В России без фанфар и пафоса завершилась Всероссийская перепись населения – как и положено, раз в 10 лет. Официально её итоги опубликуют только весной 2022 г., но уже есть и первые оценки, и скандалы. В кои-то веки подсчёты не сулят властям поводов для гордости: падает рождаемость, растёт смертность, народ беднеет и эмигрирует. Но у нашего чиновника в крови сделать хорошую мину при плохой игре.
Все как один
Если кто не заметил, перепись прошла с 15 октября по 14 ноября 2021 года. Жители труднодоступных районов страны смогут ответить на вопросы до 20 декабря. Но ещё 12 ноября замглавы Росстата Павел Смелов заявил, что в ней приняли участие более 99% россиян. На всю затею ведь потратили 32 млрд рублей, а переписчики, получая по 18 тыс., ходили по квартирам, предлагая всем от мала до велика ответить на 33 вопроса, разделённых на две темы. Первые 23 традиционно-анкетные – о поле, возрасте, гражданстве, национальности. Ещё 10 вопросов о жилищных условиях: месте проживания, площади квартиры, количестве комнат. Анкету можно было заполнить и на портале госуслуг, но подавляющее большинство россиян опрошены именно переписчиками на пороге собственного жилья.
Суть всех шуток, заполнивших блогосферу после заявления Смелова о 99%, сводилась к тому, что переписчиков не видел вообще никто – ни сами авторы едких постов, ни их знакомые. Социологи и журналисты проводили среди своей аудитории переклички – выходило, что в переписи приняли участие только 25–30%. Росстат съехал с темы, сказав, будто «методологически некорректно» озвучил «процент исполнения организационного плана».
Сами переписчики рассказывали об апатии участников переписи, которых не так-то просто разговорить. Их отношение к желанию государства побольше у них узнать, как правило, настороженное. Поэтому план нагоняли при помощи «административной переписи» – пополняли базу данных по домовым книгам. Это в стране, где около половины людей не живут по месту регистрации. А в ЖЭКах и паспортных столах понятия не имеют, кто у них в районе умер и родился, пока им в контору не принесут документ с голограммой.
Для чиновников на местах «административная перепись» очень удобна. Во-первых, появляется возможность похимичить с деньгами. Во-вторых, «наверх» пойдут сведения давно минувших лет, когда страна неплохо развивалась, и в 2012 г. у неё даже случился небольшой естественный прирост населения. А нынче одна только избыточная смертность от ковида за полтора года превысила миллион человек.
Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников отмечает, что пиар-кампания переписи провалена: власти не посчитали нужным объяснить населению, зачем нужна перепись. Даже выборы вызвали в народе больший энтузиазм.
Беда не только в том, что перепись была с недоверием встречена населением. Эконом-географ Наталья Зубаревич отмечает, что для науки большая проблема – отсутствие честных справедливых данных. Они помогают государству понимать, на каком свете оно находится. Например, в 2002 г., по переписи, 71% жилищ были с канализацией, а в 2010 г. – уже 83%. А собственный тёплый туалет – только у 73%. Государство обязано это знать, планируя адресную социальную поддержку, ради которой оно де-юре и существует. Тот факт, что между переписями 2002-го и 2010 г. исчезло 48% населённых пунктов, позволяет планировать развитие городов.
Демограф Алексей Ракша признаёт, что давно не пользуется переписью, публикуемой российскими властями: «За две первые переписи населения выяснилось, что в России проживает больше людей, чем предполагалось. Результаты первой переписи увеличили на два миллиона, а второй – на миллион. Цифры завышали, например, в Москве и на Северном Кавказе. В этом году финальная цифра тоже будет зависеть от фантазий чиновников в отдельных регионах».
Бумажные войны
Согласно данным Росстата, естественная убыль населения России за январь–сентябрь 2021 г. составила 675, 7 тыс. человек, что почти на 288, 6 тыс., или на 74, 5%, превышает показатели 2020 года. За девять месяцев текущего года в России родились 1, 049 млн человек, а умерли 1, 725 миллиона. Однако и в 2020-м социологи фиксировали падение показателей по всем статьям. Суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину упал за пять лет с 1, 77 ребёнка до 1, 5.
По сути, всё не так ужасно. Самая высокая рождаемость теперь не на селе, а в городах, в семьях образованных и сравнительно обеспеченных людей. Даже если депопуляция продолжится, то к 2040 г. в России останется 130–135 млн человек. А что страшного? В Канаде, например, проживает 37 млн человек, в Австралии – 30 миллионов. И сколько бы ни говорили о важности естественного прироста для экономического развития, русская деревня перестала быть поставщиком рабочей силы ещё полвека назад. Но это не помешало бурному экономическому развитию в нулевые годы.
Проблема в том, что меры властей по поощрению рождаемости вышли столь же неуклюжими, как и сама перепись. Многие из этих мер осуществлялись по-чиновничьи и были сродни животноводству. Ведь корова должна давать молоко и мясо, а фермеру без разницы, счастлива она или нет. Аналогично чиновнику наплевать, каков будет результат «увеличения брачности» в долгосрочной перспективе, какую криминогенную ситуацию она создаст лет через 15–20.
Как рассказывали «АН», в 2013 г. полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин обмолвился, что 110 тыс. потенциальных первоклассников не пошли в школу. Они вроде как существуют по документам, на многих из них получен материнский капитал – а по факту их нет. Заявление Хлопонина вызвало в Москве ступор – его долго не комментировал никто из членов правительства Дмитрия Медведева, хотя сам премьер дал приказ разобраться: кто из этих детей переехал в Москву, например, а кто «рождался» только для получения бюджетных средств.
Но если начать всерьёз разбираться, то может оказаться, что счёт «фиктивных младенцев» по всей стране может идти на миллионы. По данным Росстата, с 2006 по 2013 г. рождаемость в Дагестане выросла почти на четверть: с 15, 3 до 19 новорождённых на 1000 жителей. В соседней Чечне рождаемость достигла 30 младенцев на 1000 жителей и превысила смертность в пять раз! Если начать это копать, весь разрекламированный в начале 2010‑х беби-бум может выйти одной сплошной аферой. Поэтому к проблеме «мёртвых душ» правительство никогда больше не возвращалось. Как ни в чём не бывало в конце 2019 г. тогдашний министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин призвал равняться на Карачаево-Черкесию в вопросах рождаемости, связав лучший в регионе рост с поддержкой материнства и детства, которую оказывают местные власти: «В Карачаево-Черкесии – плюс 4% по итогам девяти месяцев. Это один из самых лучших результатов в Российской Федерации».
По словам директора Института демографии НИУ ВШЭ Сергея Захарова, в распоряжении наших политиков достаточно материалов по передовому международному опыту, который говорит, что выплачивать деньги за детей – это неэффективная мера. Работают другие приёмы: бесплатное жильё, льготные продукты, качественное медобслуживание. А также незримое ощущение, что в этой стране есть смысл вкладываться и зарабатывать, а твои доходы – не просто добыча для поиздержавшихся чинуш.
Тем не менее в 2019 г. россиян крепко повеселил приказ министерства труда Татарстана сперва «провести анализ количества одиноких мужчин и женщин в возрасте до 30 лет, не имеющих детей и не вступивших в брак». Проанализировав их резоны, «принять меры по увеличению брачности». Сверху требуют создать условия для знакомства молодёжи, в том числе на уровне сельских поселений. Где часто не сохранилось ни клубов, ни библиотек, ни даже кафе вследствие знаменитого курса «оптимизации».