> Жители Шахуньи столкнулись с дефицитом дров - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Общество 13+

Жители Шахуньи столкнулись с дефицитом дров

№  () от 15 февраля 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Владимир СТЕПАНОВ ]

Город Шахунья расположен на севере Нижегородской области. По нынешним меркам это среднеразвитый населенный пункт с крупным железнодорожным узлом, промышленными объектами, многоэтажными домами, магазинами, социально-культурными объектами.

Жизнь в центре, особенно днем, кипит, люди спешат по своим делам. Но если пройтись зимним вечером по шахунским улицам в районах частной застройки, то можно почувствовать себя почти деревенским жителем. Тишину провинциального городка изредка нарушают проезжающие автомобили, прохожие не спеша передвигаются по тротуарам, свежевыпавший снег хрустит под ногами, столбы белого дыма из труб устремляются в темное небо, ощущается слегка уловимый запах гари, особенно в безветренную погоду.

Однако на такую идиллию вряд ли обращают внимание жители, которым приходится в эту довольно морозную зиму отапливать свои помещения. В городе индивидуальных домов порядка трех с половиной тысяч, а в целом по округу – больше восьми тысяч. К этому количеству стоит прибавить не одну сотню квартир. Владельцы всех этих объектов пользуются дровами и являются покупателями на местном топливном рынке, объем которого составляет примерно 15 тыс. кубометров в год.

Один из таких – Василий Лебедев. Ему 53 года, живет с женой и сыном недалеко от центра города в доме 1956 года постройки площадью 80 кв. м. В 2000-м сделал капитальный ремонт, установил котел на дровах и в течение последующих 18 лет горя, как говорится, не знал. Покупал лесовоз березы, который стоил 12–15 тыс. рублей за десять кубов, отдавал порядка шести тысяч за распил и раскол, так что на круг выходило примерно тысяч 18–20 в год. Расплачивался со всеми поставщиками наличными, договоров не заключал. Приходилось, конечно, самому таскать поленья, растапливать, но уж эти физические затраты – не в счет, пока есть здоровье.

Однако последние два-три года выписывать дрова стало сложнее, дольше и дороже. В 2018-м в администрацию округа от населения стали поступать жалобы на трудности в их приобретении, особенно лесовозами. Причина была в том, что один из основных поставщиков кругляка – ООО «Лестранс» – большую часть заготовленной древесины отправлял в соответствии с заключенными соглашениями за пределы муниципалитета. Это создало определенный дефицит на местном топливном рынке. К тому же из-за теплой зимы почти на два месяца была прекращена вывозка древесины из лесных делянок. Такая проблема, связанная с погодными условиями, нет-нет да и тормозит работу лесопромышленников в то время, когда народ запасает дрова на следующий отопительный сезон.

Не секрет, что в последнее время государство все активнее вмешивается в экономическую деятельность. С 2019 года установлен строгий контроль за вывозом леса. Правоохранители в лице сотрудников полиции, ГИБДД, прокуратуры, лесничества стали чаще проводить проверки на соответствие действий лесозаготовителей ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе), призванной упорядочить налогооблагаемую базу с целью недопущения сокрытия доходов, а также выявления фактов незаконных рубок леса. Посыпались солидные, порядка 30 тыс. рублей, штрафы нарушителям законодательства. При заказе лесовоза дров стало необходимо заключать соответствующий договор с указанием адреса заказчика и его персональных данных. Если во время проверки на дорогах его у водителя не оказывалось вместе с другой необходимой сопроводительной документацией, то работодателя ждали большие неприятности. Поэтому часть из них либо ушла с рынка, либо сократила объемы заготовки, что также повлияло на повышение цены.

Начиная с этого года контроль еще больше усилился. Все лесозаготовители страны согласно постановлению правительства РФ от 6 декабря 2021 года «Об утверждении формы электронного сопроводительного документа (ЭСД)», обязаны оформлять ЭСД на транспортировку древесины непосредственно в лесосеке. Документ должен соответствовать поданным лесным декларациями и заключенным договорам. Эти сведения будут вноситься в ЕГАИС. Все предприниматели и юридические лица, занимающиеся данным видом деятельности, отныне обязаны работать через ЕГАИС. Штрафы за нарушение огромные. С одной стороны, начинание преследует благие цели – ввести строжайший учет древесины и сделок с ней, предотвратив тем самым незаконные вырубки леса, с другой стороны – соответствовать установкам закона очень сложно: в каждой лесосеке должен быть специалист, в обязанности которого входит составление ЭСД и отправка его по электронной почте в ЕГАИС. Введение ЭСД стало непреодолимым препятствием для некоторых лесозаготовителей, поэтому они решили прекратить данный вид деятельности. В результате пострадало и население, нуждающееся в приобретении топливной древесины: цены опять поднялись.

Основной поставщик – ООО «Лестранс» – оказался под огнем критики. В 2021 году он заключил с населением 784 договора, общий объем обеспечения топливными дровами составил более 13 тысяч кубометров. По словам директора предприятия Сергея Буркова, чтобы купить топливо в виде бревен, нужно прийти в офис с паспортом и заключить соответствующий договор. По телефону заявок не принимают. В конце прошлого года их количество ежедневно стало достигать от 10 до 30. После того как поступило 55 заявок, их прием пришлось временно остановить, чтобы уложиться в гарантийный срок доставки дров – не позднее двух месяцев. Горожане стали возмущаться в соцсетях, обращаться в различные инстанции.

Многие жители округа, особенно малообеспеченные, переориентировались на дровяные отходы. На территории округа расположено 49 лесоперерабатывающих предприятий, большинство – так называемые пилорамы, где можно их приобрести. Цены зависят от вида древесины, ее длины и объемов закупки. Выбор большой: береза, осина, длиной от 50–60 сантиметров до полутора-трех метров. В наличии также есть горбыль, кряжи. Стоимость одного и того же вида отходов зависит от объемов заказа – самосвал, тракторная тележка, бортовая машина. К примеру, береза – от 1,5 до 3 тысяч рублей, осина – от 700 до 1500 рублей. Популярна среди покупателей смесь березы и осины – от 1600 до 2500 рублей.

– Живу в старом бараке, поэтому дровяных отходов на сезон требуется пять-шесть машин. Последние два года с их заготовкой действительно существуют проблемы. На пилорамах и предприятиях – огромные очереди. Обращался в пять мест. Пока удалось достать три машины. Причем цены поднялись до 1700 рублей, а отходы непиленые да еще тонкие, как лучина, – говорит житель Шахуньи Сергей Трушков.

Предпринимателей тоже можно понять: цены на горючее увеличились, а про запчасти и говорить нечего. Иногда они, снабжая население дровами, работают себе в убыток, но продолжают это делать, потому что отходы производства (та часть леса, которая идет только на дрова), необходимо сбыть, чтобы не накапливались его залежи.

Надо отметить, что управлением социальной защиты населения частично возмещаются расходы на топливо многим категориям граждан: инвалидам, педагогическим и медицинским работникам, работникам учреждений культуры и другим. Если до нового года компенсация начислялась по заявлению, то начиная с этого необходимо предоставлять договоры, чеки. Понятно, что это поставило людей в сложное положение: большинство никаких контрактов никогда не заключало, да и лесозаготовителям это было невыгодно.

Василий Лебедев тем временем, столкнувшись с дефицитом дров и повышением цены, подключил в конце прошлого года свой дом к системе центрального отопления и теперь опять горя не знает, платит по четыре тысячи в месяц, что за отопительный сезон выльется примерно в такую же сумму, что и отопление дровами. Правда, пришлось отдать 52 тысячи за установку оборудования, но он не унывает:

– Температура – плюс 25 градусов постоянно, абсолютно не знаю забот, как приобрести дрова, распилить, расколоть, сложить в дровяник, принести в дом, растопить печь. Красота! А затраты на установку оборудования, думаю, за несколько лет себя оправдают.

По счастью, сильного социального напряжения в связи с проблемами теплоснабжения нет, люди привыкли к ситуации, когда жизнь не улучшается, цены растут, постепенно возвращается такое понятие из советского прошлого, как «дефицит». Они по-прежнему пытаются искать выход из положения сами, слабо надеясь на помощь. Ропщут вяло, платят больше, несмотря на снижающиеся в результате инфляции доходы, десятилетиями ждут обещанной газификации. Понимают при этом, что и она вряд ли кардинально решит проблему с отоплением: цены на подключение домохозяйств для большинства жителей неподъемные.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте