С 10 марта по техническим причинам составы скоростных поездов «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород будут заменены на пятивагонные электропоезда «Ласточка» в комплектации «Стандарт», сообщили в РЖД.
На маршруте будут курсировать 5 пар скоростных поездов № 701/702, 703/704, 705/706, 707/708, 709/710. Отправление из Москвы в 6:32, 10:35, 13:58, 15:40 и 20:15. Из Нижнего Новгорода – в 7:45, 11:05, 15:38, 18:57 и 20:11.
Для комфорта пассажиров в пути следования «Ласточки» оснащены системами климат-контроля с обеззараживанием воздуха, светодиодным освещением, биотуалетами и информационными табло. Поезда адаптированы для перевозки маломобильных пассажиров. В них предусмотрены подъемники для инвалидных колясок, позволяющие осуществлять посадку/высадку с низких платформ, имеются места с креплением для инвалидных колясок.
«Стриж» – это товарное название скоростных поездов локомотивной тяги, приобретенных ОАО «РЖД» у испанской фирмы Talgo Intercity, для эксплуатации на российских и европейских железных дорогах. Является адаптированным к России проектом испанского поезда Talgo Intercity, который с успехом используется на железных дорогах Европы.
Для России были закуплены только промежуточные вагоны Talgo (модель Talgo 9) для использования в поездах с локомотивной тягой. В качестве локомотивов используются отечественные электровозы ЭП20, ЭП2К и ТЭП70БС. Ведомые локомотивом ЭП20 поезда способны развивать максимальную скорость 200 км/ч.
Скоростные «Стрижи» на маршруте Нижний Новгород – Москва заменили высокоскоростные «Сапсаны» весной 2015 года.
Семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка» было создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги». Электропоезда ЭС1 и ЭС1П – двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП – постоянного тока 3 кВ.
Электропоезда ЭС1 производились заводом Siemens в Крефельде (Германия), а ЭС1П, ЭС2Г и ЭС2ГП – заводом «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Россия) по лицензии Siemens. По состоянию на начало 2022 года выпущено порядка 260 составов «Ласточка» всех разновидностей. Большинство из них находится в пассажирской эксплуатации, значительная часть поездов используется как межрегиональные или пригородные экспрессы или городские поезда (ЭС2Г), часть составов эксплуатируется как пригородные.
Технические причины, из-за которых производится замена не разглашаются, но, по мнению специалистов они связаны с тем, что часть работ по обслуживанию поездов «Ласточка» и их оборудования производилась с участием специалистов фирмы-разработчика (Talgo). В условиях объявленных Западом антироссийских санкций испанская фирма приостановила сотрудничество с российской стороной.
С компанией Simens произошла аналогичная история, но только в связи с санкциями, введенными против России после вхождения Крыма в состав России. Поэтому проблемы с российским обслуживанием «Ласточек» были решены тогда, и сейчас «Ласточки» оказались наиболее удобной заменой временно выбывшим из эксплуатации «Стрижам».