> Право на полную самостоятельность ДВР отстаивала в борьбе с интервентами - Аргументы Недели. Владивосток

//Общество 13+

Право на полную самостоятельность ДВР отстаивала в борьбе с интервентами

16 марта 2022, 08:49 [ «Аргументы Недели. Владивосток» ]

Победа под Волочаевкой и занятие войсками Народно-революционной армии ряда районов Приморья потребовала от правительства Дальневосточной республики более гибкой дипломатической деятельности. Правительство ДВР передало в марте 1922 года свои полномочия по участию в Генуэзской международной конференции дипломатической делегации РСФСР, возглавляемой Г.В. Чичериным, а все переговоры с Японией стало вести совместно с Министерством иностранных дел РСФСР.

22 марта 1922 года Дальбюро ЦК РКП(б) и правительство Дальневосточной республики приняли решение разграничить в Приморской области работу партийных, гражданских и военных организаций. Для организации местной власти был утверждён Народно-революционный комитет Приморской области в составе И.В. Слинкина (председатель), А.К. Флегонтова и К.Ф. Пшеницына, в конце апреля вместо Флегонтова назначили М.П. Вольского. В связи с самоликвидацией Приморского областного управления Народно-революционному комитету предоставлялась вся полнота власти в области.

«Народно-революционный комитет Приморской области, созданный на основании постановления полномочного правительства республики, – говорилось в обращении, – беря на себя всю полноту власти в области, вместе с вами глубоко верит, что законное право граждан Приморья на свободное избрание власти и на полную самостоятельность русского народа, попранное случайными проходимцами, будет восстановлено

Желанный час грянет. Все к единению. Все на поддержку Народно-революционного комитета!

Да здравствует готовый всегда отстоять свои права народ Дальневосточной республики!»

Наша справка.

Генуэзская конференция 1922 года – международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Италия 10 апреля - 19 мая при участии представителей 29 государств – Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Советской России (РСФСР), Румынии, Королевства сербов, хорватов и словенцев, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Японии, а также пяти британских доминионов – Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза.

Работой делегации РСФСР руководил Владимир Ильич Ленин, назначенный её председателем. Заместителем председателя делегации был Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Российская делегация представляла на Генуэзской конференции интересы не только РСФСР, но и всех других советских республик – Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской, а также интересы Дальневосточной республики.

Перед началом конференции российская делегация предложила пригласить на неё представителей Турции и Черногории. Отказ в приглашении делегаций этих стран организаторы обосновали тем, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину и делегаты Югославии представляют её интересы. А в отношении Турции было отмечено, что конференция является европейской, тогда как Турция – малоазиатская страна.

Решение о созыве Генуэзской конференции было принято по инициативе Великобритании на совещании Верховного совета Антанты во французском Канне 6 января 1922 года.

Официальной целью Генуэзской конференции декларировалось изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы», но главным её вопросом, был, по существу, вопрос об отношениях между РСФСР и остальным капиталистическим миром после провала попыток свержения советской власти путём военной интервенции.

Западные страны рассчитывали использовать экономические ресурсы Советской России для решения своих послевоенных экономических проблем. Они попытались заставить РСФСР признать все внешние долги царского и Временного правительств (18,5 миллиардов золотых рублей), вернуть иностранным владельцам национализированные советской властью предприятия или возместить их стоимость, ликвидировать монополию внешней торговли и т.д.

Предложение Запада ввести в РСФСР долговую комиссию и третейские суды было воспринято руководством нашей страны как покушение на её суверенитет.

«Российская делегация ответила предложением полностью аннулировать военные долги на основании того, что русский народ принёс в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе, он понёс огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, принёсшей столь богатые плоды другим державам», – отмечается в Материалах Генуэзской конференции (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр. Москва, 1922).

Советская делегация отвергла требования западных стран и выдвинула контрпретензии о возмещении РСФСР убытков, причинённых иностранной интервенцией и блокадой (оценивала их в 39 миллиардов золотых рублей). Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с западными государствами, советская делегация на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 года заявила, что правительство РСФСР готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество, при условии признания РСФСР де-юре, оказания Советской России финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.

Советское правительство выступило на Генуэзской конференции с предложением о всеобщем разоружении. Однако как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий ввиду позиции, занятой западными государствами, не были разрешены. Обсуждение финансово-экономических вопросов было продолжено на Гаагской конференции 1922 года. Но в ходе Генуэзской конференции молодой советской дипломатии удалось прорвать единый фронт западных государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции РСФСР, и заключить с Веймарской республикой Рапалльский договор 1922 года: обе стороны отказались от взаимных претензий по военным расходам и нанесенному ущербу, а Германия стала основным торговым и военным партнёром Советской России. Заключение Рапалльского договора поразило капиталистический мир подобно удару молнии. Он кардинальным образом нарушил планы Антанты по использованию Германии против советского государства.

Кик


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте