Совсем недавно владельцы сети общественного питания McDonald’s сделали заявление о приостановке своей деятельности на территории РФ. Большинство точек «Макдоналдса» в России, действительно, закрылись, но, как выяснилось, далеко не все.
Пока на территории РФ «Макдональдс» закрывает только точки, находящиеся под управлением международной корпорации McDonald’s. Это около 80% от всех заведений «Макдоналдса», находящихся в России. Остальные 20% работают по франшизе. То есть, каждая пятая точка сети быстрого питания продолжает работать в российских городах.
Мы встретились с адвокатом, председателем челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андреем Коршуновым и обсудили, чем запомнился «Макдоналдс» жителям Южного Урала.
— Андрей Геннадьевич, американская корпорация McDonald’s, работающая в сфере общественного питания, крупнейшая в мире сеть ресторанов этой отрасли, работающая по системе франчайзинга..Но мало кто знает, что кроме вкусной жаренной картошки «Макдональдс» лидирует и по количеству судебных тяжб, связанных с его деятельностью…
— Да, это так. В конце семидесятых годов прошлого века компания начала развивать обслуживание клиентов прямо в автомобилях, и со временем такая форма обслуживания начала давать более половины выручки системы McDonald’s. Вскоре выяснилось, что с 1982-го по 1992-й годы было более 700 обращений в суды от людей, получивших ожоги кофе из «Макдоналдса». 700 ожогов за 10 лет! И за эти 10 лет суммарная компенсация пострадавшим составила $500 000.
— Существует мнение, что для желающих прожить долгую и безбедную жизнь не работая, эта возможность может послужить руководством к действию! Люди по всему миру кинулись подавать в суд на закусочные сети «Макдоналдс» по самым глупым поводам и начали выигрывать миллионы долларов! Посмотрите только, с какими безумными претензиями они и сегодня обращаются в суд.
— В США некоторое время существовала даже так называемая «Премия Стеллы» (The TRUE Stella Awards), которой награждали за самый нелепый судебный иск. Этой историей американской пенсионерки Стеллы Либек любят иллюстрировать термин «потребительский экстремизм». Это когда покупатель специально пытается заработать за счет предприятия. И он злоупотребляет правами, чтобы причинить вред или вынудить компанию откупиться.
Название этой премии происходит, как уже ясно, от имени ставшей знаменитой американской пенсионерки Стеллы Либек. Она стала известна на весь мир тем, что в 1992 году пролила на себя горячий кофе, купленный в «Макдоналдсе», в результате чего получила сильные ожоги. А спустя какое-то время пострадавшая начала судебные тяжбы и в итоге высудила с подвернувшейся под горячую руку сети всемирного общепита значительную сумму денег. Вся эта история потрясла помешанное на деньгах американское общество. Широкое обсуждение судебного процесса имело место во многих СМИ, в итоге появилась Премия.
— Это, действительно, очень известная история. И я хочу лишь напомнить, что в 2011 году вышел документальный фильм «Горячий кофе», в котором популярно рассказывалось, как целые отделы высокооплачиваемых юристов выгораживают корпорации, а СМИ, которые зависят от рекламы, педалируют нужные этим компаниям точки зрения. Фильм рассказывал о гражданско-правовой системе США, позволяющей отсудить у корпорации миллионы долларов за кружку горячего кофе. Но самое интересное, что компания решила бороться с такими прецедентами необычным методом. В этой истории они постаралась выставить себя жертвой.
— Проверенная система обработки населения отлично работала, и людей действительно смогли убедить, что Стелла Либек — жадная и беспринципная старуха, которая мечтала разбогатеть за чужой счет. Мол, она ехала в машине, пролила на ногу немного кофе и сразу побежала в суд. Выиграла дело и стала очень богатой. Все было не совсем так.
В «Макдоналдс» бабушку привез внук. За 49 центов она купила чашку кофе и села на пассажирское сидение в припаркованной у ресторана машине. 79-летняя Стелла сняла крышку кофе, чтоб добавить сахар, но пролила горячий напиток на себя. Старушка получила ожоги третьей степени. Она не отрицала, что виновата сама, но температура кофе, по ее мнению, оказалась слишком высокой.
Стелла попала в больницу, где ей пришлось пересаживать кожу. Находясь там, она потеряла девять килограмм веса (похудела до 37,6 кг), а само лечение продлилось два года.
Имеющаяся страховка Medicare не покрывала все затраты. Тогда семья Либек обратилась к руководству «Макдоналдса» и попросила оплатить недостающую сумму на медицинские расходы в размере $20 000, но компания согласилась только на $800.
— Кофе, действительно, был слишком горячим?
— Уже во время судебного процесса установили, что стандартная температура кофе в ресторанах «Макдоналдс» составляет от 82 до 88 градусов. Этого вполне достаточно, чтобы за 3 — 7 секунд вызвать ожог третей степени.
По делу Стеллы присяжные взыскали с «Макдоналдса» двухдневную выручку от кофе со всей сети ($2,86 миллиона). Судья посчитала эту сумму слишком высокой и остановилась на $480 000. Плюс $160 000 компенсации морального ущерба. Итого: $640 000.
Компанию к тому же обязали изменить температуру кофе и добавить крупную надпись с предупреждением на стаканчик. Теперь рекомендуемая температура 80 — 90 градусов, что, как вы понимаете, не сильно отличается от прошлого значения.