С первого января частично начал работать закон, предусматривающий создание единого Федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Действовать он начнет постепенно. Некоторые его нормы вступят в силу только с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года.
Напомним, Государственная дума еще 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. По замыслу его авторов он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов. Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. Тем не менее этот закон вызвал определенное беспокойство у населения, и мы попросили адвоката, председателя челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андрея Коршунова прокомментировать положения этого нормативного акта:
- Андрей Геннадьевич, правильно ли я понимаю, что сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.
-Вот это действительно замечательная с одной стороны идея, что мы постепенно втягиваемся в цифровизацию, которую уже сейчас многие называют цифровой трансформацией. Действительно, наша жизнь изменяется, трансформируется, и эта самая цифровизация постепенно и саму идею государства потенциально тоже может трансформировать….
- Значит ли это, что принят действительно грандиозный закон…
- Интересно, давайте посмотрим, для чего это собственно все по замыслу авторов законопроекта делалось. Как это все подавалась в пояснительной записке.
- Закон этот, в общем-то, небольшой, там всего 14 статей. И он как раз и говорит об этом самом долгожданном ресурсе. О том, что этот ресурс будет содержать, и как он будет формироваться.
На сегодня большинство из этих сведений у государства уже есть, но они содержатся в информационных системах разных органов государственной власти. Но поскольку имеются определенные трудности межведомственного взаимодействия этих органов, и видимо устав существовать с таким сложным взаимодействием, правительство решило сделать единый централизованный федеральный ресурс, который и будет включать как можно больше данных конкретного гражданина.
- То есть мы имеем дело с очередной попыткой ужесточения контроля?
- Оказывается, действительно есть потребность в такой информации, и в том числе для исполнения контрольной функции налоговых органов, то есть, чтобы нам не говорили, государство все-таки хочет видеть в первую очередь то, что ему нужно. То есть то, как ему записать всю необходимую информацию о гражданах, с тем, чтобы осуществлять функцию взимания налогов…
И далее говорится, что создание такого Федерального ресурса позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления. Ну, это действительно так.
- И накануне как раз проводилась Всероссийская перепись населения…
Вы знаете, я, например, затруднился ответить на вопрос, для чего в 2021 году, при существующем в стране уровне цифровизации и наличии информационных, даже пусть еще разрозненных данных, проводилась перепись населения…. При которой переписчики ногами обходили квартиры. Меня мучает вопрос о том, насколько это будут точные данные, насколько они будут верно отражать ситуацию в стране. Очень похоже, что опять возникла какая-то компания, видимо вновь стали доступными какие-то значительные суммы из бюджета, которые на нее потратили. Очень интересно, насколько эти деньги окупились, и какой за эти деньги был куплен полезный результат для страны. Это все еще нужно смотреть. И не лучше ли было эти деньги потратить на создание какого-то единого ресурса, в котором можно было бы свести все сведения, которых и так уже достаточно, в разных, скажем так, местах.
- Но ведь есть наверное и несомненная польза…
- Да, гражданам все еще много бед сегодня из-за того, что они нужные им справки не могут оперативно получить. Ежели человеку необходимо получить какой-то документ, то ему, как правило, для этого необходимо собрать целую кучу всяких бумажек. И он начинает сам ногами оббегать вот эти вот, на сегодня еще разрозненные информационные ресурсы, получать оттуда справки, потом нести их в то окно, где ему на их основании выдадут справку завершающую.
И вот теперь, о чудо, бегать за этим всем не надо будет, это все будет храниться в одном месте. И теперь просто пришел с паспортом и получил любую справку, какую тебе надо. Хоть об образовании, например, при потерянном дипломе, или о начислениях в Пенсионном фонде…
- И все-таки у нас народ всегда старается найти замаскированный подвох…
- Хорошо, смотрите, опять же самое интересное, о чем пишут в пояснительной записке, что позволит совершить федеральный ресурс. Это то, что закон обеспечит переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц. То есть вот такой сигнал, что все-таки гражданам нужно готовиться к тому, что государство, пройдя уже по НДСам, по схемам оптимизации, по упрощенному налогообложению, сегодня добирается до доходов физических лиц. И совершенно неслучайно поручено формировать и вести этот ресурс именно Федеральной налоговой службе. А Федеральная налоговая служба у нас на сегодня самое централизованное ведомство. Насколько я помню, в реальном режиме сегодня возможно отследить уже даже то, где продается совершенно определенная шоколадка. В каком магазине, потому что у нас на сегодня все кассы заведены уже напрямую на систему, которая замыкается на Федеральную налоговую службу. И в самом главном центре это можно увидеть в реальном режиме. С одной стороны это опять же хорошо, так как это позволяет лучше планировать, и лучше распределять ресурсы, которыми занимается народное хозяйство страны. Поэтому идея, заложенная в закон, конечно сама хорошая, но тут же начали раздаваться голоса, что чем больше государство получит сведений о гражданах, тем больше у него будет соблазнов вторгнуться в их частную жизнь. Тем более при существующем уровне коррупции и криминализации властных структур…
- Этот закон позволит собирать сведения и на высокопоставленных персонажей.
- Я бы так не сказал. В новом законе есть статья, которая содержит такое интересное положение, что в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривается формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно, То есть здесь сразу возникает вопрос, а кто будет заносить сведения в реестр, про эти самые особые обособленные лица, о которых никто, даже правоохранительные органы, сведения не сможет получить. Ну, нам с вами, конечно же, понятно, кто у нас эти особые люди. И мы опять же возвращаемся к пресловутой сословности, которая формируется прямо на глазах. Получается, что все конечно равны перед законом и судом, как у нас считается по Конституции. Но при этом всегда есть какая-то вот такая вот норма. Как юристы говорят – резиновая. Норма, в которую можно запихать всех, кого законодателям будет нужно, и таким вот образом избежать действия основного строгого закона на так называемых обособленных…