Решать возникающие в обществе противоречия — законодательные, нравственные или идеологические лучше всего на той стадии, когда у спорщиков остается пространство для маневра. Если верить известному афоризму, то компромиссом следует называть вариант, одинаково не устраивающий обоих спорщиков. Однако народная мудрость представляет всем нам совсем другие ценности, утверждая, что даже худой мир лучше доброй ссоры.
Действительно, конфликты любого рода эффективнее и быстрее решать, не доводя ситуацию до критической точки, после которой, как показывает мировой и российский опыт, остается только один способ урегулирования — в суде. Именно такие задачи решаются специалистами-медиаторами. Эксперты в сфере медиации рассказали, как работает эта технология и как с ее помощью можно обеспечивать конструктивный диалог между различными институтами гражданского общества и властью. По мнению представителей Общественной палаты Кубани, умение договариваться способствует гармоничному развитию общества.
Технология во благо общества
Круглый стол, посвященный применению альтернативных технологий для досудебного урегулирования споров, собрал представителей муниципальной власти, государственных и муниципальных учреждений, бизнеса, краевых уполномоченных по защите прав предпринимателей и по правам человека, краснодарского отделения Ассоциации юристов России. Организаторами мероприятия выступила Общественная палата Краснодарского края и АНОДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)». Темой общей дискуссии стали составляющие технологии и опыт медиации.
По мнению участников круглого стола, особенно ценным результатом подобных мероприятий является то, что их наработки могут использоваться в дальнейшей деятельности различных общественных институтов.
Как отметила председатель краевой Общественной палаты Любовь Попова, современное общество по определению существует в условиях постоянных противоречий: сталкиваются разные мнения, разные идеологии, интересы и выгоды.
— В последние два года в связи с пандемией противоречия особенно обострились практически во всех сферах жизни,— обозначила свою позицию Любовь Попова. — Общество находится в сильном эмоциональном напряжении. И поэтому для решения конфликтов внутри общественных институтов и между обществом и властью необходимо использовать щадящие технологии: не доводить конфликты до судов, а решать их мирно — путем медиации.
По мнению руководителя Центра переговоров и урегулирования споров (медиации) Елены Морозовой, конфликтная ситуация начинается, когда еще нет прямого противодействия между заинтересованными сторонами, и именно в этот момент необходимо выяснять, какие именно интересы могут столкнуться и где точка их пересечения. Такую задачу и решают профессиональные медиаторы.
— Важно успевать принимать правильные решения до того, как конфликт обострится. Недовольство сторон влечет эмоции — эмоции мешают договариваться. Медиатор помогает сбавить накал и привести диалог к конструктиву. Только когда участники переговоров удовлетворены их результатами, они готовы выполнять договоренности и правила, брать на себя ответственность,— убеждена Елена Морозова.
Информация на вес золота
Медиация существует так давно, как существуют конфликты. К услугам посредников при разрешении споров люди прибегали еще в Вавилоне, Финикии и Древней Греции. Называлось это по-разному: посредничество, ходатайство, предложение добрых услуг. Председатель комиссии ОП КК по вопросам гармонизации межнациональных и межрегиональных отношений Руслан Асланян уверен, что именно умение договариваться способствует гармоничному развитию современного общества. А потому первостепенной задачей становится развитие института медиации в российских регионах.
— Урегулирование конфликтов альтернативными путями, такими как медиация, для нашей страны до сих пор непривычно. Соответствующий федеральный закон вступил в силу лишь в 2011 году. Однако во всём мире внесудебные процедуры активно используются не один десяток лет. Особенно важно использовать медиацию, когда затрагиваются интересы больших сложносоставных групп людей. Их должны представлять институты гражданского общества и специалисты по коммуникациям,— подчеркнул Руслан Асланян.
На VI Всероссийском съезде судей президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что необходимо всемерно развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире. Российский глава говорил о досудебном и судебном урегулировании споров посредством переговоров и мировых соглашений, а также об альтернативных способах разрешения конфликтов. То есть о сути процедуры медиации как способа урегулирования споров при содействии профессионала и на основе добровольного согласия сторон.
По мнению экспертов, в основном конфликты между властью и обществом провоцирует недостаток информации или намеренное ее искажение. Например, когда вносятся изменения в законодательство или принимаются экстренные ограничительные меры, как в условиях пандемии.
В данном контексте задачей институтов гражданского общества и профессиональных медиаторов становится обеспечение доступа общества к подтвержденной документами информации. Иными словами, медиаторы должны переводить с языка законодателя на простой, «человеческий» язык, разъяснять гражданам действия и решения власти и обеспечивать учет мнений всех заинтересованных сторон.
Святая наука расслышать друг друга
Одним из главных достоинств специалиста-медиатора стоит считать его беспристрастность. Он нейтрален к сторонам конфликта, не оценивает их взгляды и убеждения, не дает советов. Он создает пространство для эффективных и конструктивных переговоров, помогая участникам конфликта снизить эмоциональный накал, отделить факты от интерпретаций и осознать свои интересы.
Основной проблемой современного общества является катастрофическое неумение говорить о своих желаниях и слышать партнера. Иными словами, медиатор помогает сторонам услышать друг друга. Общественная палата является одним из институтов медиации, поскольку доносит мнения общественности до власти всех уровней и позицию власти — до граждан. В связи с этим в обществе растет потребность в специалистах, способных использовать медиативные техники в переговорах и медиацию для урегулирования конфликтов и споров.
При досудебном решении конфликтов, бесспорно, в выигрыше в той или иной степени остаются обе стороны. В суде, как известно, спор решается с применением нормы права и рассмотрения доказательств обеих сторон, то есть за основу изначально берется принцип состязательности сторон. Медиатор сам же спор не решает, а содействует выработке сторонами обоюдовыгодного решения, то есть способствует сотрудничеству сторон.
Кроме того, стороны в суде являются пассивными участниками (наблюдателями) и не имеют возможности повлиять на сам процесс. В процедуре медиации стороны становятся активными участниками процесса, оставаясь «собственниками своего спора», обладают свободой действий и, что очень важно, сами могут устанавливать правила. Иными словами, суд ориентирован на прошлое, а медиация — на создание взаимоприемлемого будущего, решение суда основано на стратегии «выигрыш — проигрыш», а в медиации — на принципе «выигрыш — выигрыш».
Также в пользу альтернативной технологии урегулирования споров говорит и тот факт, что суд — это долговременный процесс, зачастую продолжающийся месяцами или даже годами, а в медиации часто достаточно одной-двух процедур для выработки взаимоприемлемого для каждой из сторон решения.
И наконец, решения суда исполняются в большей части принудительно. А решения, принятые в процессе медиации, исполняются самими же сторонами добровольно.
Краевая Общественная палата за восемь лет работы накопила большой опыт медиативного урегулирования конфликтов с привлечением специалистов в этой сфере, к примеру в период глобальных изменений законодательства, таких как пенсионная реформа и внесение поправок в Конституцию РФ, в период выборов депутатов Государственной Думы, во время пандемии, на фоне связанных с ней новых требований и изменений условий жизни общества.
— Главный принцип любых реформ — сначала объясни, а потом реформируй,— убеждена Любовь Попова.
Председатель кубанской Общественной палаты убеждена, что именно поэтому практику медиации в обществе необходимо системно развивать на всех уровнях.