Круглый стол, посвященный применению альтернативных технологий для досудебного урегулирования споров собрал представителей муниципальной власти, государственных и муниципальных учреждений, бизнеса, краевых уполномоченных по защите прав предпринимателей и по правам человека, краснодарского отделения Ассоциации юристов России. Организаторами мероприятия выступила Общественная палата Краснодарского края (ОП КК) и АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)».
Участники круглого стола обсудили составляющие технологии и опыт медиации.
Как отметила председатель краевой Общественной палаты Любовь Попова, современное общество по определению существует в условиях постоянных противоречий: сталкиваются разные мнения, разная идеология, интересы и выгоды
– В последние два года, в связи с пандемией, противоречия особенно обострились практически во всех сферах жизни, – уточнила Любовь Попова, – общество находится в сильном эмоциональном напряжении. И поэтому для решения конфликтов внутри общественных институтов и между обществом и властью необходимо использовать щадящие технологии: не доводить конфликты до судов, а решать их мирно путем медиации.
По словам руководителя Центра переговоров и урегулирования споров (медиации) Елены Морозовой, конфликтная ситуация начинается, когда еще нет прямого противодействия между заинтересованными сторонами, и именно в этот момент необходимо выяснять, какие именно интересы могут столкнуться и где точка их пересечения. Такую задачу и решают профессиональные медиаторы.
— Важно успевать принимать правильные решения до того, как конфликт обострится. Недовольство сторон влечет эмоции, эмоции мешают договариваться. Медиатор помогает сбавить накал и привести диалог к конструктиву, – пояснила Елена Морозова, – только когда участники переговоров удовлетворены их результатами, они готовы выполнять договоренности и правила, брать на себя ответственность.
Председатель комиссии ОП КК по вопросам гармонизации межнациональных и межрегиональных отношений Руслан Асланян уверен, что именно умение договариваться способствует гармоничному развитию общества.
– Урегулирование конфликтов альтернативными путями, такими как медиация, для нашей страны до сих пор непривычны. Соответствующий Федеральный закон вступил в силу лишь в 2011 году. Однако во всем мире внесудебные процедуры активно используются не один десяток лет. Особенно важно использовать медиацию, когда затрагиваются интересы больших, сложносоставных групп людей. Их должны представлять институты гражданского общества и специалисты по коммуникациям, – подчеркнул Руслан Асланян.
По мнению экспертов, в основном конфликты между властью и обществом провоцирует недостаток информации или намеренное ее искажение. Например, когда вносятся изменения в законодательство или принимаются экстренные ограничительные меры, как в условиях пандемии. Задача институтов гражданского общества и профессиональных медиаторов — обеспечивать доступ общества к подтвержденной документами информации, переводить с языка законодателя на простой «человеческий» язык, разъяснять гражданам действия и решения власти и обеспечивать учет мнений всех заинтересованных сторон. Общественная палата является одним из институтов медиации, поскольку представляет и доносит мнения общественности до власти всех уровней и позицию власти — до граждан.
Краевая Общественная палата за восемь лет работы накопила большой опыт медиативного урегулирования конфликтов с привлечением специалистов в этой сфере. К примеру, в период глобальных изменений законодательства, таких как пенсионная реформа и внесение поправок в Конституцию РФ, в период выборов депутатов Государственной Думы, во время пандемии, на фоне связанных с ней новых требований и изменения условий жизни общества.
– Главный принцип любых реформ — сначала объясни, потом реформируй, – убеждена Любовь Попова, – поэтому практику медиации в обществе необходимо системно развивать на всех уровнях.