— Как известно, 2021 год принес ряд изменений в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность, в том числе в сфере государственного земельного надзора. Расскажите, с чем это связано и какие изменения произошли.
— С 2014 года в Российской Федерации идет масштабная реформа взаимодействия государства, общества и бизнеса посредством контрольно-надзорной деятельности, внедрение рискориентированного подхода, систематизация и актуализация обязательных требований.
Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она проводится с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной и эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.
Предстоит изменить основную цель государственного и муниципального контроля с выявления нарушений и применения наказания за них на обеспечение соблюдения обязательных требований.
Вводится система эффективности и результативности государственного контроля (надзора). А также внедряются масштабные изменения в сфере цифровизации контрольно-надзорной деятельности (КНД), применение единой государственной платформы сбора данных. В ходе данной реформы правительство создало цифровую платформу мониторинга контроля и надзора в России: это Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий (ЕРКНМ), все существующие информсистемы сейчас задействованы в нем и связаны.
— А какие возможности появились у лиц, в отношении которых проводится государственный земельный надзор, по защите своих прав?
— Также обширное изменение коснулось системы досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов. Сейчас система досудебного обжалования решений некоторых госорганов работает в пилотном формате. С 1 января 2023 года механизм будет обязательным для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле. Это значит, что до обращения в суд необходимо пройти процедуру обжалования в органе контроля. Отмечу, что это может осуществляться только в рамках цифровой платформы (единый портал государственных услуг).
Предполагается, что это позволит сократить временные и финансовые издержки для бизнеса и позволит разгрузить суды. Срок рассмотрения жалобы ― не более 20 рабочих дней.
— Каковы основные цели принятия нового Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?
— Категорирование объектов, то есть отнесение земельных участков подконтрольного лица к определенной категории риска, а также рискориентированный подход являются ядром концепции реформирования системы госконтроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации, поэтому его закрепление в недавно принятом Федеральном законе от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» было закономерным.
— А есть какие-то особые сроки и ограничения при осуществлении государственного земельного надзора?
— Новым законом закреплен приоритет осуществления плановых мероприятий в соответствии в зависимости от категорий риска, а также установлена периодичность их проведения:
— для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, не чаще чем один раз в три года и не реже чем один раз в шесть лет;
— для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не чаще чем один раз в пять лет и не реже одного раза в шесть лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Отмечу, что перечни земельных участков с указанием категорий риска можно посмотреть на официальном сайте управления Росреестра по Краснодарскому краю frskuban.ru.
— Какие новые виды контрольно-надзорных мероприятий проводит Росреестр?
— Да, действительно, добавлены новые виды контрольно-надзорной деятельности, проводимые Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии: инспекционный визит, рейдовый осмотр; без взаимодействия с контролируемым лицом — наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, а также определены контрольно-надзорные действия при том или ином контрольно-надзорном мероприятии.
С вступлением в силу нового законодательства изменились сроки проведения проверок как выездных, так и документарных, они значительно сокращены.
Общий срок составляет 10 рабочих дней, а сроки всех остальных мероприятий не должны превышать одного рабочего дня.
— Расскажите, изменился ли порядок информирования лиц о проводимых мероприятиях.
— Да, согласно положениям закона к 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронного документа со стороны контролируемого лица простой электронной подписью. Также вводится информирование контролируемых лиц о совершаемых действиях и принимаемых решениях, оно будет осуществляться через «Личный кабинет» контролируемого лица, единый реестр КНМ. Также может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором предоставляются при государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
— В каком порядке теперь осуществляется согласование контрольно-надзорных мероприятий с органами прокуратуры?
— В настоящее время все внеплановые (надзорные) мероприятия, в том числе в отношении граждан, согласовываются с органами прокуратуры в соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 №294. Согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением документарной проверки, осуществляется только с использованием ЕРКНМ, с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). Также только через эту систему согласуются планы проверок.
В случае отсутствия в указанном едином реестре сведений о надзорном мероприятии либо отдельном надзорном действии на момент начала их проведения осуществление таких мероприятий не допускается.
— Куда и каким способом можно обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением, содержащим информацию о нарушениях земельного законодательства, с целью проведения контрольно-надзорных мероприятий?
— Обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 59 Федерального закона №248 установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, то есть заявления о проведении проверок соблюдения земельного законодательства принимаются к рассмотрению.
Подавать такие обращения (заявления) гражданам и организациям либо их уполномоченным представителям можно непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации — с предъявлением документа, подтверждающего его полномочия.
Помимо этого, возможна подача таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в Интернете, а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов.
Особое внимание обращаю на новую норму, введенную Федеральным законом №248: если в заявлении будет указана заведомо ложная информация, то контрольный орган вправе обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных им в связи с рассмотрением такого обращения.
Отдельно хочу остановиться на особенности привлечения за нарушения, заключающиеся в использовании земельного участка не по целевому назначению — не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) виду разрешенного использования влечет административную ответственность. Однако количество выявленных нарушений земельного законодательства по данной статье за последний год значительно снизилось. Это связано, в том числе и с вынесенным решением Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 №42-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М. Г. Анциновой».
Хотя Конституционный Суд Российской Федерации указал, что владельцы земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), если они в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка самостоятельно выбирают вспомогательный вид его разрешенного использования. Однако не стоит игнорировать положения п. 3 ч. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым исключается возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных, так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. Таким образом, использование земельного участка для осуществления видов деятельности, предусмотренных ПЗЗ только в качестве вспомогательного для территориальной зоны (без использования для видов деятельности, предусмотренных ПЗЗ в качестве основных), является нарушением требований, установленных положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
И последнее. Хочу отметить, что Росреестр уделяет особое внимание соблюдению реализации государственной функции по федеральному государственному земельному контролю (надзору). Обращаю внимание граждан, должностных лиц, юридических лиц и их представителей, индивидуальных предпринимателей на необходимость соблюдения обязательных требований законодательства при использовании земельных участков. Еще раз проверьте свою документацию на землю, и, если обнаружите несоответствие с фактическим использованием, не стоит ждать визита государственного инспектора — необходимо приводить документы в порядок. Возможности для этого в настоящее время есть! Заявления подаются и через МФЦ, а также в электронной форме на официальных сайтах государственных и муниципальных учреждений и ведомств.