Без реальных примеров для подражания добрые традиции нынче не укрепишь.
Духовность и нравственность укрепят по указу
Недавно наше социальное государство в очередной раз озаботилось сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Министерство культуры даже вышло с инициативой проекта указа президента на эту тему – «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Минкульт считает, что российский народ должен сохранять и укреплять такие свои традиционные ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Да мы и без всяких указов не прочь такие ценности сохранять и развивать. Только вот пока не больно получается. И дело-то остается за малым – с кого нынче пример брать в качестве образца соблюдения и укрепления таких традиций. Примеры, как никогда, требуются нынешние – от древнеисторических наше молодое поколение уже порядком подустало, и заходят они все слабее. Как не вспомнить в связи с этим проектом указа известный слоган царского министра образования Сергея Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». С ним в России тоже не задалось. Настораживает народ и то, что призыв укреплять добрые традиции опять исходит сверху, от государственной власти, которая в новейшей истории уже не раз обманывала население своими сказками о светлом будущем.
С кого брать пример?
По-прежнему актуальны сегодня слова классика из бессмертной пьесы «Горе от ума»: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» К героям былых времен особых вопросов нет, хотя и их исторические подвиги начинают регулярно подвергать сомнению. А вот к отдельным нынешним образцам для подражания вопросы периодически возникают. Взять, к примеру, недавнее присуждение председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру звания Героя Труда – за особые трудовые заслуги перед государством и народом. Сам народ оценил это награждение, мягко скажем, неоднозначно.
Наищешься примеров для подражания как в гражданском, так и в нравственном отношении и среди высоких государственных мужей. Регулярное возбуждение против них коррупционных уголовных дел, двойное гражданство, недвижимость и семьи за рубежом, вывод туда же средств, нажитых на родине непосильным трудом, – вот нынешние чиновничьи тренды. К ним можно добавить практику фиктивных разводов в качестве страховки от раскулачивания и даже нарастающую склонность к нетрадиционной сексуальной ориентации. Как тут не вспомнить 90-летнюю бабушку из Саратова, которая при встрече с председателем Госдумы прямо в лицо высказала ему, что же это за государство у нас такое, где высокие чиновники врут, воруют миллиардами, а потом богу молятся. Какие уж тут высокие нравы.
Высокая мораль не для элиты
Если взять, к примеру, нашу Нижегородскую губернию, то из связанных с ней хоть как-то примерных исторических персонажей навскидку можно отметить Кузьму Минина, Александра Невского, Серафима Саровского и даже благоверных Петра с Февронией. Но если и к ним применить комплексный гражданско-семейно-нравственный ценностный подход, то до идеала им будет далековато. Чего уж тогда говорить о нынешних образцах для подражания. Именно такими должны быть, на мой взгляд, первые лица наших регионов – всенародно избранные губернаторы. Уж они-то непременно должны являть собой образец служителя Отечеству и семьянина. По жизни получается немного иначе. Если вспомнить нашего обаятельного, привлекательного и любвеобильного Бориса Немцова, то высокоморальным авторитетом назвать его язык не повернется. Идейный коммунист Геннадий Ходырев тоже не смог выдержать семейную верность, да и партийную фактически тоже. Валерий Шанцев пережил покушение на свою жизнь из-за криминальных столичных разборок и не раз был отмечен в желтой прессе как не самый примерный семьянин.
Не назовешь образцовыми в новейшей истории и глав Нижнего Новгорода, начиная со скандально известного Андрея Климентьева. Но он еще не самый худший вариант по сравнению с беглецами за границу Олегом Кондрашовым и Елизаветой Солонченко.
К региональным элитам, наряду с чиновничьей верхушкой, традиционно относятся видные штатные политики и представители крупного бизнеса. Может, среди них найдутся заслуживающие подражания носители нравственно-духовных ценностей? Увы и ах. Судя по невысокому уровню доверия населения к нынешним выборам, подобное отношение наблюдается и к региональным партийным руководителям, борцам за счастье народное лишь на словах. Да и сама политика традиционно у нас не считается делом высокоморальным.
Из относительно свежих говорящих политических голов можно отметить, пожалуй, только Захара Прилепина. Он у нас и хранитель русских традиций, и собиратель земель, патриот, правдоруб и борец с коррупцией. Одним словом, чуть ли не новый мессия. Однако брать с него пример что-то охотников мало. Не вызывает пока у народа доверия его искусственная медийная активность, которая нынче невозможна без отмашки сверху, да и откровенное самолюбование.
Несмотря на регулярные благотворительные акции крупного бизнеса и некоторую его социальную ответственность на территории присутствия, реальных лидеров общественного мнения эта элитная группа так и не выдвинула. На слуху в регионе, пожалуй, только Олег Дерипаска, уж точно не являющийся образцом высокой нравственности.
Общественность без гражданского общества
Да, есть еще так называемая общественность – провластная и не очень. Если говорить об официальных губернских общественниках из областной палаты, то среди них немало достойных людей. Но вот проявить солидарную гражданскую позицию, отличную от властной, им пока не по плечу. И это неудивительно. Две трети состава региональной Общественной палаты формируют губернатор и Законодательное собрание. Как тут слово поперек скажешь.
Есть еще у нас и так называемая малочисленная несистемная общественность – градо-, право- и природозащитники. Они частенько поднимают неудобные для власти и актуальные для населения проблемы. Однако и несистемщики, нередко выходцы из власти, в силу неоднозначности своих биографий тоже так и не стали реальными лидерами общественного мнения и образцами для подражания. Правда, сама власть, обозначив эту малочисленную общественную группу, своим главным врагом, усиливает ее значимость. Провластные сетевые ресурсы постоянно клеймят безобидных, в общем-то, несистемщиков, надувая их рейтинг и подрывая остатки доверия к себе и своим хозяевам.
Против ЛОМа есть приемы
Даже относительно независимые СМИ в регионе практически искоренены и сотрудничающая с их остатками горстка журналистов медийную погоду не делает. То же самое можно сказать и о немногочисленных сетевых виртуальных лидерах общественного мнения (ЛОМах), могущих достаточно громко хайпануть, но весьма далеких от реальных действий.
А вот на муниципальном уровне периодически стихийно всплывают местечковые ЛОМики, способные самоорганизовать и повести за собой население на ограниченной территории. Более того, они способны генерировать локальные горизонтальные идеологии со своими принципами, ценностями и традициями, причем не только конструктивными и созидательными. А поэтому для власти с ее вертикальной управляемой идеологией такие ЛОМы особенно опасны. И как только высунется реальный ЛОМ, местная власть ему быстро надает по башке. И с нормальной работы начнет выжимать, и с места жительства. Поэтому местечковые праведники светиться не любят. А ведь без таких вольнодумцев в глубинке проблематично говорить о реальном самоуправлении, справедливости и высоких идеалах.
Остатки традиций хранит глубинка
Тем не менее при всей такой негативной картине духовного состояния общества в регионе есть и положительные примеры сохранения и укрепления неполитизированных добрых традиций. Прежде всего это касается сохранения традиционных народных промыслов. Несмотря на все трудности и проблемы, они продолжают выживать. Тут и семеновская, хохломская и городецкая роспись по дереву, варнавинская резьба по кости, казаковская филигрань, павловские ножи чкаловский гипюр, вознесенские матрешки, шахунская узорная ткань. Всего и не перечислить.
Выживать в глубинке нынче непросто, даже при определенной господдержке традиционных промыслов. Молодежь стремится со своей малой родины в столицы и мегаполисы, не особо прельщают ее и зарплаты на местных предприятиях. Определенные надежды в центрах промыслов связывают с декларируемым развитием внутреннего туризма, но пока до светлого будущего в этом плане далековато.
С народными промыслами тесно связано сохранение местных культурных традиций, учитывая, что регион у нас многонациональный. Во многих районах области бережно сохраняют культурное наследие коренных местных народностей. В экспозициях целого ряда районных музеев широко отражены культура и быт местных татар, чувашей, марийцев, мордвы. В регионе постоянно проводятся многонациональные фестивали самой разной направленности и традиционные национальные праздники.
То же самое можно сказать и о Нижнем Новгороде, где организационно присутствуют самые разные национальные диаспоры. Особо хотелось бы отметить корейскую диаспору, которую уже много лет опекает известный в городе человек Любомир Тян.
В последнее время в тренде возвращение в культурную политику казачьих традиций. Не исключение и наш регион. К примеру, созданы казачьи общественные организации в Шахунье и Кулебаках. Но тут важно не скатиться в упрощенную версию в виде внешней атрибутики, за которую новоиспеченных казаков частенько называют ряжеными. Возрождение реальных казачьих духовных ценностей – процесс все же более сложный, чем махание шашкой в соответствующем обмундировании.
Зрелища с наваром выгоднее традиций
К сожалению, все эти сохранившиеся остатки традиционных семейных и культурных ценностей пока не могут достойно противостоять мутному валу так называемой новой массовой культуры с ее многолюдными одуряющими молодежь зрелищами. Форма там наряду с психологическим воздействием намного важнее содержания, не говоря уже про коммерческий навар. Не лучше ситуация с нынешними молодежными кумирами соцсетей, кинематографа и телевидения. Сегодня там правят бал моргенштерны и дани милохины вкупе с уголовной субкультурой. Для народа постарше гонят истеричные ток-шоу, бесконечные криминальные сериалы с героями, не отягощенными высокой моралью.
В нашем региональном минкульте традиционные ценности пока тоже не в приоритете. Основные акценты делаются на массовые зрелища с крутыми визуальными эффектами, после которых высокой духовности в голове вряд ли прибавится, да на шокирующее современное искусство для так называемых продвинутых «элитариев». Судя по внешнему виду, таковым является и сам региональный министр культуры. А вот его коллега – руководитель городского департамента культуры и вовсе находится под следствием и домашним арестом, являя собой современный нравственный пример.
Ну и напоследок еще одна маленькая закавыка в укреплении духовности. О высоких нравственных идеалах гораздо лучше думается на сытый желудок, а не на массовые нищенские зарплаты и пенсии. После них все больше думается о справедливости в нашей стране, которая все больше скатывается в пропасть социального расслоения. А в ней уже будет не до высоких духовных скреп.