> Первый губернатор Чукотки Александр Назаров: Абрамович пытается купить украинские активы - Аргументы Недели

//Общество 13+

Первый губернатор Чукотки Александр Назаров: Абрамович пытается купить украинские активы

№  () от 12 апреля 2022 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

Мевлют Чавушоглу, Реджеп Тайип Эрдоган и Роман Абрамович (слева направо). Фото РИА Новости

Кому люди Абрамовича продали все золотые и нефтяные богатства Чукотки, когда он был губернатором этого полуострова? Как Роман Аркадьевич пробрался во власть? О чём депутат Абрамович договаривался с Мадлен Олбрайт? Кому на откуп отойдёт Украина после завершения специальной военной операции? Что общего у украинского олигарха Коломойского и Абрамовича? Почему российские вооружённые силы почти не бомбят Днепропетровск? Обо всём этом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает первый губернатор Чукотки, управлявший полуостровом с 1991 по 2000 год, Александр НАЗАРОВ.

 

Золотая Чукотка

– На переговорах с украинской делегацией в Стамбуле случилась неожиданность – фотографы запечатлели находящегося там Романа Абрамовича рядом с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Что там делает этот гражданин Израиля и Португалии? И как этот товарищ оказался губернатором Чукотки, сменив на этом посту вас, возглавлявшего Чукотку с советских времён до 2000 года?

– Чукотское губернаторство – это короткий период его деятельности. С точки зрения бизнеса нам у этих людей надо учиться. Их метод прост – вхождение во власть какого-то региона, который они потом окучивают и получают с этого хороший доход. Так и было на Чукотке.

– А как такие люди заходят во власть регионов?

– Разными путями, в том числе и грязными. Хотя иногда и чистыми. Это можно сказать и о Ходорковском, и о Потанине, и о многих-многих других.

– Какой бизнес на Чукотке закрутил Абрамович?

– Он и его люди очень выгодно продали ряд месторождений.

– Кому?

– За рубеж. Ещё в мою бытность губернатором открыто много месторождений, самым крупным из которых было Майское. Это направление курировал ещё Николай Рыжков. Можно ещё назвать месторождение Песчанка, которое продали за миллиард долларов некоей структуре из Казахстана. Или, скажем, месторождение Купол, задачу по которому ставил лично я, потому что требовалось побыстрее перейти на рудное золото. Весь этот бизнес по продаже месторождений люди Романа Аркадьевича очень неплохо подняли и раскрутили. Но, прежде чем возглавить Чукотский автономный округ и взять в руки его богатства, Абрамовичу надо было засветиться. Он сначала был простым депутатом Государственной думы от Чукотки. И только потом пошёл на повышение.

– То есть он отжал золотые месторождения и сегодня ни одно из них не принадлежит Российской Федерации?

– Ни одно. Была такая шахта под названием Беринговская. Колоссальные залежи угля. В своё время, в Советском Союзе, мы продавали уголь из Беринговской шахты в Японию. Это был очень хорошо отработанный бизнес. Сейчас эта шахта продана австралийцам.

– Тоже Абрамович?

– Скажем так – при нём. Чукотка – непростая территория. Это золотая земля. Там есть и другие месторождения. Плюс нефтяные залежи. В советское время за Берингов пролив шла настоящая война. Мы пролив отстояли. И после этого провели исследование и нашли одно из крупнейших морских месторождений нефти между островом Врангеля и Чукотским полуостровом. Плюс газ, которым начали заниматься структуры «Сибнефти», которые контролировал Абрамович. У них был достаточно прагматичный подход. Роман очень коммуникабельный человек. Будучи депутатом Государственной думы, он встречался с госсекретарём Соединённых Штатов Америки. Тогда этот пост занимала Мадлен Олбрайт. Программа захвата бизнеса подразумевает любыми путями, но взять. Не важно, залоговые это аукционы, политическое лоббирование, коррупция или шантаж. Цель должна быть достигнута любой ценой. И эта программа у наших бизнесменов в голове так и осталась с тех времён. Чувство меры давно утрачено. Это и есть та самая «пятая колонна», про которую говорил президент. И её надо остановить.

 

Кому нужна «Азовсталь»?

– Так что эта «пятая колонна» забыла в Стамбуле во время переговоров? Украинцы говорили, что он коммуникатор и обеспечивал логистику. Но мы все видели, что украинская делегация прилетела из Польши на военном самолёте турецких ВВС. Каким боком тут Роман Аркадьевич?

– Есть на Украине такие персонажи, как Коломойский, Пинчук и Ахметов.

– Это украинская «пятая колонна».

– Совершенно верно. На них замкнута вся украинская бизнес-система. Смешно слышать, когда говорят, что Зеленский что-то решает. Зеленский – продукт этой троицы. В большей степени Коломойского.

– Так Абрамович-то при чём?

– Так Коломойскому же надо кому-то сейчас продавать свои активы, пока они окончательно не превратились в тыкву.

– Поясните.

– Коломойский прекрасно понимает, что у него всё заберут. Так лучше за какие-то деньги, чем задаром. Вот и нашёл покупателя в лице Абрамовича.

– А Абрамович такой дурачок покупать у него неликвид?

– Почему дурачок? Он как раз не дурачок. В обозримом будущем на Украину должен прийти наш бизнес. «Татнефть», например, должна вернуться. В своё время там, в Лисичанске, работала ТНК. То есть в какой-то период времени наши бизнес-структуры там очень серьёзно работали и развивали инвестиционные проекты. Их потом просто оттуда выдавили. И они только и ждут, чтобы вернуться на этот рынок.

– То есть вы хотите сказать, что Украина после денацификации и демилитаризации будет отдана на откуп нашим богачам?

– Я не думаю, что президент это позволит. Другое дело, что за их счёт попытаются спасти хоть какой-то бизнес на Украине, а не вернуть её в дикие 90-е с периодом начального накопления капитала и связанных с этим бандитизма и беспредела.

– Но там же разруха. Взять практически уже не существующий комбинат «Азовсталь». Когда-то крупнейший в Европе современный металлургический комбинат. Его ровняют с землёй артиллерией и авиацией. Кому его можно продать?

– А почему нет?

– Но это же пустое место.

– Комбинат «Азовсталь» в советское время был построен за три года! А восстановить можно быстрее. Тем более что есть люди, трудовые ресурсы и специалисты. Его надо восстанавливать, и он должен принадлежать России.

– Сейчас это территория Донецкой народной республики. И если его национализировать, то он будет принадлежать ДНР.

– Процедура будет такая же – национализация, потом выставление на конкурс и восстановление.

 

Волшебник с деньгами

– А что Коломойский продавал Абрамовичу, как вы думаете?

– Продажей это трудно назвать. Это попытка спасти хоть что-то и получить за это хоть какие-то деньги. Коломойский в панике, он может лишиться абсолютно всего. И тут появляется Абрамович. Зеленский заявляет, что доверяет только ему. Но кто Зеленского вообще спрашивает? Он пустышка. Врун, болтун и хохотун, которому теперь не до смеха. Он озвучил то, что ему было велено сказать. А украинской троице нужно спасти хоть что-то. Почему Коломойский так просит – не бомбите Днепр! Я всё продам и отдам! Только не бомбите! Ребята понимают, что изменение системы и новая власть неминуемы. И тут появляется волшебник Абрамович. У него своя сложная ситуация. На него идут гонения в Англии, там уже его заставляют всё продавать и закрывать бизнес. И ему надо срочно куда-то вкладывать появившиеся деньги.

– То есть надо ждать торжественного возвращения Абрамовича в Россию?

– А куда ему деваться? Кому он за границей нужен?

– Тут возникает встречный вопрос – а чего это он отсюда сбежал и приобрёл гражданство аж нескольких стран? Какой у него бизнес остался в России?

– Рома есть везде. «Майкрософт» никуда не делся.

– Хотите сказать, что Абрамович акционер «Майкрософта»?

– Да. И ещё много чего. Он везде понемножку вкладывался.

– Ну ладно, «Майкрософт» – американская компания. А в чисто российском бизнесе, в каком-нибудь производстве он присутствует? Не банковский сектор, а что-то реальное – нефтянка, металлургия?

– Нет, оттуда он ушёл. Он сосредоточился на инвестициях. В культуру немало вкладывает. Но он из России не ушёл и никогда не уйдёт. Зачем ему бросать офис возле «Балчуга» и куда-то бежать? Он понимает, что, кроме России, его больше нигде не примут.

– А где сейчас его огромные корабли?

– Не знаю, это его проблемы. Мордашов свою яхту уже пригнал во Владивосток. Может, и Абрамович туда же свои перегонит. Мне это не очень интересно. Гораздо интереснее то, что мы с вами будем свидетелями очень интересных событий, которые будут происходить при подъёме экономики Украины. Ведь химпром и всё остальное, что построено на Украине в советское время, – это огромнейшие программные объекты, которые давали Украине потенциал развития и в промышленном плане, и в плане земледелия. Я думаю, это нельзя бросать на откуп кому бы то ни было. Ни Абрамовичу, ни Потанину, ни кому-то ещё.

– А при чём тут Потанин?

– Он тоже один из потенциальных инвесторов, у него денег много. Но восстановление и развитие Донбасса и Украины должны идти под контролем государства, и программный документ по этому направлению должен быть тщательнейшим образом подготовлен и проработан. Если уж делать инвестиции, то за счёт нашего бизнеса. Можно использовать наши «Татнефть» или «Роснефть». Почему бы не использовать агропромышленный комплекс, который сегодня на подъёме? А за счёт Украины этот подъём может быть ещё выше. Это должна быть очень точечная, выверенная и очень краткосрочная программа.

– В общем, появление Абрамовича на украинском горизонте вас не удивило.

– Нет. Не он, так кто-нибудь ещё должен был появиться. Этим ребятам с Украины уже ничего не светит, они свою партию проиграли и теперь пытаются спасти хоть что-то.

– Да, Коломойскому и Ахметову, которые финансировали националистические батальоны, надеяться теперь точно не на что. Только на Романа Аркадьевича, волшебника с чемоданом свободных денег.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте