Две модификации белорусского троллейбуса, которые планируется собирать на промплощадке ЦНИИ «Буревестник» в рамках программы диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, прошли российскую сертификацию.
ЦНИИ «Буревестник» (входит в концерн «Уралвагонзавод» в составе госкорпорации «Ростех») продолжает работу над проектом совместного с минской компанией «Белкоммунмаш» сборочного производства на собственной площадке в Нижнем Новгороде. По лицензионному договору, заключенному в августе 2021 года, в Нижнем планируется производить пассажирские троллейбусы модели АКСМ-32100 и АКСМ-32100D разработки минского завода «Белкоммунмаш».
«Выездная комиссия Торгово-промышленной палатой Нижегородской области провела экспертизу, по итогам которой составлен акт проверки производства и экспертное заключение, устанавливающие факт наличия производственных мощностей, оборудования и персонала, а также первичной документации, связанной с производством пассажирских троллейбусов. На основании вышеизложенного свидетельствуется, что происхождение пассажирских троллейбусов модели 321 установлено на территории РФ в соответствии с правилами, утвержденными соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств от 20 ноября 2009 года. То есть пассажирские троллейбусы модели 321 являются продукцией российского происхождения», – отметил заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Рустам Зуев.
Низкопольные троллейбусы модели 321000 и 32100D соответствуют глобальным трендам экологичности и экономической эффективности, демонстрируют высокую надежность в эксплуатации. Современные конструктивные решения позволяют создать максимально комфортные условия для пассажиров.
Сиденья в салоне нового троллейбуса с подлокотником и увеличенной подушкой расположены по схеме 2+2. Остекленная перегородка с дверью или без двери и форточкой для продажи билетов отделяет кабину водителя от пассажирского салона. Пассажирские двери – 3 двухстворчатые, с функцией противозащемления, поворотно-сдвижные, малошумные, оборудованы системой аварийного открывания снаружи и изнутри троллейбуса, сигнализацией для сообщения требования пассажиров о необходимости открывания. Система отопления салона – калориферного типа.
Для перевозки пассажиров с ограниченной мобильностью предусмотрены система понижения уровня пола троллейбуса со стороны входа (kneeling), механический пандус с ручным управлением, место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой связи с водителем.
Троллейбусы оборудованы системой контроля токоутечки со звуковой и световой сигнализацией: кондиционирование кабины водителя – электродвигатель переменного тока – окраска по согласованию с заказчиком. Дополнительные опции: система пожаротушения – система видеонаблюдения с функцией записи и хранения информации – автоматическая централизованная система смазки – кондиционирование салона и кабины водителя – место для кондуктора с индивидуальным обогревом – система глобального позиционирования GPS или ГЛОНАСС – счетчик электрической энергии – зеркала с управлением из кабины водителя. В троллейбусах предусмотрены система видеонаблюдения пассажиропотока и Wi-Fi-роутеры.
Моторный отсек троллейбуса размещен в его заднем свесе с левой стороны. Троллейбусы модели 321 могут комплектоваться различными электродвигателями: ДК-211БМ российского производства постоянного тока (мощностью 170 киловатт), асинхронным чешским Škoda (мощностью 185 киловатт), асинхронным белорусского производства АНТ-155 (мощностью 185 киловатт), а также асинхронными двигателями российского производства ДТА-1У1 (мощностью 180 киловатт) и АТЧД-250 (мощностью 150 киловатт).
Троллейбус оборудован помимо обычной ручной системы подъема-опускания штанг токоприемников (с двумя бобинами, прикрепленными к задней панели и барабанами внутри них, на которые наматываются канаты) также пневматической системой штангоулавливания, обеспечивающей дистанционный съем штанг с проводов контактной сети (в дальнейшем токоприемники автоматически фиксируются вдоль оси троллейбуса). Это позволяет водителям троллейбуса, не выходя из кабины, отсоединить штанги токоприемников от проводов контактной сети. Приятное удобство становится крайне необходимой опцией для модификации 321D, способной автономно передвигаться на расстояние до 30 км.
Данная опция позволяет оперативно организовать транспортное сообщение с новыми районами города, еще не оборудованными троллейбусной инфраструктурой. При необходимости троллейбус может беспрепятственно объехать препятствие на маршруте следования или пересечь железнодорожный переезд.
Это относительно новая разработка «Белкоммунмаша». Три первых опытных экземпляра данной модификации поступили в конце 2015 года в Ульяновск. В 2016–2019 годах были поставлены в Гродно (5 экземпляров), Гомель (4 экземпляра), Санкт-Петербург (35 экземпляров), Витебск (4 экземпляра). В 2021 году были поставлены в Минск (25 экземпляров, первый начал эксплуатироваться 25 марта 2021 года) и Врацу (9 машин).
В Нижнем Новгороде в ноябре 2021 года троллейбус модели 32100D, переданный «Буревестником» муниципальному предприятию «Нижегородэлектротранс» по договору опытной эксплуатации, вышел на маршрут № 17ц площадь Минина – жилой комплекс «Цветы». При этом часть пути троллейбус проходит не используя контактную сеть, что позволяет связать действующие городские маршруты, оборудованные контактной электросетью, с новыми районами без такой сети.
Для планов по созданию единой транспортной системы нижегородской агломерации такие возможности нового троллейбуса – огромный плюс. Их наличие позволит связать между собой имеющиеся в городах-спутниках троллейбусные линии без дорогостоящих работ по прокладке между ними контактных сетей. Кроме того, возможность автономного хода существенно повышает маневренность троллейбуса в условиях пробок и заторов, возникающих в мегаполисе. При этом стоимость троллейбуса меньше, чем у полноценного электробуса аналогичной вместимости.
– Сертификат формы СТ-1 дает нам возможность реализовать льготы, предоставляемые Минпромторгом России отечественным производителям. Это прежде всего получение нашей продукцией статуса «Сделано в России», а кроме того, обеспечение нашему предприятию конкурентных преимуществ в конкурсных закупочных процедурах по федеральным законам № 44 и 223, – сообщил начальник группы реализации проектов по гражданской продукции ЦНИИ «Буревестник» Александр Пучков.
В настоящее время АО «ЦНИИ «Буревестник» получило заключение о внесении пассажирских троллейбусов модели 321 в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.