Почему в американских новостях нет ни одного слова в пользу России? Кто «похоронил» украинских пограничников с острова Змеиный? За что поднимают первый тост хохлы из Нью-Джерси? За какие грехи научные журналы отказывают в публикациях российским учёным? Каким образом предки славян показали предкам европейцев, кто в доме хозяин, в грандиозной битве на реке Толлензе 3200 лет назад? На эти и многие другие вопросы главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ отвечает советско-американский биохимик, доктор химических наук, автор новой науки – ДНК‑генеалогии, изучающей миграции популяций и генетическую историю человечества, Анатолий КЛЁСОВ.
Обком не требуется
– Здравствуйте, Анатолий Алексеевич! Вы человек русский, но живёте в Америке уже много десятков лет. Свой среди чужих. Как нынешние драматические события на Украине видятся глазами не просто американца, но глазами учёного, специалиста по ДНК-генеалогии?
– Я действительно живу в США более 30 лет и, казалось бы, ко всему уже привык. Хотя некоторые вещи, безусловно, удивление вызывают. Не буду сейчас говорить, за кого я. Думаю, что из того, что я скажу чуть позже, это и так станет ясно. Скажу только, что когда Российская Федерация признала Донецкую и Луганскую республики, мы с женой пили шампанское. Теперь о том, как эта ситуация смотрится из США. В обычном айфоне есть такая услуга – news. Новости, короче. Там идёт череда линков на публикации в газетах и журналах и другие источники информации с видео. Я с утра, как правило, просматриваю первые 100–200 сообщений. Обычно в этих двух сотнях сообщений Россия упоминается один-два раза, не больше. Украина – ещё реже. Чтобы американцу было интересно прочитать про Россию, должно произойти что-то совсем уж экстраординарное. Но с началом известных событий всё резко изменилось. Открываешь ленту – а там с первых же строк Россия и Украина, и так раз двадцать, потом перебивка чем-то локальным – и снова сплошной лентой Россия и Украина. Информации много.
– Вопрос в том, какая это информация.
– Я смотрю много разных каналов и источников информации. В США на YouTube широкая палитра. Смотрю и американские, и российские, и даже украинские каналы. Так что, думаю, имею представление о реальном положении дел. И я могу сказать, что информация идёт абсолютно односторонняя. Это отражается не только в новостях, но даже в опросах на улицах. Корреспондент спрашивает людей, и те, как один, заявляют, что ненавидят русских и что мы победим. В смысле – они победят. Ни единого иного мнения на экранах нет, они просто не пропускаются.
– Вашингтонский обком действует?
– Знаете, здесь нет такого единого органа вроде Политбюро. Но все редакторы новостей и каналов знают, что если они пропустят хоть что-то позитивное по отношению к России, у них будут проблемы.
– А в чём проблема? Их же никто с работы не выгонит.
– А инвесторы? Они же просто не будут давать деньги. Это не цензура, это самоцензура и саморегуляция. Никакой вашингтонский обком просто не требуется. Приведу маленький, частный, но очень показательный пример. Это душещипательная история про остров Змеиный, где служили 13 украинских пограничников. К острову подошёл российский военный корабль и потребовал от героев-пограничников, чтобы они сложили оружие без сопротивления. Пограничники хором послали корабль чистым русским матом. В газетах даже дали перевод этого самого мата. Российский военный корабль не смог снести подобного оскорбления и открыл огонь из всех орудий, убив всех храбрых пограничников, как один павших в неравном бою. Все 13 человек, которые были на этом острове. Президент Зеленский выступил и присвоил всем им звание Героя Украины посмертно. Эту новость крутили на всех каналах и новостных порталах три дня подряд. Но я-то смотрю и российские новости. И в отличие от голословных украинских новостей российские каналы всё сопровождают видеодоказательствами. И я вижу, как «героически павшие» пограничники числом не 13, а 82 не бились насмерть, а просто сложили оружие. Я вижу, как они получают сухпайки, звонят домой и рассказывают, что они живы-здоровы, не погиб ни один из них. И как они смотрят по телевизору, как вся Украина оплакивает их героическую гибель. Я привёл этот пример в одной дискуссии с неким просвещённым европейцем. Он тут же заявил, что это постановка и он не верит ни единому слову российской пропаганды. Что эти 82 человека – актёры, а пограничники погибли смертью храбрых. И переубедить его оказалось просто невозможно.
«Смерть москалям»
– Что вы скажете об отношении украинцев к русским?
– Уточним – об отношении некоторых украинцев к русским. Я это узнал много лет назад. Я тогда ушёл из Гарвардского университета, в котором работал профессором биохимии 12 лет, поскольку меня пригласили в крупную компанию и я перешёл туда на должность вице-президента новой дочерней компании, которая была образована с нуля, в офисе даже мебели не было, все сидели на полу, где-то с дюжину человек. Я пришёл туда, стал всех обходить и знакомиться. Один из них представился – Андрей. Я удивился и спросил, откуда он. Он ответил по-английски, что он украинец, хотя родился в штате Нью-Джерси, но воспитывался в украинском сообществе. Я порадовался, что в компании будет ещё один славянин. Предложил закрепить знакомство со всеми сотрудниками в пивном ресторане. И когда там подали пиво, спросил этого Эндрю, что там в вашем американском украинском сообществе поднимают в качестве первого тоста? Андрей-Эндрю поднял бокал и провозгласил: «Смерть москалям!» Выяснилось, что его отец служил в дивизии «Галичина» (запрещена в РФ. – Прим. «АН»), то есть был эсэсовцем. В нашей компании был ещё грек. Так тот вскочил с криком: «Так твой отец фашист!» Эндрю пожал плечами: «Ну фашист и фашист, а что он мог сделать? Попал в плен к американцам и перебрался в Америку». Но это «Смерть москалям» я запомнил. И поскольку на Украине осталось много потомков этих бандеровцев, то удивляться их отношению к русским не приходится. Это наследное. Динамика развития ментальности украинцев после обретения независимости шла именно в эту сторону. Наиболее активные, крикливые и безжалостные, взяв в руки руководство страной, довели её до того, что имеется сейчас.
– Как к украинским событиям относятся в академическом сообществе Америки?
– Я сегодня получил e-mail от одного профессора. Он был так поражён тем, что происходит, что назвал свой e-mail «Остановить расизм в науке». Он переслал мне письмо, которое получил от главного редактора научного издания, специализирующегося на вопросах молекулярной структуры. Это известный журнал, и главный редактор там португалец. В своём письме главный редактор благодарит профессора за отзыв на статью, которую им прислали, но объясняет, что статью журнал опубликовать не может, потому что редакционный совет принял решение не публиковать научные статьи, которые поступают из российских институтов. Это неслыханно! Ладно, экономическая война, запрет на полёты самолётов. Даже спорт! Но теперь уже и академические учёные, которые, казалось бы, должны быть объективными и стоять как-то в стороне от таких вещей, они тоже подключились.
– А как дела на самом «российском научном фронте»?
– Несколько дней назад в сетевом либерально-научном издании «Троицкий вариант» появился материал, который назывался «Открытое письмо российских учёных и научных журналистов». Против войны, короче говоря. На день нашего с вами разговора его подписали 4750 человек. Ну, казалось бы, понятно – учёные живут в своих академических башнях из слоновой кости, им не нравится, что их статьи возвращают из издательств, поэтому могут выражать своё неудовольствие, жалобы и всё такое. Но на самом деле это не так. Письмо начинается с фактически воззвания. Там пишется, что Вооружённые силы России начали военные действия. Но, позвольте, военные действия были начаты ещё 8 лет назад, и вовсе не Вооружёнными силами России! К тому, что произошло, всё шло 8 лет, и удивляться тут нечему. Это была ситуация, которая должна была этим закончиться. В письме говорится, что Россия напала на Украину, а ситуация в Донбассе была использована как повод. Я не знаю, сколько нужно говорить этим учёным, что были и ультиматум западной стороне, и требования об отводе баз НАТО от границы России, и так далее. Только подчеркну, что Украина здесь частное звено, на самом деле ситуация гораздо более серьёзная. С другой стороны – а что, обстрелы жилых районов и гибель мирных жителей – недостаточный повод, что ли? Следующий перл – «напали на Украину с её реально работающими демократическими институтами». Эти «учёные» действительно верят в демократические институты Украины? Ну что, напоминать им про закрытие телевизионных компаний и каналов? Про убийства журналистов и аресты оппозиционных депутатов? Смешно просто. Ну и наконец, гениальное – «Россия – поджигатель новой войны». Эти «учёные» откровенно стреляют в спину своим же солдатам. Кадры старого интервью Сергея Бодрова обошли весь Интернет. Там он говорит: «Даже если война, которую ведёт твоя страна, тебе не нравится, во время этой войны нельзя высказывать публично неодобрение и критику в адрес своей страны». А я продолжу – это предательство, это измена. И те почти пять тысяч неких учёных, я считаю, именно предатели и изменники.
– Может сложиться впечатление, что письмо подписала вся научная братия – академики, членкоры и т.п.
– Ничего подобного. Это лишь небольшая часть российских учёных.
Европейцы – потомки убийц
– Поговорим о ДНК-генеалогии. Нет ли в генетике каких-то причин, объясняющих, почему Запад так активно на Россию наседает?
– Сомневаюсь. Это просто невероятно. Причина в другом.
– В чём же?
– Больше половины населения Западной и Центральной Европы – это гаплогруппа R1b. Восточная Европа, славяне, – это больше чем наполовину R1a.
– Что это означает?
– Это братские гаплогруппы. Они образовались в Южной Сибири, где-то в Алтайском регионе путём мутаций в их ДНК. Разница между ними – 4–5 тысяч лет. Природа играет в совершенно безжалостную рулетку. Представьте, родился мальчик, у которого проскочила мутация R1a. Но он заболел и умер или его волки съели. И всё. Нет никаких будущих славян гаплогруппы R1a. Но он выжил и дал потомство, которое унаследовало от него и понесло в мир эту необратимую мутацию. И всё это огромное нынешнее племя носителей мутации R1a численностью в полмиллиарда человек – все потомки этого мальчика, родня между собой. Это племя образовалось 24 тысячи лет назад. А племя R1b подобным же образом образовалось 19 тысяч лет назад.
– И все они из Южной Сибири?
– Да. Эти племена пошли на запад. Никто не знает причин, почему они ушли оттуда и почему пошли именно сюда. Обе эти группы прошли гигантское расстояние, тысячи и тысячи километров. В пути они были примерно 15 тысяч лет. И шли они хоть и в одном направлении, но раздельно. И проходили, видимо, разными путями. За это время у них сложились абсолютно разные мировоззрение, ментальность, отношение старших к младшим и наоборот, религиозные принципы и обряды и прочее. И вот они пришли в Европу.
Первыми пришли племена R1a, прижились. А следом, через несколько тысяч лет, прибыли представители R1b. Кочевники-скотоводы со своей культурой. И устроили форменный геноцид в Европе. Это мы видим по захоронениям. Было выбито практически всё или почти всё коренное население Европы. Те, кого называют автохтонами. Немногие уцелевшие метнулись в разные стороны. Они спасались на периферии Европы. Какая-то группа бежала на Британские острова, какая-то – в Скандинавию, какая-то – в Малую Азию, на Балканы. Племена группы R1a были вытеснены на Русскую равнину. Наши прямые предки пришли на русскую равнину 5 тысяч лет назад. А племена группы R1b остались в Европе и никуда не уходили. Сейчас 60% жителей Западной и Центральной Европы – это потомки тех завоевателей-убийц, устроивших геноцид, который продолжался минимум 500 лет.
– Я слышал про первую масштабную битву бронзового века.
– Это битва на реке Толлензе в Германии между Берлином и Балтикой. Было найдено очень много останков людей, погибших в сражении. Причём брошенных в реку, где они сохранились под илом и пролежали под ним 3200 лет. По всей видимости, это останки побеждённых, потому что победители с останками своих воинов так бы не обращались. Большинство из тел принадлежало людям гаплогруппы R1b. С кем-то они тогда схлестнулись, кто оказался им не по зубам. Битва за Трою происходила в то же время, но про неё все знают, она воспета Гомером. А про это грандиозное сражение никто не слышал.
– Грандиозное?
– В нём участвовали тысячи человек, сражение шло на участке в несколько километров. Племена R1b проиграли. И на этом месте тогда же, 3200 лет назад, возникла древняя славянская Лужицкая культура. Это позволяет с большой долей уверенности предположить, что проигравшие бились именно со славянами. И славяне хорошенько проучили покорителей Европы. Тогда и началось заселение славянами Восточной Европы, Балтии, Восточной Германии – это всё потомки Лужицкой культуры.
– То есть у нас с Европой старые счёты?
– По всей видимости, это не просто пограничные стычки. Это столкновение цивилизаций. Причём резкая граница между этими гаплогруппами так и сохранилась. И держится уже 5 тысяч лет. На Русской равнине гаплогруппа R1b составляет всего 5%. Такая же картина с представителями R1a в Центральной и Западной Европе – 4–5%. Представителей других групп и там и там – на уровне 10–15%. Есть некоторые естественные перемешивания, но «ядро» остаётся тем же с древних времён.
– Где проходит эта граница?
– Она идёт от Адриатики, оставляя Югославию с нашей, восточной, стороны. Дальше вверх – к Балтике, рассекает нынешнюю Австрию, где сейчас R1a целых 19%, нигде в Западной Европе такого нет. Дальше граница рассекает пополам Германию. Когда смотришь на карту, то поражаешься, насколько были мудры вожди, которые делили Германию. Либо у них была невероятная интуиция. После раздела в Восточной Германии оказались в основном представители гаплогруппы R1a, а в Западной Германии – R1b. И потом граница упирается в Балтику.
Закон без справедливости не имеет смысла
– А есть между нами разница?
– Есть, и довольно сильная. Я давно живу в США и вижу это. Люди из гаплогруппы R1a склонны к размышлениям, самокопаниям. Для них справедливость выше всего. Не законы, а именно справедливость. Если закон несправедлив, его можно не исполнять. А на Западе такого не бывает – как это может быть, что закон несправедлив? Это же Закон! Понятие справедливости – justice здесь в основном используют негры. Их типичный лозунг: «нет справедливости – нет мира». А среди европейского населения США это понятие не в ходу. Есть закон, и всё, надо его исполнять.
– Получается, славяне и европейцы – дальние родственники, хотя и создавшие принципиально разные цивилизации. А ещё родня у нас есть?
– Древние арии ушли с Русской равнины на восток, в Индию. И стали там представителями высших каст. Так вот среди них 72% представителей гаплогруппы R1a. А среди брахманов – до 95%. Это, по сути, тоже наши братья. Носителей R1b среди них вообще нет.
– Но мы же не похожи!
– Ещё как похожи. Их культура тоже созерцательная, они постоянно в размышлениях и наблюдениях. Их шутка: «Что ты делаешь?» – «Смотрю, как деревья растут» нам очень понятна. Брахман при этом отвечает – не надо так суетиться. Опять же отношение к финансам. Нам не очень свойственно умение во всём искать и, главное, находить финансовую выгоду. Люди R1b в этом на нас совсем не похожи, для них финансовая сторона и экономия имеют очень большое значение. Это знает любой, кто ходил в гости в России и кто ходил в гости в США. Это два совершенно разных похода в гости.
– Мы обречены вечно враждовать с Западом?
– Племена R1b и их сателлиты часто совершали набеги на восточную сторону, где жили племена R1a. Это их любимое занятие от древних времён Толлензе до Карла XII, Наполеона и Гитлера. Я, честно говоря, не припомню таких ярких событий, когда набеги и интервенции происходили с нашей стороны на запад. Наши не начинали войны, а заканчивали их.
– Да уж, зато вся Европа помнит «зверства русских».
– На одно такое «зверство» мне жаловался француз. Говорит, ваши варвары вырубили все деревья на Елисейских полях. Он просто не понимает, что наши солдаты это делали, чтобы погреться у костров. Потому что не захотели выгонять из своих домов французов, как это делают все европейские армии в покорённых странах. Такое вот варварство, оставившее неизгладимый шрам в памяти просвещённых французов. Так что, думаю, столкновение с Западом не первое и не последнее. Это яркая поведенческая особенность.
– Не просто так в ответ на объявление Германии о начале поставок оружия на Украину наш МИД заявил, что это заставляет задуматься, насколько завершён был процесс денацификации самой Германии.