Эйфории от обращения к чиновникам и политикам напрямую и в соцсетях не наблюдается.
На прошлой неделе нижегородский Институт проблем социального управления опубликовал результаты социологического опроса «Оценка нижегородцами эффективности каналов взаимодействия с органами власти 2021».
На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
- Обращались ли вы за последние год-два в органы власти для решения своих или общественных (коллективных) проблем, предложений и т. п.?
- Независимо от того, обращались вы или нет в органы власти города или области, какие способы взаимодействия с ними вы считаете наиболее эффективными? (Оцените от 1 до 5, где 1 – совершенно неэффективно, бесполезно, 5 – очень эффективно, сразу отреагируют.)
- Знаете ли вы о наличии портала по взаимодействию с населением «Вам решать»?
- Знаете ли вы о наличии платформы обратной связи органов власти с населением на сайте госуслуг?
- Как вы относитесь к активности политиков и чиновников в социальных сетях?
В итоге опроса выяснилось, что больше половины нижегородцев уверены: активность политиков и чиновников в социальных сетях ни на что не влияет.
Эйфорию от того, что можно напрямую обратиться к политикам и чиновникам через их аккаунты в социальных сетях, сегодня испытывают значительно меньше нижегородцев, чем год назад: 28,7% против 47,6%. А разочаровавшихся в такой возможности стало гораздо больше – 34,1% в прошлом году и 51,4% – в нынешнем.
О наличии возможности связи с властью через порталы госуслуг или «Вам решать» знают большинство жителей Нижегородской области (73,8 и 58,7% соответственно). Однако пользовались этой возможностью значительно меньше граждан: 29,5 и 18,5%. Ответы нижегородцев показывают, что эффективность портала «Вам решать» оказалась выше – 11,2% против 11,1% у госуслуг. Примерно столько же респондентов – 11,9 и 11,8% – считают оба этих портала бесполезными, а потому никогда к ним не обращаются.
«Оценка эффективности интерактивных каналов обращения в органы власти за минувший год стала гораздо менее положительной. Все они в глазах нижегородцев потеряли свое значение, что видно из сравнения с прошлым годом. Если в 2020 году 37,1% считали любое обращение непосредственно к президенту РФ очень эффективным, то в 2021 году таких осталось только 14,6%. Даже личное обращение к руководству, то есть посещение приема, на пятерку оценивает лишь каждый пятый (20,9%), а общение через государственные электронные ресурсы – госуслуги и сайт “Вам решать” – полностью удовлетворяет только 14,8 и 11,6% соответственно. Это может быть связано как с нестабильностью работы этих ресурсов, так и с нежеланием значительной части населения уходить в виртуальное общение с властью», – прокомментировал результаты опроса директор Института проблем социального управления Максим Лубяной.
Вот приедет барин…
Подобная информация наводит на печальные думы. Выходит, как ни старается наша власть, от федеральной до местной, облегчить населению общение с собой любимой, глубинный народ отвечает на все эти потуги черной неблагодарностью.
Вместе с тем от формальных стараний власти в этом направлении тоже не отмахнешься. Трудно отрицать удобство для россиян появления возможностей для получения онлайн-госуслуг. Не исключение и Нижегородская губерния. По всяческим цифровизациям, в том числе и в сфере взаимодействия с населением, она в числе передовых. У нас разработаны и действуют порталы с интерактивной связью в самых разных властных и социальных сферах. Практически всех мало-мальски значимых чиновников обязали завести свои странички в инстаграме, где подписчики могут оставлять свои обращения и комментарии. Лидирует здесь губернатор Глеб Никитин, у которого уже порядка 300 тысяч подписантов. Он же будет в передовиках и по действенности обращений жителей, и в то же время по числу негативных комментариев. Что, в общем-то, для первого лица в регионе неудивительно. Еще в качестве сетевого передовика можно отметить регионального министра здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова в силу актуальности сегодня медицинской, и в первую очередь антиковидной, темы. У него, как и его начальника, тоже масса поклонников и яростных критиков. Целый ряд сетевых активистов отмечает действенность личных обращений к министру, многим он реально помог. Но и критики в адрес этого популярного регионального чиновника тоже хватает – частенько не отвечает на неудобные для своего ведомства вопросы и обращения, а то и вовсе банит наиболее жестких комментаторов. Не остается без их внимания и склонность Давида Валерьевича к самопиару.
Тем не менее даже при формальной сетевой популярности этих высоких региональных чиновников-технократов уровень доверия к ним со стороны населения высоким пока не назовешь. Не удается им выйти из образа «столичного молодого барина», снисходительно наставляющего отсталых и неразумных «аборигенов». Правда, и без подарков для них с барского плеча тоже не обходится.
От диалога к театру одного режиссера
На муниципальном уровне тоже найдутся местные главы, которые не боятся напрямую встречаться с населением и проявлять активность в социальных сетях. Есть среди них и местные выходцы, и заезжие «варяги». Из последних можно отметить главу Балахнинского округа Александра Галкина, мэра Дзержинска Ивана Носкова, кстовского и арзамасского глав Андрея Черткова и Александра Щелокова. Из местных регулярно встречается с народом глава Шахуньи Роман Кошелев. Вот образец его свежего объявления об очередной встрече:
«29 ноября 2021 года в 17 часов 30 минут состоится встреча главы местного самоуправления городского округа город Шахунья Кошелева Романа Вячеславовича с жителями округа. Также свой вопрос можно задать в режиме онлайн. Во время встречи будет проводиться прямой эфир в инстаграме: https://www.instagram.com/gorodskoiokruggorod/. Интересующие вас вопросы можно задать в комментариях к прямому эфиру. Место встречи: городской Дворец культуры. Адрес: г. Шахунья, ул. Чапаева, д. 1. Приглашаем всех желающих!»
Последняя строчка объявления особенно важна при подобных встречах. Мы помним, как начинал свои встречи с населением бывший мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов. Сначала они тоже были для всех желающих, а когда народ осмелел и начал задавать неудобные острые вопросы, районные администрации стали фильтровать и аудиторию встреч, и задаваемые вопросы. В итоге живой и острый диалог стал превращаться в откровенно срежиссированные спектакли и вскоре сошел на нет.
Подобной излишней режиссурой со стороны регионального министерства внутренней политики и местных администраций грешат и встречи губернатора с жителями районов.
Не менее важно представителю власти найти нужную тональность в диалоге с глубинным народом напрямую и с граждански активным – в социальных сетях. Разговор через губу, по принципу «я начальник, ты дурак» здесь не прокатит и в итоге сведет на нет зачатки доверия и эффективности самых модных нынче средств коммуникации. Как показывают итоги соцопроса, у ответственных за коммуникации представителей власти здесь непаханое поле работы.
Новые формы со старым содержанием
Не будет особого толку от всех этих цифровых порталов, если их новомодные формы не наполнить актуальным реальным содержанием и такой же реальной и действенной обратной связью. Пока же они, особенно в сфере ЖКХ, больше напоминают систему ниппель. Сколько ни задувай туда свои обращения и жалобы, оттуда выходят в лучшем случае запоздалые отписки, а то и вовсе ничего не выходит. Показательны в этом плане кол-центры домоуправляющих компаний, где милые дамы с удовольствием примут вашу заявку, продиктуют ее регистрационный номер, но вот проверить ее выполнение им уже некогда. Иной раз могут перезвонить недельки через две и невинно спросить, появилась ли у вас горячая вода.
Казалось бы, интерактивные цифровые технологии должны были значительно облегчить запись жителей на медицинский прием. Однако из-за острого дефицита врачей эффект от этих возможностей сводится на нет. Если раньше человек встал пораньше, то он мог записаться к специалисту в поликлинике или к бюджетному стоматологу в тот же день. Сегодня записаться на прием к врачу можно через интернет не выходя, а вот реально попасть к нему – только через две недели. На более раннее время уже все расписано.
Или вот совсем свежий подобный пример на медицинскую тему из «телеги» «Нижний гиперболоид»:
«Буквально несколько дней назад я взывал к министру здравоохранения Нижегородской области Давиду Мелик-Гусейнову насчет того, чтобы минздрав запустил бот о наличии в конкретном медучреждении “Спутника лайт”. Выяснилось, что я забежал вперед самую малость. Минздрав подобный бот (https://t.me/vaccination52bot) запустил. Новый электронный помощник наших врачей умеет по запросу выдавать пэдээфку с основными вопросами по поводу вакцинации, информацией о вакцинах с сайта стопкоронавирус.рф, перечнем пунктов вакцинации в Нижнем и в области (снова пэдээф-файл, интерактива не ждите) и пошаговым алгоритмом записи на вакцинацию. Есть также опция “задать вопрос”, но если вы попытаетесь нажать на эту кнопку, то все, чем поможет вам медбот – это напишет телефон горячей линии нижегородского минздрава. Поэтому спросить про наличие в той или иной поликлинике “Спутника лайт” у меня не получилось. “Оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас”. Вообще весь функционал бота исчерпывается ровно за минуту, и я сейчас даже не преувеличиваю. Есть 5 опций, вы проходите по ним, вам высылают в чат пэдээфовский документ – и ариведерчи… А еще про инновационные методы общения с пациентами можно очень красиво докладывать губернатору. Тем паче что сам Глеб Сергеевич с вероятностью 99% в бот не полезет, ему некогда».
Диалог власти с населением на муниципальном уровне тоже не отличается высокой эффективностью, несмотря на самые новейшие его виртуальные формы. А все потому, что у местных глав, будь они семи пядей во лбу, нет ответов на актуальные системные вопросы населения в глубинке. Решение их вне компетенции местной власти, у которой для этого нет ни полномочий, ни ресурсов. Даже детскую площадку поставить сегодня без помощи области проблематично, не говоря уже о газификации или качественной медицинской помощи.
Когда «цифра» честнее чиновника
Вдобавок все эти умные штучки-дрючки оказываются палкой о двух концах. Вот, к примеру, наставили в Нижнем Новгороде продуваемые всеми ветрами умные остановки с информационными табло. Удобная вроде штука, а главное, правдивая. Табло честно показывает график движения общественного транспорта, выдавая интервалы прихода автобусов на отдельных маршрутах, особенно к вечеру, больше часа. Для власти, отвечающей за организацию движения общественного транспорта, настоящая стыдоба получается, несмотря на регулярные дорогущие транспортные стратегии.
У администрации Нижнего Новгорода есть замечательная цифровая платформа «Лобачевский», разработанная атомщиками. Она включает целый ряд интерактивных порталов, охватывающих все основные сферы городской жизни. Жители имеют возможность высказать свое мнение, проявить инициативу, пожаловаться городскому начальству. Есть там и интерактивная карта работы дорожной техники по уборке снега в режиме реального времени. Вот с ней тоже получаются неприятные казусы. Когда администрация бодро отчитывается о выезде на борьбу со снегом большого количества техники, зловредная карта в реальном времени показывает ее значительную часть стоящей на приколе. Эту особенность подметил не менее «зловредный» городской активист Евгений Лазарев и раструбил о ней в социальных сетях. Такие же «зловредные» жители не замедлили отозваться на это в своих комментариях. Вот наиболее типичные из них:
«В субботу прошлась по Печерам – ни одной единицы техники, ни одной рабочей силы в виде дорожных рабочих не увидела невооруженным глазом, наверно, работали в шапках-невидимках, зато увидела создание видимости проведенной работы – расчищенные “заботливыми” руками пятачки на остановках транспорта и ведущие к ним АБСОЛЮТНО ЛЕДЯНЫЕ пешеходные тротуары! Возник вопрос: коньки с собой брать или ползком добираться до этих остановок?»
«Время 15:00, 194 машины “в работе”. По-прежнему один трактор работает на Бору, одна машина в Кстове, один экскаватор уже двое суток в “Земляничной поляне”, кто-то аж на Южном обходе “задействован”. Но полторы сотни спецмашин, товарищи, стоят как вкопанные на местах стоянки в городе. Возможно, двигатель у них заведен и маячки активны. С минуты на минуту, судя по прогнозу, начнется снегопад. Завтра городские чиновники нам скажут, что 400 спецмашин работали на дорогах… И мы, конечно, заржем в голос».
«Молодцы, оптимизаторы! Теперь и врать можно в автоматическом режиме! Гениально!»
Вот такое вранье чиновников, наряду с бюрократическими отписками, и отвращает значительную часть населения от общения с властью – и от реального, и от виртуального. Позицию большинства разочаровавшихся в эффективности диалога с властью нижегородцев неплохо выразил в социальной сети пенсионер из Балахны Алексей Звонов:
«В моей жизни наступил такой период, когда вопросов к властям всех уровней и всех ветвей у меня больше нет».
А все потому, что бесполезно спрашивать.