причина, по которой врачи во многих случаях не помогают, – они просто не понимают, что происходит, или вообще не видят никаких проблем, называя нормой, например, плохую успеваемость, не считают её проявлением отставания в развитии.

Вот только пара примеров для пояснения сказанного, потом дам больше таких примеров и советую молодым родителям отслеживать наши беседы и записать себе куда-нибудь в тетрадочку тревожные признаки, которые я буду называть…

Если ваш ребёнок плохо успевает в школе в младших классах, попросите его присесть. Как он это сделал? Ребёнок должен приседать на полную стопу. Если он присел и пятки оторвались от земли – это мой клиент! И нужно срочно им заниматься, пока плохая успеваемость не перешла в необратимое отставание (которое потом обернётся отставанием в жизни). Собственно говоря, плохая успеваемость – уже неврологический признак умственного недоразвития в лёгкой форме. Обычно на это не обращают внимания: «Ничего страшного, доктор, мы сами не гении, папа троечник был, работает на заводе, мама тоже звёзд с неба не хватает. Ну и ребёнок у нас такой же…» И это ошибка! Тут дело не в отсутствии способностей, здесь проблема именно клиническая. Запомните – здоровый ребёнок должен учиться на хорошо и отлично и делать это легко.

Ещё признак. Обратите внимание, есть ли у вашего дошкольника или школьника младших классов плоскостопие. Его быть категорически не должно! Да и откуда ему взяться у такого маленького человека, если нет каких-то органических поражений в регуляторном аппарате организма, то есть в мозгу? Забегая вперёд, скажу, что наряду с плоскостопием отрыв пяток во время приседания – это два (из множества) признака гипоксии задних отделов мозга. Да, представьте себе, такой простой тест выявляет такую непростую проблему! Именно неправильная работа мозжечка и приводит к тому, что присевший на корточки ребёнок не может поймать равновесие на полной стопе, и у него имеются дефекты развития голеностопа в виде плоской стопы.

– Тогда в чём причина этой самой гипоксии и какая вообще связь между мозгом и плоскостопием? Шестое чувство подсказывает мне, что за этим скрывается какая-то великая медицинская тайна.

– Именно так. Про плоскостопие я ещё объясню позже, а сейчас я вам расскажу одну удивительную историю, в которую трудно поверить, но тем не менее это правда. Горькая и странная правда закулисья нашей медицины.

Жил-был в Казани ещё в 60–80-х годах прошлого века известнейший детский врач, основатель кафедры детской неврологии Александр Юрьевич Ратнер. Он с коллегами открыл и клинически подтвердил довольно неожиданные вещи. На кафедре Ратнера занимались натальными (то есть родовыми) травмами центральной нервной системы разной степени тяжести и обнаружили, что большинство детских проблем связаны именно с этим. Фигурально выражаясь, перед первопроходцем Ратнером там, где никто не рассчитывал его обнаружить, открылся целый новый материк болезней, о коем никто раньше даже не подозревал, хотя он был у всех под носом. Оказалось, что родовая травма является самой распространённой болезнью на планете, и она одновременно – корень сотен других вырастающих из неё, словно ветки, болезней.

Дело в том, что у ребёнка главную роль играет ствол головного мозга, который управляет развитием всего организма. То есть общее физическое и умственное развитие ребёнка целиком зависит от того, насколько качественно кровоснабжается ствол головного мозга, роль которого видна даже анатомически – у младенцев огромный затылок, где и размещается вся регулировочная автоматика. И любые, даже самые маленькие нарушения кровотока в стволе головного мозга ведут к нарушениям развития разной степени тяжести. Которые могут преследовать человека всю жизнь. И даже убить его на двадцать лет раньше положенного срока – например, он умрёт в 60 лет от инсульта, а не в 80, как ему на роду написано. Вскрытие взрослых людей, умерших от инсультов, подозрительно часто демонстрирует сужение одной или двух позвоночных артерий. И это не врождённая особенность, а как раз тот самый результат перенесённой в детстве травмы, которая никак (или почти никак) не проявляла себя по жизни, но сработала как мина с часовым механизмом, заложенная уже при рождении.

Эти натальные травматические нарушения могут быть серьёзными и проявляться в виде ДЦП, такие сразу видно и про них всем известно. Но Ратнер и его команда доказали, что существует во много раз большее (!) количество скрытых родовых травм, которые в начальный период жизни, пока младенец ещё не говорит, не ходит и не учится, совершенно не видны, не оценены клинически и потому не устраняются, не лечатся и даже не признаются за существующие! Но потом они проявятся самым драматичным образом – обычно, когда уже слишком поздно. И родители вдруг видят, что их ребёнок поздно стал ходить и говорить, плохо успевает в школе, неусидчив, склонен убегать из дому в подростковом возрасте.

Как я уже сказал, положение усугубляется тем, что врачи не знают про это, потому что со смертью Ратнера его школа рассеялась, и тот гигантский банк знаний, который в ней был накоплен, ныне практически утрачен. И мне даже трудно винить в этом врачебное сообщество, поскольку вся система медицинского образования за последние полвека медленно и незаметно, словно огромный корабль, повернулась по ветру фарминдустрии, заменив путеводный курс клинического мышления курсом «доказательной» медицины, при котором думать самому не нужно – за тебя уже подумали другие дяди, проведя двойное слепое рандомизированное исследование. Куда уж лучше! Тебе, как роботу, нужно только исполнять протокол – прописать нужные таблетки в соответствии с полученными анализами.

– Насчёт засилья таблеток согласен, но всё же вы говорите неожиданные вещи. О каких родовых травмах, которые могут оказать влияние на всю судьбу человека, идёт речь? Это требует определённых пояснений.

– Которые мы и дадим в следующей части беседы!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram