В ЕС приняли решение о прекращении эксплуатации, запрете поставок в Россию самолётов гражданской авиации, вертолётов и запчастей к ним. Вертолёты – бог бы с ними, у нас до сих пор своих хватает, а иностранные типа итальянской «Агусты» или американского «Робинсона» – это игрушки для богатых. Хотя для «Агусты» запчастей тоже не будет. Но главное в этой истории – всё же самолёты европейского «Эрбаса».
Сам консорциум запрет на запчасти и обслуживание не накладывал. Сделали это по полному беспределу чиновники ЕС, потребовав от лизингодателей разорвать контракты с российскими авиакомпаниями. Казалось бы – где наши самолёты, а где европейские чиновники? Но для тех, кто ещё не знает, открою известную всем специалистам правду – наших самолётов, оказывается, практически нет. Все эрбасы – 319, 320, 321, 330 и 340 – не принадлежат нашим компаниям, в первую очередь самой крупной – «Аэрофлоту».
Вы только подумайте – самолёты не наши, не российского производства, да к тому же и не нам принадлежат! Об этой проблеме моя газета пишет уже больше 15 лет. И только благодаря этим статьям наши чиновники со скрипом начали давать дорогу производству МС-21, «Илам» и «тушкам». Но пока в таком количестве, что стоило европейцам на нас наехать, как российскому небу стала угрожать пустота. Через месяц в нём полетит очень редкая железная птица.
Почему через месяц? Да потому что к 28 марта все якобы наши самолёты – авиакомпаний от «Аэрофлота» и «России» до S7 и «ЮТэйр» – должны быть возвращены владельцам в Европе.
Такая ситуация стала результатом приказа европейских властей фирмам-лизингодателям, зарегистрированным в Ирландии, на полный запрет поставлять в Россию новые самолёты и вертолёты европейского производства. Еврочиновники ещё раз продемонстрировали, что относятся абсолютно ко всем российским гражданам, как к муравьям или мошкаре. Иначе могли запретить обслуживание самолётов только тех, кто вошёл в их санкционные списки. Таких навалом – владеющих эрбасами и европейскими вертолётами. Ну, например, Роман Абрамович. Но мы для еврочиновников все на одно лицо. Как для нас, например, мыши или муравьи. То есть эти европейские дамы с лицами морских каракатиц, которые сегодня командуют в Европе всем, потребовали и добились разрыва имеющихся контрактов российских перевозчиков с лизингодателями. Мало того, запретили как страхование воздушных судов, так и техобслуживание. Напомню, что вернуть эрбасы в Европу нужно до 28 марта.
Можно, конечно, попробовать их не возвращать – мол, в контрактах таких условий по возврату отродясь не было. Говорят, что «Аэрофлот» готов их даже выкупить. Но запчастей-то всё равно не дадут – придётся потрошить одни борта, чтобы забирать их агрегаты для других. Такая практика вовсю процветала до последнего времени в отношении многострадальных «Суперджетов-100». Это называется авиаканнибализм. Но без страховки их всё равно не примет ни один аэропорт мира. Может, кроме наших. Это так же, как морской страховщик Lloyd’s – без договора с ним ни одно морское судно не будет принято ни в одном морском порту.
А сейчас о масштабах проблемы в цифрах. За российскими авиакомпаниями числятся около 1000 гражданских пассажирских самолётов. Точнее – 980. 777 машин находятся в лизинговой эксплуатации. То есть нашим авиакомпаниям они не принадлежат. На «Эрбас», который только что заставили указать нам на дверь, приходится 322 машины. Они обеспечивают примерно 40% пассажирских перевозок. В 2019 году – это 55 млн человек. У «Аэрофлота» это 117 самолётов из 249. У S7 из 101 самолёта – 66 машин от «Эрбаса». У остальных компаний примерно то же самое. А вот у «Уральских авиалиний» все 54 самолёта – европейской сборки «Эрбас». Всех, кого я перечислил, и всех, кого не назвал, чиновницы из ЕС приземлили одним росчерком пера.
И только чартерные компании Azur Air и Nordwind летают на боингах. Но вот долго ли американские власти будут держаться и не поддержат ЕС? Это вопрос. Хотя соблазн в США должен быть велик – не запрещать «Боингу» эксплуатировать самолёты в России и не запрещать поставку запчастей. Как вы помните, после серьёзных проблем с боингами В-737 Next, то есть гибелью двух новых бортов с огромным числом жертв, дела этой крупнейшей в мире и самой многопрофильной авиационной фирмы шли неважно. Так что, не присоединившись к санкциям, эта фирма вполне могла бы стать на ближайшие сто лет единственным иностранным поставщиком гражданских самолётов в Россию. Может и так случиться, что «Боинг» обяжут присоединиться к санкциям, но с размытыми угрозами. Но о «Боинге» позднее.e_SClBПонятно, читая такое, кто-то покрутит пальцем у виска – мол, чего несёт – мы ж авиационная держава, своих самолётов, что ли, нет? Увы, но в отличие от военной авиации, где у нас почти всё слава богу, гражданское авиастроение, как и моторостроение, за последние 20 лет было, можно сказать, разгромлено. Убита линейка гражданских самолётов фирмы «Ту» – от Ту-334, 204 и 214 – это ближне-, средне- и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолёты. Их прекрасно дополнял дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96. Но все эти машины были убиты российскими чиновниками. Они любили разглагольствовать ещё лет 10 назад, что всё купят у «Эрбаса» и «Боинга». Их ставленники на авиационных фирмах вытравили профессиональных авиационных конструкторов, за которыми поразбегались авиационные техники и рабочие. Сегодня на стапелях оставшихся заводов стоят редкие машины. В основном – военные. Все авторы реформ по сокрушению авиапрома никуда не делись и сегодня оказались самыми главными патриотами. Хотя должны были бы ответить за дела рук своих.
В результате у того же «Аэрофлота» всего 9 отечественных машин – «Суперджетов». Но и они должны встать на прикол, потому что «Суперджет» сплошь состоит из импортных комплектующих. Прежде всего – в авиадвигателях. То же самое можно сказать об авиакомпании «Россия». И только у Red Wings есть на 100% отечественные Ту-214. И оснастка для их производства продолжает находиться на Казанском авиазаводе имени Горбунова. Именно на их базе сделаны прекрасные Ту-214 «Открытое небо» и несколько президентских бортов. На одном из них Путин в прошлом году летал в Пекин. И это единственный самолёт в мире, который благодаря компоновке и размаху крыльев может приземлиться с отказавшими двигателями. Увы, но и давно ожидаемый самолёт МС-21 тоже не лишён такой беды, как импортные детали и агрегаты.
А пока J7 уже объявила о прекращении полётов в Европу из-за опасений изъятия бортов. При этом рыночная стоимость всех арендованных нашими авиакомпаниями самолётов превышает 10 млрд долларов. Но это лишь подзадоривает европейских чиновниц. Их курс – добить нас окончательно. Худышка Урсула фон дер Ляйен открыла нам глаза. Это глава Еврокомиссии. С немецким педантизмом торжественно объявила, что 75% коммерческого воздушного флота РФ произведено в ЕС, США и Канаде. Отключение этих самолётов от работы приведёт к деградации ключевого сектора российской экономики. Дело в том, что ни в одной стране мира гражданская авиация не играет такой огромной роли – территория России огромна, и без самолётов она может стать безлюдной пустыней, недосягаемой для граждан России. Спрашивается – как можно противостоять этим ударам? С учётом того что сделали со всей российской промышленностью эффективные менеджеры из гнезда Чубайса, как избавились от её высокотехнологичных секторов, – противостоять ударам судьбы будет очень сложно.
«Суперджет» в новой версии с французским двигателем SaM-146 должен быть сертифицирован к 2023 году. Работа над российским двигателем ПД-8 может завершиться к концу 2023 года. Затем – новая сертификация. Но это среднемагистральный самолётик. И он может начать массово производиться только к середине этого десятилетия.
То же самое с МС-21. Есть планы на его базе сделать самолёт на 240 кресел с дальностью до 10 тыс. километров. Он сможет без промежуточной посадки пролететь всю Россию с востока на запад. Но, как всегда, будет проблема с электроникой. Но всё равно – именно эти две машины и должны стать основой возрождения отечественного гражданского авиастроения.
А теперь несколько слов о возможной блокаде поставок запчастей и отзыва лизинговых машин фирмы «Боинг». Между Россией и США есть договор о взаимодействии в части поддержания лётной годности самолётов. Это соглашение безвременное. Подписывали его Евгений Примаков и госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Известно и то, что в руководстве фирмы «Боинг» постоянно говорили, что всегда будут нас поддерживать в части гражданской авиации. И казалось бы – когда на прикол встанут «Эрбасы», то европейцы уже навсегда потеряют наш рынок – он отойдёт «Боингу». Там соглашение было подписано не на коммерческом, а на межправительственном уровне, поэтому боинги не должны от нас улететь. Это если не учитывать беспредел в современной политике, где кинуть наших чиновников считается достоинством. Напомню, что в договоре есть пункт, обязывающий продавца обслуживать самолёт после его покупки в течение 24 лет, или 70 тысяч часов в воздухе. Это и обязанность поставлять запчасти.
При этом нет разницы между владением самолёта и его лизингом. Лизинг – это, по сути, альтернативная форма покупки самолёта. Американцы гарантировали, что пока самолёт летает, запчасти к нему будут поставляться. Получается, что европейцы просто уходят с нашего рынка, оставляя его американцам. После такого демарша покупать эрбасы мы не будем больше никогда, потому что для покупателя очевидны риски связываться с такими продавцами.
Ещё немного цифр. Говорят, что компания «Аэрофлот» отбивает купленный за 48 миллионов долларов самолёт за полтора года. Это уже купленное и уже в собственности. И никто не может запретить тебе пользоваться тем, что у тебя в собственности. И если французы потребовали «приземлить» эрбасы, то это новость для мировых правил. Это означает полную неадекватность их руководства и чёткий сигнал – это сумасшедшие, с ними нельзя иметь дела. Причём это сигнал не только нам, но и всем, кто хотел покупать у них самолёты. Это означает, что французы в любой момент могут отказаться от своих обязательств по каким-то политическим причинам.
Они нарушили самое главное условие бизнеса – подписанный контракт, по которому обязались поставлять запчасти на 24 года службы самолёта, или на 70 тысяч часов налёта в воздухе, потому что без запчастей твой самолёт – просто куча металла.
Сегодня вновь начали говорить о ремоторизации наших Ту-154, Ту-134, Ил-96. Они же практически целые стоят, только новые моторы подвесь и начинку замени. Но где авиационные инженеры и техники? Кто будет это делать, когда их развеяли по миру? То же самое – возрождение производства Ту-204 и Ту-214. Оснастка и стапели остались. Но на авиазаводах тоже нет людей. Мы потеряли не технологии, а более важное – кадры. Не хватает рабочих и инженеров.
А пока – остановлен проект Ил-114. Нет двигателя. Там, где умели делать хорошие двигатели, – украинская фирма «Мотор Сич» давно от нас отъехала и смотрит то на китайцев, то на турок. Мы им не интересны. А говорить об авиадвигателях, какие делают американцы, можно пока только в мечтах – по той же причине: не хватает инженеров-конструкторов, специалистов в материаловедении и много в чём ещё. А их двигатели летают по 25 лет при минимальном обслуживании.
И всё же – как мы можем ответить на санкции? Мы поставляем на Запад почти 30% авиационного титана – и на «Боинг», и на «Эрбас». В Москве есть огромное КБ «Боинга», где работает почти 800 наших инженеров-конструкторов. Можем повлиять через это? Да, титан наш, но по международным договорам мы не можем взять и прекратить его поставлять. Нам такие штрафные санкции выставят, что мама не горюй. Скажете – санкции против санкций? Но есть у вас уверенность, что мы их переиграем на этом поле? У меня нет. До сих пор я про наши санкции ничего не слышал. А подгаживали нам давно и помногу. Я слышал только про обещание ответных санкций. Так будет и здесь. Стали говорить о кооперации с китайцами или бразильцами. Но здесь ещё более тёмный лес. Остаётся как в военное время – поставить тяжёлую задачу и выполнить её в кратчайшие сроки. Вот только кто будет её выполнять? Начальники-то остались прежние. При которых развал и принял невиданные размеры. Так что позарез нужны новые люди.