Возвращаясь к напечатанному
№ () от 15 марта 2022 [«Аргументы Недели Волгоград», Наталья СПЕКТОРОВА ]
Большинству сегодняшних журналистов, гоняющихся за трафиком и капитализирующих собственные блоги, работа в редакциях советских газет представляется таким рутинным выполнением номенклатурных заданий. Партия сказала - надо, главный редактор спустил тему в профильный отдел, а корреспондент, наступив на горло собственной песне, сдал репортаж о рекордных удоях, стахановской плавке металла и других достижениях рабочих и колхозников социалистической страны. Листая архивные подшивки газет, видишь, что было совсем не так. И у предыдущих поколений профессионалов есть, чему поучиться.
Когда деревья в Волгограде не только были большими, а просто были, после работы в столичной «Правде», «Литературной газете», «Известиях», в город-герой вернулся Виктор Ростовщиков. Вернулся в звании главного редактора «Волгоградской правды», в которой проходила его журналистская юность.
Журналист Ростовщиков здесь был известен давно. Теперь ему предстояло раскрыться в качестве организатора.
- Сегодняшние молодые могут и не знать, что Виктор Борисович был этапной вехой в развитии волгоградской журналистики семидесятых годов и настолько преобразил газету, что она несколько лет подряд становилась победителем на выставках ВДНХ, там, где отмечалось все новое, передовое, - вспоминала известный журналист Татьяна Давыдова в далекой статье, посвященной 85-летию главной газеты области. – Совершенно непривычный для тех времен дизайн – игра шрифтов, много «воздуха», легкие четкие линии. Но главное – содержание, многообразие жанров, тем, форм подачи материалов. А выездные редакции в районы и на предприятия, а читательские планёрки с выездом редакционной бригады, а полосы читательских писем и общественная приемная, куда шли волгоградцы со своими болячками и бедами.
Многих тогда удивил возврат Ростовщикова из престижных «Известий» - главной вольницы советской журналистики во времена редакторства легендарного Аджубея. Но он вернулся, чтобы накопленный опыт применить в родной газете, дать ей такой же воли.
- Конечно, ломка в коллективе была крутая. Далеко не все были готовы вслед за редактором менять стереотипы и традиции, выдавливать из себя сложившиеся годами штампы и подходы, усложнять себе жизнь, - рассказывала Татьяна Давыдова. – Но ломаться пришлось даже тем, кто привык к заслуженному признанию и любви начальства. Ведь в печать уже не пускали серые, избитые материалы. Нужны были «гвозди», яркие, оригинальные мысли, новые формы и выигрышные жанры. В редакции Ростовщикова любили и побаивались. Старая гвардия недолюбливала. Не каждый из «старичков» выдерживал конкуренцию, и редактор понижал их в должности, а кому это понравится? Основная же масса сотрудников, особенно молодёжь, в него была просто влюблена. Нам уже было с кем сравнивать: в других редакциях успели поработать.
Обсуждение номера на планёрках выливалось в маленький спектакль, «мозговые штурмы» создавали в коллективе атмосферу постоянного творческого поиска и роста.
- Виктор Борисович умело режиссировал: когда надо вступал, подзадоривал спорящих. А если вдруг рождалось что-то стоящее, тут же подхватывал и развивал идею, - делилась эмоциями Давыдова. - Учил летать, не боялся поднимать сложные проблемы, но и глубины их осмысления требовал соответствующей. Наверное, кого-то слишком раздражала яркость его личности и излишняя инициативность. Он развил международные связи – и ежегодно журналисты из городов-побратимов стали бывать в редакции, а наши сотрудники – за рубежом. Он через газету поднял проблему патриотического воспитания на небывалую высоту, стал основателем премии имени Виктора Канунникова, журналиста, не вернувшегося с войны.
В этом году региональный Союз журналистов возобновил конкурс и традицию вручения премии Канунникова. Хотелось бы, чтобы её получили действительно «золотые перья» сегодняшней журналистики, незашоренные штампами, инициативные и скорые на ум. И почти из несбыточного – чтобы возобновились бал прессы и «майские дни прессы». Чтобы профессионалы не перехватывали друг у друга информацию, в целях выпустить её первыми в ущерб качеству, а работали над статьёй вдумчиво и коллективно, учились друг у друга на лучших творческих примерах.
- Конечно, меняется время, другими стали издания, да и журналистские коллективы сегодня совсем другими проблемами озабочены. Но дух творчества, поиск ярких форм подачи материалов, совершенствование стиля, все то, что принёс с собой Ростовщиков в журналистику, - это и сегодня в лучших образцах отечественных СМИ самое главное, - уверена Татьяна Давыдова.