Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Ввести принудительную вакцинацию и не морочить голову

, 09:49

Ввести принудительную вакцинацию и не морочить голову
Андрей Коршунов

Владимир Путин потребовал доработать законопроект о QR-кодах в общественных местах. По словам главы государства, законопроект, который накануне в первом чтении приняла Госдума, должен быть ясным и понятным. Напомним, что накануне Госдума приняла в первом чтении проект закона о COVID-сертификатах для посещения общественных мест.
За законопроект на пленарном заседании нижней палаты парламента проголосовали 329 депутатов, против — 87, один воздержался. Среди тех, кто не поддержал проект, были представители КПРФ, «Справедливой России — За правду» и «Новых людей». Они сочли, что закон нарушает права россиян.

Согласитесь, что подобное в нашем парламенте можно наблюдать нечасто. Поэтому мы попросили прокомментировать ситуацию адвоката, председателя челябинской коллегии адвокатов «Экономическая» Андрея Коршунова

- Андрей Геннадьевич, закон который уже окрестили в народе законом о куаркодах в общественных местах это, по сути, обычный рамочный законопроект, которым предлагается регулировать посещение гражданами общественных мест во время пандемии. По мнению многих экспертов, политиков и даже самих законодателей некоторые введенные в стране ограничения были бы допустимы лишь при режиме чрезвычайного положения. Но власти долгое время не хотели называть вещи своими именами и явно боялись слов «чрезвычайное положение», «чрезвычайная ситуация» или «карантин»…


Почему бы не вакцинироваться?

- Очень похоже, что граждане России испытывают определенное недоверие к инициативам, исходящим от власти. История тут давняя. После того как государство кинуло в 90-е годы с вкладами в Сбербанке и приватизацией, в нулевые с монетизацией льгот, и совсем недавно с пенсионной реформой, да и с той же оптимизацией здравоохранения, это вполне естественно.

- При этом радует, конечно, что наконец-то в Думе было обсуждение, в котором высказывались противоположные позиции и разные мнения. Давно в нашем доме такого не было. Вот другое дело, что обсуждение это со стороны некоторых партий вылилось, скажем, так в нечто похожее скорее на какие-то акции протеста и демонстрации…

И такое уважаемое заведение как Дума, это, конечно же не красит. А подобный законопроект давно был нужен. Как только начали вводить ограничения, многие стали спрашивать, а на основании чего вводят ограничения закона.

У нас всё-таки в Конституции право свободного перемещения и выбора места пребывания, и в этой же Конституции сказано, что ограничение прав и свобод граждан допускается только на основании Федерального закона. Действительно давным-давно уже нужно было принимать этот закон, но как мы видим, жизнь, она идёт всегда впереди писаного закона. И жизнь как раз продемонстрировала такую ситуацию, когда проявилась острая необходимость в том, чтобы решать ковидные проблемы. И прежде всего связанные с быстрым распространением этого заболевания. Да законодательство в стране отставало от жизни.
А если смотреть практику судов, то есть по сути можно сказать, что эти решения они верны, но по юридической мотивировке все это часто у многих юристов вызывало вопросы. И это всё обсуждалось в социальных сетях, именно нормативное обоснование вот этих мер, которые принимались по ограничению свободы граждан. Начиная с самого начала, когда ещё в двадцатом году частично запрещалось перемещение. А в дальнейшем, то что касалось обязательного ношения масок, и сейчас, то, что касается QR. И здесь эта связь с отсутствием правового обоснования в стране уже достигла апогея.

Мы просто теряем время

- Ну, с нами все понятно. Россия всегда идет своим особым путем. А каковы перспективы с ограничением свобод и прав людей из-за ковида в других странах?

- А вы просто посмотрите мировую практику. Уже появились дела, которые дошли из ряда европейских стран до Европейского суда по правам человека. И, как и ожидалось Европейский суд в условиях пандемии никакого особого нарушения прав там не увидел. И в первую очередь касательно ограничения свободы перемещения граждан. Он признал, что безопасность права на жизнь и на здоровье большинства граждан оправдывает ограничения свободы конкретного человека, конкретного гражданина.
И у нас в законопроекте речь идёт о том что необходимо для граждан не привитых и не переболевших, то есть потенциально могущих опять заразиться. И вот эта категория граждан могут в зараженном виде что-то принести другим, или наоборот, сами чем-то заразиться.

И поэтому предлагается ограничить каким-то образом и регламентировать посещение ими общественных мест: места проведения массовых мероприятий, учреждений культуры, учреждений общепита и учреждений розничной торговли. А в процессе обсуждения было предложено включение в этот же перечень транспорт. Но транспорт после первого чтения, туда не включили. Решено провести ещё какие-то совместные консультации с минтрансом, и после этого уже определиться, включать его или нет…

Хотя, по моему мнению, стоит отметить, что, наверное, в первую очередь, из всего что перечислено, из всех этих общественных мест, наверное транспорт самый опасный. Концентрация людей в метро в час пик, переполненные маршрутки, где люди буквально нос к носу сидят по полтора часа. Казалось бы, транспорт необходимо включать в первую очередь, и такое ограничение вполне определённым образом будет способствовать всё-таки снижению заболеваемости.

Причём сам законопроект грамотно и демократично, а главное гибко наделяет регионы правом самим, в общем-то, решать какие санитарные ограничения им вводить конкретно применительно к этому региону. В зависимости от того какая эпидемиологическая ситуация там. Напомню еще раз, что законопроект данном случае рамочный, то есть он устанавливает рамки, какие ограничения могут быть введены. А вот уже когда они будут, конкретно вводится, это все будет решать каждый регион самостоятельно. Органы его власти, выбранные населением, опять же в зависимости от того как складывается обстановка с ходом пандемии.

Потому что если мы посмотрим количество привитых людей в каждом регионе, то оно разное. В одном регионе почему-то граждане идут и прививаются. Ну а в другом почему-то не хотят.

Причём речь в законопроекте идёт, как объясняют авторы она не столько идёт об этих QR кодах. Это всего лишь такая цифровая реинкарнация вот этой вот меры, а речь идёт об ограничении прав для не привитых.

Возможно, правильнее было бы не морочить людям голову с этими QR кодами, а просто провести вакцинацию принудительную или не принудительную, но всеобщую. Разница тут конечно небольшая, но она все, же есть. Как это делалось раньше.
Согласитесь, что сегодня, не каждый вакцинированный имеет qr-code, да и не каждый кто имеет куаркод на самом деле вакцинирован. Многие пожилые люди не могут разобраться с этими госуслугами, да и в этом сайте тоже есть определенные проблемы.

Вспомните историю с массовой вакцинацией. Они же во всех странах всегда были. Вот и в истории нашей страны, они тоже были. И благодаря им многие опасные болезни не распространялись среди населения.

Сегодня мы говорим QR код, и подразумеваем, что под ним имеет место вакцинация. Так и давайте не будем морочить друг другу голову куар кодами.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram