Главы комитетов Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в нижнюю палату парламента законопроект, согласно которому представителей властей будут лишать свободы на срок до 12 лет за пытки заключённых. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова прокомментировала данный законопроект.
20 декабря внесён проект закона об усилении уголовной ответственности за пытки.
Данный вопрос являлся предметом обсуждения в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул необходимость принятия системных мер, которые бы изменили ситуацию по искоренению этого недопустимого явления.
Законопроект приводит понятие пыток в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) и Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.), предлагается внести ряд изменений в УК РФ; формирует пытки как квалифицированный признак должностного преступления, совершённого дознавателем, следователем и другими сотрудниками правоохранительных органов.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова поддерживает инициативу сенаторов и депутатов. Ранее федеральный омбудсмен многократно поднимала тему пыток в связи с резонансными событиями в уголовно-исполнительной системе, произошедшими в Саратове, Иркутске и Кирове. С 2019 г. при уполномоченном создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении изменений в действующее законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за пытки.
Кроме того, в докладе уполномоченного за 2019 год были даны рекомендации, устанавливающие уголовную ответственность за пытки, а именно: ввести специальную норму в УК РФ, усилить гражданский контроль и использовать одно из эффективных средств в мировой практике по противодействию насилию – введение института Национального превентивного механизма, который возможно создать на федеральном уровне и закрепить его функции за уполномоченным.
В докладе уполномоченного за 2020 г. также звучала тема пыток, а в 2018 г. в Комитет ООН против пыток был направлен альтернативный доклад федерального омбудсмена по данной проблеме.
Стоит отметить, что законодатели учли представленные ранее федеральным омбудсменом предложения в законопроект. Вместе с тем некоторые его положения представляется целесообразным уточнить при его доработке ко второму чтению.